Автор: Антон Матвейчук
Я уже писал анонс выставок про русское деревянное зодчество «Возрождение: Деревянные храмы Русского Севера» и «Русское деревянное: Взгляд из XXI века». Пройдёмся же по самим выставкам.
Русское деревянное зодчество представлено на выставке очень всеобъемлюще — помимо фотографий, картин, схем и чертежей выставлены высококачественные деревянные макеты шедевров зодчества, так что ознакомиться со строениями можно со всех сторон.
Успенская церковь, XVII век.
с. Варзуга, Терский район, Мурманская область.
Открытие русского деревянного зодчества как художественного явления произошло во второй половине XIX века. Усилившийся в XIX веке в российском обществе интерес к собственной истории, осознание особого исторического пути России в среде славянофилов активизировали в середине XIX века развитие новой науки — Истории русского искусства и её особой части — Истории отечественной архитектуры.
Никольская церковь, 1618.
с. Пурнема, Онежский район, Архангельская область.
Макет 1966.
Авторы: В.И.Лындин (художник), И.Б.Пуришев (реконструкция).
Дерево, фанера, опилки, камень, окраска, тонировка.
Неподдельный интерес к древнерусской архитектуре, к русскому деревянному зодчеству был обусловлен желанием российских исследователей обратиться к историческим корням русской культуры.
Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687.
с. Богослов, Ростовский район, Ярославская область.
Копия 1950-е. Автор: Б.В.Гнедовский.
Дерево, резьба, столярная работа, лемех.
Учёные стремились обрести представление о подлинно русском искусстве, определить «черты его самобытности», отрешившись от произведений, созданных в европейских стилях, которые пришли в Россию после Петровских преобразований.
Георгиевская церковь в Юксовичах, 1493, 1632.
с. Юксовичи, Подпорожский район, Ленинградская область.
Макет 1976. Авторы: В.И.Садовников, Л.В.Даль (обмеры).
Дерево, металл, опилки, песок, пластик, окраска, тонировка.
Один из создателей Исторического музея историк И.Е.Забелин проявил особое внимание к древним произведениям русского деревянного зодчества, так как, по его мнению, в деревянной отечественной архитектуре, зародившейся задолго до появления каменного зодчества, сформировались все основные архитектурные формы, которые оказали влияние на облик каменных храмовых построек.
Колокольня, 1763 — начало XIX века (не сохранилась).
с. Ракула, Холмогорский район, Архангельская область.
Макет 1978. Автор: В.И.Садовников.
Дерево, камень, опилки, поролон, окраска.
Вслед за ним, во второй половине XIX — начале XX века Л.В.Даль, В.В.Суслов, И.Э.Грабарь и другие отправлялись в путешествия к отдалённым памятникам деревянного зодчества, собирая материалы для первых научных исследований.
Ветряная мельница-столбовка, XVII век.
с. Щелково, Кирилловский район, Вологодская область.
Дерево, опилки, металл, окраска, тонировка.
Изучая вновь обнаруженные произведения русского деревянного зодчества, делая их зарисовки, обмеры, фотографии, учёные второй половины XIX — начала XX века пытались определить специфику дерева как строительного материала, делали первые шаги в определении архитектурных особенностей русских деревянных храмов, выявляя основные типы сооружений.
Дом Е.А.Ершовой. Начало XIX века.
с. Ястреблево, Великоустюжский район, Вологодская область.
Макет 1980. Автор: B.И.Садовников.
Дерево, металл, опилки, пластик, нитки, окраска, тонировка.
Результаты экспедиций были опубликованы в этапных изданиях, таких, как «Памятники древнего русского зодчества» В.В.Суслова, вышедшего в 1895-1901 годы в 7-ми выпусках, 1-м томе «Истории русского искусства» под редакцией И.Э.Грабаря 1910 года, а также специальном томе «Курса истории русской архитектуры» М.В.Красовского 1916 года, который целиком был посвящён деревянному зодчеству.
Об этом шикарном наличнике я напишу подробнее в отдельной статье.
В.П.Кондратьев
Крестьянские дома. Резные курицы.
деревня Митино и Гора (Долговицы), Вологодская область.
Обмерные чертежи, 1932. Бумага, тушь.
В.П.Кондратьев
Крестьянские дома. Подкуречники резные двух типов.
с. Нюксеница, Нюксенский район, Вологодская область.
Обмерные чертежи, 1930.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.
Резной наличник окна подклета.
Дом А.Ф.Гусенкова. Середина XIX века.
Деревня Вашкино, Чкаловский район, Нижегородская область.
Дерево, резьба.
Дом П.Ф.Семёнова. Конец XIX века.
с. Сенная Губа, Заонежский район, Карелия.
Дерево, опилки, песок, пластик, бумага, гипс, тонировка.
Церковь Параскевы Пятницы, 1666. (Сгорела в 1947 году).
с. Шуерецкое, Беломорский район, Карелия.
Макет 1976. Авторы: В.И.Садовников, В.В.Суслов (обмеры).
Дерево, опилки, пластик, песок, окраска.
Церковь Климента, 1501 (сгорела в 1892 году).
с. Уна, Приморский район, Архангельская область.
Макет 1974. Авторы: В.И.Садовников, В.В.Суслов (обмеры).
Дерево, опилки, пластик, тонировка.
Успенская церковь, 1774 г., Кондопога, Карелия.
Макет 1980. Автор: В.И.Садовников.
Дерево, камень, металл, стекло, опилки, окраска.
Старинное фото Успенской церкви в Кондопоге.
Церковь Ризоположения, 1485.
с. Бородава, Кирилловский район, Вологодская область.
Макет 1977. Автор: В.И.Садовников.
Дерево, камень, металл, опилки, песок, поролон, окраска, тонировка.
Церковь Ризоположения в разрезе с видом на иконостас.
Церковь Воскрешения Лазаря, XIV-XVI века (?).
Муромский Успенский монастырь, Пудожский район, Карелия.
Троицкая церковь, 1727.
с. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область.
Макет 1977. Авторы: В.И.Садовников, В.В.Суслов (обмеры).
Дерево, опилки, пластик, тонировка.
Общий вид одного из залов выставки.
Из «Мотивов русской архитектуры»
Из «Мотивов русской архитектуры»
Из «Мотивов русской архитектуры»
Также на выставке можно было рассмотреть вблизи изделия в русском стиле.