Автор: Антон Матвейчук

21.04.2010

1 - 2 - 3 - 4 - 5

Летом 2008 года (то бишь 2 года назад) мне удалось осуществить давнюю мечту и снова съездить, на сей раз с братом, на Русский Север, в Каргополье, посетить все достопримечательности старинного города Каргополя и прилегающих деревень.

В первый раз я был в этих местах в юности десять лет назад, когда отрабатывал учебную практику плотника-реставратора. Уже тогда суровость и нищета Каргопольского края оставили свой неизгладимый след в моей душе, поразили меня красотой деревянных строений и храмов, зацепили потрясающей и при этом суровой природой и какой-то причастностью к тем, дореволюционным временам.

Благодаря удалённости от железной дороги и основных трасс город Каргополь и находящиеся в его округе деревни до сих пор еще хранят атмосферу и колорит былой Руси. Прогулка по одноэтажному Каргополю, пронизанному свежайшим воздухом, посещение немногих (по сравнению с тем, что было раньше) сохранившихся деревянных храмов не оставляют равнодушным (по крайней мере, я и мой брат до сих пор под впечатлением от той поездки) и наполняют восхищением при взгляде на шедевры, оставленные нам Русским народом.

Но в этом восхищении много и горечи, и грусти - за прошедшие 10 лет в Каргополье стало больше хуже, чем лучше, многие деревянные храмы на последнем издыхании, примечательные своим архаизмом деревни "евреют" (от слова "евроремонт" :)) на глазах - стремление местных жителей благоустроить свою жизнь приводит к уничтожению старинного зодчества, неприспособленного без поддержки государства (как это развито в европейских цивилизованных странах) к современной жизни.

Короче, в двух словах, наше путешествие в Каргополье - это попытка узреть крохи былого величия, потоптаться в мерзости запустения на месте святе, и хоть тем насладиться, что осталось и что не в долгом времени (не дай Бог, конечно) уйдёт в небытие :(

Это было небольшое лирическое вступление, ну, а сам рассказ я представлю здесь в виде дневника расходов и событий по поездке - думаю, так будет удобней не только для читателей, но и для тех, кто тоже захочет съездить в Каргополье, - если уж за 10 лет мало что изменилось в железнодорожных и автобусных маршрутах по Каргополью, то за год-два, думаю, мой дневник будет очень полезен и актуален как путеводитель для решивших съездить в эти славные места smile (естественно, с поправкой на цены).

Итак, Дневник расходов и событий по поездке в Каргополь:

30.07.
3707,40 руб. (здесь и далее - цены лета 2008 года) - я приобрёл 2 билета в Няндому на поезд Москва-Архангельск 234Ч, на субботу 02.08, отправка 23:10, прибытие 12:43, места 10 и 12, верхние боковые купейные (чётные номера в поездах приходятся на верхние, соответственно, нечётные – на более удобные нижние).
Лучше всего билеты в Каргополь покупать заранее, за месяц-два, сразу на туда и обратно, таким образом сможете и хорошие места занять, и подешевле билеты приобрести (например, в плацкарт). Вообще, основные расходы легли именно на железную дорогу (и такси, но об этом пониже).

02.08.
Сборы в поездку. Взяли около 30000 руб.
Я купил аэрозоль Off Extreme и крем Off от комаров (средства так и не пригодились, мы очень удачно попали в сезон безкомарья, а так на Русском Севере не отбиться от комаров, которые там в размер телят :). Когда лучше ездить в Каргополь, смотри ниже).

03.08.
Приезд, знакомство с Каргополем.
Приехали в Няндому по расписанию, в 12:43.
Остановка автобусов находится тут же, у вокзала. До ближайшего автобуса оставалось целых два с половиной часа. Чтобы не терять драгоценное время, взяли такси, которые кучкуются тут же. Подходить к таксистам надо самому, так они сидят в своих машинах и ни к кому не навязываются.


Из Няндомы до Каргополя 80 км.
Такси в Каргополь - 800 руб, на всех. Дорога хорошая, асфальт. Приехали за 50 мин., на автобусе дорога занимает около двух часов.
По приезде в Каргополь пошли в главную гостиницу города, но её кондовая обстановка, наличие аборигенов подозрительной внешности в спортивных костюмах и тонированных девяток со свадебными кольцами на крыше и воздушными шарами не вдохновили нас. Да и номера все были заняты. Тогда пошли в находящееся рядом турбюро «Лаче» (ул. Акулова 23, тел/факс: (81841) 2-20-56, 2-21-70, 89214859222 - координатына тот момент, сейчас нужно уточнять, всё могло поменяться), чьи доброжелательные сотрудники дали нам адрес Марины, у которой мы и остановились.
Комната у Марины - 350 руб. с чел., отдал 1400 руб. за два дня, вс и пн.
После знакомства с хозяйкой весьма симпатичного деревянного домика (вообще Марина оказалась очень приятной в общении женщиной, честной, ненавязчивой, пожить у неё было очень комфортно: помимо предоставленной комнаты,нам разрешили пользоваться кухней для готовки (на чём мы здорово сэкономили, не тратясь на походы в кафе-рестораны, а готовя свою, привычную еду) и ванной для мытья и умывания (дом цивильный, туалет и ванная внутри с нормальной канализацией, есть компьютер с интернетом, полноценная цивилизованная, к которой мы привыкли в Москве :), обстановка) мы, не мешкая, пошли гулять по городу и полюбоваться его достопримечательностями.

Кстати, наши попутчики из Питера и Москвы, с которыми мы приехали в Каргополь, одни просто подошли к бабушке на улице и поселились у нее – снять там уголок элементарно, а другие поселились в гостинице, успев занять последний номер. То есть, есть какой-никакой выбор, мы, например, очень рады были выбрать частный сектор.
Город Каргополь примечателен своей одноэтажностью и удаленностью от цивилизации, из-за чего как будто попадаешь в прошлые века, в Каргополе необычайно тихо, пронзительно чистый воздух, красивые старинные каменные храмы и деревянные тротуары smile (правда, теперь их надо поискать - цивилизация неумолимо асфальтирует оставшиеся архаичности).

 

И кучи спутниковых тарелок на всех домах, даже на разрушающихся хибарах.

Одна из примечательностей Каргополя – полоскальня на берегу реки Онеги, каргопольчане до сих пор, даже при наличии нормальной канализации и водопроводов, а также стиральных машин, ходят и ездиют в эту полоскальню стирать свое бельё. Как они говорят, только после стирки в полоскальне бельё становится особенно чистым и ароматным.

Один из деревянных тротуаров:

Ниже – ещё немного красот города:

Храм Рождества Богородицы

Закат в Каргополе

Музеи Каргополя:
карта - 40 руб.,
вход на колокольню - 60 руб. за двоих,
вход в собор - 50 руб. за меня.
Еда - пельмени, сахар, чай, пирог, майонез, булки, сок - 250 руб. (цены на продукты в целом подороже, чем в Москве, но вот местные хлебобулочные изделия намного дешевле и необычайно вкусные и сытные).
Заодно узнали расписание местных автобусов, чтобы, ориентируясь на него, спланировать наше культурное времяпровождение.

Расписание автобусов:
Каргополь–Троица – 8:30, 18:00, пн, ср, пт, сб, вс
Каргополь-Лекшмозеро – 7:15, 17:15 вт, пт; 17:15 сб, вс;
Каргополь-Ошевенск – 7:20, 17:40 пн, вт, сб
Каргополь-Ошевенск-Гарь – 7:20, 17:40 пт; 17:40 вс;
Каргополь-Кречетово – 16:00 пн, вт, ср, чт; 14:00 пт; 17:00 сб;
Каргополь-Печниково – 7:00, 14:00 пн, ср, чт; 14:00 пт;
Усачево– 8:00, 15:00 пн, ср, пт; 8:20, 15:00 вт, чт (Саунино).


Как видно, трафик автобусный крайне скудный, практически никакого выбора любознательным туристам не оставляющий – автобусы идут туда, и сразу обратно, и приходится обычно ехать в какое-нибудь место на утреннем автобусе, и затем возвращаться обратно на вечернем.
После небольшой калькуляции в наших головах сложился приблизительный план поездок по Каргополью – мы хотели без лишних задержек за неделю посетить все (или хотя бы почти все – и это нам, слава Богу, удалось :)), достопримечательности.




1 - 2 - 3 - 4 - 5