Выставка каргопольской игрушки в Дарвиновском музее

Автор: Антон Матвейчук



Я писал ранее в новостях об открывшейся недавно в московском Дарвиновском музее выставке каргопольской игрушки «Кентавры северных земель», которая продлится до 14 сентября. Расскажу о выставке вам поподробнее.



Сама выставка занимает совсем небольшое пространство — три стенда уместились под лестницей на пятачке.



Открывают выставку плакаты с описаниями и фотографиями города Каргополя. Дальше стоит стенд с женским нарядом каргопольчанки и игрушками.




Следующие стенды содержат как игрушки с их описаниями, так и экспонаты самого музея.



 

У лестницы организован уютный уголок для малышей — здесь они могут раскрасить раскраски с каргопольскими игрушками.


Но не торопитесь разочарованно вздыхать — несмотря на столь малую площадь, посмотреть и узнать есть что.



Если задержаться перед плакатами, можно кое-что прочесть про Каргополь. Вот что здесь написано (дальнейший текст взят с выставки):


Небольшой городок на севере России, ровесник Москвы, кажется, застыл во времени. Старинные каменные церкви и деревянные особняки с мезонинами, убранные резьбой и когда-то принадлежавшие богатым купцам, переносят воображение в те далёкие времена, когда по водным артериям рек и озёр на этой земле соединялся центр России с Северным Поморьем. Шла торговля солью, рыбой и мехами.



В XVI веке жизнь здесь кипит. В окрестностях города обнаруживаются залежи белого строительного камня. Возводятся белокаменные храмы, ставшие символом процветания и величия торгового города.


Однако основание Петербурга и строительство железной дороги на Архангельск, обошедшей Каргополь стороной, привели к тому, что к XX веку он превратился в город-музей, сохранивший свои архитектурные и природные сокровища, а также традиции народной культуры.



Особенности географических и климатических условий сформировали характерный для этого региона круг ремёсел. Выращивание льна способствовало ткачеству и художественной обработке тканей, богатые залежи глины — развитию гончарства, изобилие лесов формировало традицию искусной обработки дерева. Расписная глиняная игрушка — одно из многих здешних ремёсел. Она связана с традициями песенного и сказочного фольклора. Её изготовление и продажа ещё в середине-конце XIX века были приурочены к предвесенней поре, как раз к кануну грядущего земледельческого года.



Смотрим дальше. А тут обварная игрушка В.Д.Шевелёва. Изначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие окунали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности кружевной узор.



А это игрушки-товарняк. «Товарняк» — наиболее простые в изготовлении игрушки для продажи на ярмарках. Такие свистульки тысячами скупали старьёвщики. Приезжая в деревню, они свистели в свистушки и кричали: «Старьё берём! Старьё берём!». Дети, привлечённые свистом, тащили им разнообразный утиль и получали в обмен игрушку-свисток. Привлекательность товарняка была такова, что старьёвщики нередко получали вполне пригодную в хозяйстве вещь и, во избежание скандала, в деревне старались не задерживаться.



Печенье «тетёрки». С незапамятных времён живет на каргопольской земле красивый древний обычай — на праздник весеннего равноденствия пекут обрядовое печенье тетёрки. В основе тетёрочного узора лежит круг, символ солнца. Он словно рама вокруг основного узора, вариантов которого очень много: коники, листики, лестница. С тетёрками выходили на пригорок весну закликать.



Каргопольская глина жирная и вязкая, поэтому в неё добавляют песок или золу для придания глине нужной консистенции.



Кукла в девичьем костюме Каргопольского района.



След кентавра. Каргопольскую игрушку делают неповторимой её сказочные образы, необычные по сюжетам и неизвестные в других центрах глиняной игрушки.


Наиболее выразительный персонаж каргопольской игрушки — Полкан — мифический герой, получеловек-полуконь. На Руси изображения кентавров встречаются на изразцах и лубочных картинках, начиная с XI века. Возможно, они пришли к нам из Византии через Великий Новгород. В русских романах ХVІ-ХVІІ вв., повествующих о Бове-Королевиче и Еруслане Лазаревиче, кентавры фигурируют под названием полканов.



Впервые его архаические черты получили воплощение в руках мастерицы Ульяны Бабкиной в середине XX века, ведь раньше о волшебных существах не было принято говорить вслух, а тем более облекать их в форму, предназначенную для детской игры, дабы не накликать беду.



В отличие от древнегреческих мифических кентавров, имеющих стихийный, часто враждебный человеку характер, Полкан родственен древнеславянскому Яриле — божеству весеннего солнца.


Мифологический образ из памяти былинного эпоса северорусского крестьянства материализовался в глине и стал одним из символов города.



День и ночь. Фигурка тяни-толкай состоит из двух коней — чёрного и белого. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь в игрушке тяни-толкай олицетворяет собой радость солнечного света, то чёрный конь олицетворяет саму смерть. По другой версии, это символическое изображение дня и ночи.



Берегиня. Женская фигура с воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами— такие часто встречаются и в местной вышивке — символизирует призыв о вешних лучах солнца. В глиняной фигуре крестьянки — стоит ли она подбоченясь, с птицами, с ребёнком или с блюдом, полным пирогов — выражена идея кормления и плодородия. Образ Берегини покровительствует всем природным силам и защищает семью.



Культ оленя — значительно древнее, чем коня. У северных народов он всегда ассоциировался с восходом солнца, светом, чистотой и обновлением. Образ несёт в себе связь с небом и солнцем.



Конь на Руси пользовался заслуженной любовью и уважением. Его изображение в народном искусстве — одно из древнейших. Игрушечных коньков красили часто в красный или «солнечный» цвет, узорили орнаментом из лучистых розеток и кругов-колёс — символов солнца.



Обращаясь к миру природы, мастера игрушки изображали коня, оленя, лося, зайца, медведя, свинью, гуся — тех зверей и птиц, которые сопутствовали крестьянскому хозяйству или обитали в окрестных лесах. Каргопольским мастерам свойственно очеловечивать природу. Популярными сюжетами являются козёл, кующий железо, бараны, правящие «тройкой», медведь, играющий на гармонике.



Стога сена у домов и коровы на улицах мало отличали Каргополь от сельской округи. Поэтому не только крестьяне, но и мещане активно занимались сельским хозяйством в окрестностях Каргополя.



Деревенская тема в игрушке и по сей день остаётся главной. Мужские и женские фигуры изображены в повседневном труде. Не забыта и тема праздничных гуляний : танцующая пара, бражники в лодке и непременная фигура гармониста.



Вот такая вот малая, да удалая выставка ;-) А ещё лучше будет совместить её посещение с просмотром экспозиций самого Дарвиновского музея, тем более что билет выдаётся сразу на весь музей. Обилие залов и экспонатов настолько велико и интересно, что я решил посвятить им отдельный рассказ.

 

 

Опубликована: 14.07.2014
Просмотров 2055


Оценка(8)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.