Автор: Антон Матвейчук
Я ранее публиковал анонс выставки про матрёшки в ВМДПНИ (Всероссийском музее декоративно-прикладного народного искусства). Мне удалось побывать на этой выставке, подробнейший её обзор со множеством фото я и предлагаю вашему вниманию.
Матрёшка 8-ми местная, Баранова (?), г. Сергиевский Посад/Сергиев, Московская губ., 1-я четверть XX в. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
НЕОБЫЧНАЯ ИГРУШКА
Матрёшка. Удивительный феномен, отражающий художественные тенденции конца XIX века, когда, на волне подъёма интереса в русском обществе к традициям национального искусства, создавались произведения, в работе над которыми принимали участие как народные мастера, так и профессиональные художники.
Матрёшка 6-ти местная, г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX века. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Точёную деревянную куклу прозвали Матрёшкой по одному из наиболее распространённых в то время женских имён — Матрёна. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Матрёшка «Боярыня» (7-ми местная), г. Сергиевский Посад, Московская губ., конец XIX - начало XX вв. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
Создатели матрёшки — потомственный токарь В. П. Звёздочкин (1876—1956) и яркий представитель неорусского направления в искусстве, известный художник С. В. Малютин (1859—1937) — заложили основы её формы и росписи, отражающие национальные художественные традиции.
Игрушка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., получила высокое признание публики и была награждена бронзовой медалью. Дальнейшее массовое изготовление в мастерских Сергиева Посада, а также, позднее, в других художественных центрах, сделало из развивающей игрушки узнаваемый национальный символ.
Матрёшка «Боярыня» (11-ти местная) (слева), Соколов В. И., г. Загорск, Московская обл., 1930-е гг. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка «Богатырь» (3-х местная) (справа), г. Загорск, Московская обл., 1960-е гг. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
Существует мнение, что японская разъёмная токарная фигурка Ситифукудзин (в ряде источников называемая несуществующим в японском языке словом «фукурума») могла служить некоторым ориентиром для создателей первой матрёшки, однако, несомненно, само её возникновение было предопределено вековыми традициями русского токарного ремесла и явилось результатом совместной работы народных мастеров и профессиональных художников.
История развития русской матрёшки включает в себя три периода. Первый ведёт своё начало со времени её возникновения до начала 1930-х гг. Этот период — время свободного труда мастеров-ремесленников, создания ярких авторских произведений.
Яйцо 33-х мёстное, д. Бабенки, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, окраска. ВМДПНИ
Матрёшка в нём предстаёт как кукла, своей формой и росписью реалистично «фиксирующая» жизнь того времени в изображении представителей разных сословий, профессий, национальностей. Большое распространение получили и матрёшки, расписанные по мотивам литературных произведений, сказок, с изображением исторических персонажей.
Второй период — от середины 1930-х гг., до конца 1980-х гг. — прошёл под эгидой её фабричного производства, когда мастера были объединены в коллективы, работавшие на государственных предприятиях. Самыми крупными являлись «Загорская фабрика игрушек №1», Фабрика «Семёновская Роспись», Полх-Майданская фабрика игрушек, производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», Кировская фабрика токарных игрушек.
Кокэси, Япония, 1960-е гг. Дерево, точение, роспись. ВМДПНИ
Кроме вышеперечисленных центров производства, матрёшки изготавливались в Московской, Тверской областях, а также в Башкирии, Мордовии, Марий Эл и других регионах. В это время окончательно сложилась стилистика «массового», «промыслового» типа матрёшки.
Кокэси, Япония, 1960-е гг. Дерево, точение, роспись. ВМДПНИ
Третий период в развитии матрёшки — начало 1990-х гг., период свободного рынка изготовления и продажи матрёшки — время так называемой «авторской» матрёшки. Возвращается тематическое разнообразие в росписи, матрёшка приобретает всё большие черты «декоративности», становясь, своего рода, полотном для развёртывания целых сюжетов, как вневременных, так и актуальных.
В настоящий момент в росписи матрёшек вновь большое значение приобретают темы семьи, материнства, связи поколений и передачи культурного опыта.
Канч О. Рисунок росписи двух пасхальных яиц (девочка с гусем и мальчик с зайцем). 1917г.,14 марта. Опись альбома «Игрушки». Рисунки образцов Кустарного музея. 1909-1930-е годы. Бумага, перо, тушь. ВМДПНИ
Матрёшка — явление большого художественного значения. Как вид народного искусства матрёшка обладает огромным потенциалом для передачи глубинного смысла событий, развёрнутых во времени и пространстве страны, в которой она появилась.
Основу выставки составляют предметы из фондов ВМДПНИ при участии Государственного музея искусства народов Востока и Художественно-Педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде.
О ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТРЁШКИ
Интересна технология создания матрёшки. Сначала подбирают подходящий тип древесины. Из-за мягкости в основном используют липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин.
Матрёшки «Молодушка» (4), г. Сергиев, Московская губ., 1920-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка (5), г. Загорск, Московская обл., 1930 - 1940-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. К обработке древесины приступают тогда, когда она ещё не сухая, но уже и не сырая.
Матрёшка 8-ми местная, г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу, как правило, неразборную, делают первой. Когда она готова, приступают к следующей фигурке, в которую поместится первая.
Матрёшка 3-х местная (2), г. Сергиевский посад, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, выжигание. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Матрёшка «Кулак», г. Сергиев, Московская губ., 1920-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь.
Матрёшка 3-х местная, г. Загорск, Московская обл., 1930-е гг. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Фигура «Гетман», Прохоров И.Г., г. Сергиевский Посад, Московская губ., 1903-1910-е гг. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Матрёшка 10-ти местная, Иванов В.С., г. Сергиевский посад, Московская губ., 1903 - 1910-е гг. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Потом процесс повторяется для куклы большего размера, в которую войдут две предыдущие и т.д. Количество кукол может быть различным.
Матрёшка «Боярыня» (11-ти местная), г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Каждая заготовка перед росписью шлифуется, грунтуется и высушивается. На высохший грунт наносится требуемый рисунок, который после высыхания покрывается лаком. Затем игрушку расписывают гуашью, масляными красками или анилиновыми красителями.
Яйца «Пеленашка» (4), г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Яйцо «Жандарм», г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Яйцо «Головка сестры милосердия» (6), Россия, начало XX в. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Матрёшки, Дурново А. Н., г. Москва (?), 1920-1925 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Теляковский Е.Г., Рисунки орнамента для яйца. 1910-е гг. Опись альбома «Игрушки». Рисунки образцов Кустарного музея. 1909-1930-е годы. Картон, лакировка, тушь, карандаш графитный, акварель. ВМДПНИ
Теляковский Е.Г., Рисунок орнамента для яйца «по выжженному золотом», 1910-е гг. Опись альбома «Игрушки». Рисунки образцов Кустарного музея. 1909-1930-е годы. Бумага, краска бронзовая, лакировка, тушь, акварель. ВМДПНИ
Рисунок орнамента для яйца. Первая треть XX в. Опись альбома «Игрушки». Рисунки образцов Кустарного музея. 1909-1930-е годы. Бумага, тушь, акварель. ВМДПНИ
Канч О. Рисунок росписи двух пасхальных яиц (девочка с утёнком; мальчик с цыплёнком), 1917 г., 23 марта. Опись альбома «Игрушки». Рисунки образцов Кустарного музея. 1910-1930-е годы. Бумага, карандаш графитный, акварель, белила. ВМДПНИ
Слева направо: Матрёшка «Женщина с рыбой», Овешков И. И. (?), г. Сергиев, Московская губ., 1920-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка «Эскимос», Овешков И. И., г. Москва, 1930-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка «Женщина с корзинкой яиц», Овешков И. И., г. Москва, 1930-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка 5-ти местная, Овешков И. И., г. Загорск, Московская обл., 1930 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Пасхальные яйца, г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, выжигание, роспись, раскраска, лак. ВМДПНИ
1. Матрёшка «Цыганка» (8-ми местная), Соколов В. И., г. Сергиев, Московская губ., 1925 г. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
2. Матрёшка, Соколов В. И., г. Загорск, Московская обл., 1933 г. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
3. Яйцо «Матрёшка», г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX века. Дерево, точение, роспись, выжигание. ВМДПНИ
4. Яйцо, г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX века. Дерево, точение, роспись, выжигание. ВМДПНИ
5. Яйцо «Матрёшка», г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX века. Дерево, точение, роспись. ВМДПНИ
6. Матрёшка 3-х местная, Соколов В. И., г. Сергиев, Московская губ., 1920-е гг. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка «Разные национальности» (11-ти местная), Сергиевская артель кустарей, г. Сергиев, Московская губ., 1920-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Шикарные наличники светёлок — о них я написал подробнее в отдельной статье.
1. Коробка-грибок «Осень», Барченков И., Шишкин А. И., г. Загорск, Московская обл., 1936 г. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
2. Игольник и наперстник, г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX века. Дерево, точение, выжигание, раскраска, лак. ВМДПНИ
3. Шкатулка-грибок, г. Сергиевский Посад, Московская губ., конец XIX - начало XX вв. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись. ВМДПНИ
4. Игрушка-коробочка «Волчок», Соколов В.И., г. Загорск, Московская обл., 1930-е гг. Дерево, точение, выжигание, раскраска, лак. ВМДПНИ
5. Чашка с вкладышами, г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
6. Матрёшка-пенал «Боярыня», г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX в. Дерево, точение, выжигание, раскраска, лак. ВМДПНИ
7. Матрёшка-пенал «Боярин», г. Сергиевский Посад, Московская губ., начало XX века. Дерево, точение, выжигание, раскраска, лак. ВМДПНИ
8. Матрёшка 4-х местная, Соколов В. И., г. Загорск, Московская обл., 1931 г. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
9. Папиросница «Девушка», Соколов В. И., г. Загорск, Московская обл., 1932 г. Дерево, точение, выжигание, раскраска, роспись, лак. ВМДПНИ
10. Матрёшка-пенал «Дед», г. Загорск, Московская обл., 1950-е гг. Дерево, точение, выжигание, раскраска. ВМДПНИ
11. Матрёшка-пенал «Внук», г. Загорск, Московская обл., 1950-е гг. Дерево, точение, выжигание, раскраска. ВМДПНИ
1. Матрёшка 5-ти местная, г. Загорск, Московская обл., 1950-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
2. Матрёшки-неваляшки, г. Загорск, Московская обл., 1950—1960-е гг. Дерево, точение, выжигание, роспись, лак. ВМДПНИ
3. Матрёшка 9-ти местная, Артель им. Красной Армии, г. Сергиев/Загорск, Московская губ./обл., 1920-1930-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
4. Матрёшка 3-х местная, Бабенская фабрика токарно-полировочных игрушек, д. Бабенки, Московская обл., 1961 г. Дерево, точение, окраска, лак. ВМДПНИ
5. Матрёшка 9-ти местная, г. Загорск, Московская обл., 1960 - 1970-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
6. Матрёшки, г. Загорск, Московская обл., 1940 - 1950-е гг. Дерево, точение, выжигание, раскраска. ВМДПНИ
1. Рисунок эскиз без авторской подписи «Матрёшки», Полховский Майдан. Середина XX века. Бумага, техника смешанная. ВМДПНИ
2. Эскиз художницы Рожковой Н. Я. «Матрёшки», Полховский Майдан. Середина XX века. Бумага, техника смешанная. ВМДПНИ
3. Эскиз художницы Ермаковой А. С. «Матрёшки», Полховский Майдан. Середина XX века. Бумага, техника смешанная. ВМДПНИ
4. Эскиз художницы Рожковой Н. Я. «Матрёшки», Полховский Майдан. Середина XX века. Бумага, техника смешанная. ВМДПНИ
1. Матрёшка 12-ти местная, г. Йошкар-Ола, Марийская АССР, 1970-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
2. Матрёшка 7-ми местная, Производственное объединение «Агидель», г. Уфа, Башкирская АССР, 1977 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
3. Матрёшка 5-ти местная, Мельцанский ДОК, д. Гавриловна, Мордовская АССР, 1965 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Предметы из коллекции Г. В. Чернопятовой, переданные в дар в 2010-м году ВМДПНИ
Предметы из коллекции Г. В. Чернопятовой, переданные в дар в 2010-м году ВМДПНИ
Предметы из коллекции Г. В. Чернопятовой, переданные в дар в 2010-м году ВМДПНИ
Предметы из коллекции Г. В. Чернопятовой, переданные в дар в 2010-м году ВМДПНИ
Матрёшка 15-ти местная, п. Крутец, Горьковская обл., 1988 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Меня поразил контраст сочетания будничной совковой серости (чёрные «гулаговские» ватники, ушанки, тулупы) и рукотворной красоты, создаваемой в этих условиях. Воистину, традиционные ремёсла — одно из немногих отдушин для души в тоталитарные времена.
Яйцо 5-ти местное. Автор формы: Масягин В. И., автор росписи: Масягина М. Ф. Крутец, Горьковская обл.,1988. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Слева направо: Игрушка-сувенир «Космос освоен», Пчёлкин Р. И., Художественно-экспериментальная фабрика, г. Семёнов, Горьковская обл., 1966 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Игрушка-сувенир «Приглашаю к столу», Пчёлкин Р. И., Художественно-экспериментальная фабрика, г. Семёнов, Горьковская обл., 1966 г. Дерево, точение, резьба, роспись, лак. ВМДПНИ
Сувенир «Гостеприимная луна», Пчёлкин Р. И., Художественно-экспериментальная фабрика, г. Семёнов, Горьковская обл., 1966 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Слева направо: Скульптурная композиция «Хор», Художественно-экспериментальная фабрика, г. Семёнов, Горьковская обл., 1966 г. Дерево, точение, столярная работа, роспись, лак. ВМДПНИ
Скульптурная композиция «День поэзии», Художественно-экспериментальная фабрика, г. Семёнов, Горьковская обл., 1968 г. Дерево, точение, столярная работа, роспись, лак. ВМДПНИ
Фигура «Водоноска», Пчёлкин Р. И., Художественно-экспериментальная фабрика, г. Семёнов, Горьковская обл,, 1966 г. Дерево, точение, нитка, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка «Кот и восемь котят», г. Семёнов, Горьковская обл., 1970-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка «Снегурочка» (3-х местная), Пчёлкин Р. И., Художественно-экспериментальная фабрика, г. Семёнов, Горьковская обл., 1966 г. ВМДПНИ
Матрёшка «Репка», Вагин С. И., Художественно-экспериментальная фабрика, г. Семёнов, Горьковская обл., 1966 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка «Русский сувенир» (20-ти местная), Нечаев С. Л., г. Загорск, Московская обл., 1982 г. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка 18-ти местная, Екименков А.Н., г. Москва, 1980-е гг. Дерево, точение, роспись, лак. ВМДПНИ
Матрёшка 12-ти местная, Марачева И. А., г. Загорск, Московская обл., 1985 г. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Матрёшка 8-ми местная, Овчинникова Л.Н., г. Хотьково, Московская обл., 1980-е гг. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
Матрёшка 7-ми местная, Фабрика игрушек и культтоваров, г. Загорск, Московская обл., 1980-е гг. Дерево, точение, роспись. Из собрания Художественно-педагогического музея игрушки
В статье использованы материалы с выставки.