История русской пасхальной открытки

Автор: Антон Матвейчук


001


В июне этого года мне посчастливилось побывать на уникальной выставке, посвящённой дореволюционным русским пасхальным открыткам. По материалам этой выставки давайте вместе узнаем историю русской пасхальной открытки.


002


Светлое Христово воскресение — торжество торжеств, величайший и самый радостный праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен ещё во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»


003
Открытое письмо «Пасхальный стол»
Россия, 1913. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днём тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.


004
Открытое письмо «Христос Воскресе!»
Россия, 1910. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Из всех праздничных открыток — пасхальные — всегда считались самыми красивыми. Открытка — это бесценный источник визуальной и письменной информации. Открытка рассказывает о быте начала XX века, политических событиях, переживаниях людей.


005


Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток: христосование, торжественный крестный ход, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой.


006


Выставка проходит в действующей церкви, и храм как бы оживает; открытки словно переговариваются друг с другом, наполняя храм тёплыми приветами разных людей, объединённых единым духом празднования Великого праздника Пасхи Христовой. Открытки передают добрые, светлые пожелания, — любовь людей от сердца к сердцу.


007
Открытое письмо «Пасхальный привет родным героям». Художник Першин
Россия, 1915. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Открытки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились иногда в течение всей жизни как частица прожитого и глубоко ценимого. Ценилась открытка не только как удобная форма почтового отправления, не только как память о родных и друзьях, но и как особый, уникальный вид печатного искусства, не уступающий литографии, эстампу, художественной фотографии.


008
Открытое письмо «Христос Воскресе!».
Почтовая карточка для военнопленных.
Россия, 1915. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Само понятие «почтовая открытка», как часть быта и личной жизни человека, уходит в прошлое, и, значит, становится музейным объектом. Открытка — памятник культурного наследия, требующий самого пристального внимания и с исторической, и с идеологической, и с эстетической точек зрения.


009
Открытое письмо «Христос Воскресе!».
Из лагеря военнопленных, Германия, 1916–1917.
Россия, 1915. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Как особый вид почтовой корреспонденции открытые письма начали применять почти 150 лет назад — с 1 октября 1869 года. До середины 1890-х годов выпущенные в России бланки открытых писем не отличались особым разнообразием и оригинальностью, на них не было никаких изображений. 1894 год стал поворотным в истории иллюстрированной открытки в России. 19 октября Министерство внутренних дел разрешило выпуск бланков открытых писем частным издателям.


010
Открытое письмо «Христос Воскресе!». Художник Б.Лебедев.
Швеция, 1911. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Первые иллюстрированные открытые письма, выпущенные на территории Российской Империи, увидели свет в 1895 году в прибалтийских губерниях. Открытки как новый вид массовых коммуникаций сразу завоевали популярность. Очень скоро количество пересылаемых по стране и за границу открытых писем стало исчисляться многими десятками и даже сотнями миллионов.


011
Открытое письмо «Священие паски»
Художник Олеся Кульчицкая. Издательство «Союзный базар».
Царство Польское, Львов, начало XX века
Из коллекции В.Б. Лебедева


Высокой популярности почтовых карточек, помимо их относительной дешевизны и простоты в использовании, способствовало и то, что издатели стали помещать на иллюстрированной стороне открыток самые разнообразные, а порой и уникальные изображения: портреты монархов и выдающихся деятелей культуры, репродукции произведений искусства, виды городов, сцены из спектаклей и специально созданные для открыток графические миниатюры. Многие десятки тысяч сюжетов на почтовых карточках явились основой процесса коллекционирования открыток.


012
Открытое письмо «Христос Воскресе!». С видом храма Христа Спасителя.
Издательство А.А.Горожанкина.
Россия, Москва, 1912. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Открытки демонстрируют широкий спектр украшения и декора (глубокое давление, глянец, тиснение золотом и серебром, шёлк), а также жанров (силуэт, бытовая сценка, историческая картинка, портрет, фотомонтаж, декоративная композиция, натюрморт, пейзаж). Открытки выполняются в различных графических техниках: линеарный рисунок, акварель, цветная автотипия, цветная гравюра, литография, хромолитография, подкраска гуашью.


013
Открытое письмо «Христос Воскресе!».
Издательство H&S. Германия, начало XX века.
Бумага, хромолитография, тиснение.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


На выставке представлены открытки начала XX века, иллюстрированные как маститыми, так и не очень известными художниками, работавшими в книжной и журнальной графике, такие, как Б.В.Зворыкин, С.И.Ягужинский, И.Я.Билибин, А.А.Найдён, А.П.Апсит, С.Ф.Плошинский, А.Ф.Постнов, С.Веров, И.С.Куликов, А.А.Лавров и многие другие.


014


В живописи и графике сформировался так называемый «русский стиль», основанный на традициях русского народного творчества. Первые отечественные открытки напоминали немецкие. Но наши художники искали свой русский стиль. На протяжении двадцати лет в русской иллюстрированной открытке будет главенствовать русская тема. В основе деятельности большинства издательств лежала идея патриотизма, желание самопознания и просвещения.


015


Известна от силы одна треть имён художников, работавших в поздравительной открытке. Иногда встречается монограмма автора. В большинстве же случаев работы их остаются безымянными.


016
Открытое письмо «Христос Воскресе!».
Германия, 1909.
Бумага, хромолитография, тиснение.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Но сколько бы ни выпускалось открыток в России, их всё равно не хватало. Ведь каждому хотелось подарить своим родным и близким оригинальный рисунок. Поэтому пасхальные открытки завозились и из других стран, чаще всего из Германии и Австрии.

Пасхальная открытка


В короткий промежуток 1914–1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: Первой мировой войной и Февральской революцией.

Пасхальная открытка


Изображались воины на полях сражений; солдаты, возвратившиеся с фронта; раненые бойцы на больничных койках в госпиталях; сёстры Красного Креста, в том числе императрица Александра Феодоровна и великие княжны; сёстры милосердия и детишки, собирающие гостинцы в действующую армию.

Пасхальная открытка


Популярны были открытки, изображавшие христосование Государя Николая Второго в дни Пасхи в войсках, дарение им пасхального яйца простому пехотинцу, а также Государя с наследником цесаревичем Алексеем Николаевичем во время поездок на фронт. На фронте в окопах солдаты получали подарки, писали домой письма с пасхальными поздравлениями.

Пасхальная открытка


Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат. Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.

Пасхальная открытка


Последние пасхальные открытки были изданы уже в советском Петрограде в 1918–1919 годах. В 1918 году во время национализации издательств, магазинов и типографий в руках государства оказалось огромное количество нераспроданных тиражей, в том числе поздравительных открыток — всё это продавалось открыто ещё несколько лет параллельно с активной атеистической борьбой.

Пасхальная открытка


Особое значение пасхальные открытки имели для русских людей, оказавшихся за пределами нашей страны. Они бережно сохраняли традиции, связывающие их с Родиной. В 1920-х годах за границей печаталось большое число эмигрантских открыток с художественными репродукциями и очень мало — поздравительных.

Пасхальная открытка


С 1989 года на территории России началось переиздание пасхальных и рождественских открыток начала XX века и издание новых.

Пасхальная открытка


В современном мире, где всё очень стремительно, поздравительные открытки отправляют очень редко. Сложно вернуть культуру писать письма на бумаге, отправлять поздравительные открытки, покупать конверты, марки. Мы давно привыкли к поздравлениям с помощью телефона, интернета. А если и покупаем открытки, то чаще всего вкладываем их в подарок, даже не всегда сопроводив текстом. Тем интереснее посетителям выставки увидеть старинные открытки, почитать поздравительные тексты людей ушедшей эпохи.


Создатели пасхальных открыток


017
Открытое письмо «Христос Воскресе!» Художник Б.В.Зворыкин
Россия, начало XX века. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Зворыкин Борис Васильевич (1872 — не ранее 1935) — график, художник книги, плакатист, работал в плакате, журнале, меню, делал эскизы марок, коробок для конфет и т.д., расписывал Фёдоровский собор в Царском Селе и другие. С 1926 года жил в Париже.


018
Открытое письмо «Христос Воскресе!» Художник Б.В.Зворыкин
Издательство «Гранберг» Швеция, 1910-е
Бумага, хромолитография. Из коллекции В.Б.Лебедева.


До 1918 года создал 178 открыток: поздравительные, на темы русской истории, сказок и песен, жанровых сцен из жизни русской деревни, храмы России, промысловые птицы и многие другие — для издательств «Рассвет», А.Ф.Постнова. Н.Тамаркина, «Гранберг», Аксель Элиассон и т.д. Б.В.Зворыкин стал одним из самых известных авторов рисунков к рождественским, новогодним, масленичным и пасхальным открыткам. Его привлекали к оформлению театральных программок, меню торжественных обедов, поздравительных адресов.


019
Открытое письмо «На св. Пасхе»
Художник И.С.Куликов. Издательство «Ришар»
Россия, С.-Петербург, 1910
Бумага, хромолитография. Из коллекции В.Б.Лебедева.


Куликов Иван Семенович (1875–1941). Начальное образование получил в Муроме. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств с 1893 года у Э.К.Липгарта, в 1896–1902 годы в Высшем художественном училище при Академии у В.Е. Маковского и И.Е. Репина, вольнослушатель Академии художеств.

 

В 1902 году за дипломную работу «В крестьянской избе» ему присуждена золотая медаль и поездка за границу. В 1903–1905 годах работал в Париже, Венеции, Флоренции, Риме. Произведения Куликова посвящены преимущественно быту трудового народа.


В 1901–1902 годах Куликов под руководством И.Е.Репина участвовал в работе над картиной «Заседание государственного совета». Экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Общества имени А.И.Куинджи и других. На отечественных и зарубежных выставках было представлено до 600 произведений Куликова.


В 1938 году художник участвовал в росписи Ярославского вокзала в Москве. Основал рисовальную школу и краеведческий музей в Муроме. Его работы находятся во многих музеях России.


020
Открытое письмо «Пасхальный стол»
Художник С.Ф.Плошинский. Издательство «Салон»
Россия, Петроград, 1917
Бумага, хромолитография. Из коллекции В.Б.Лебедева.


Плошинский Сергей Федорович — график, иллюстратор. В 1910- е годы создал более 60 открыток на темы произведений А.С.Пушкина, сюжеты русской старины и поздравительные открытки для издательств «Салон» (1915-1917), «Современное искусство» и другие. С.Ф.Плошинский создавал сюжеты из боярского быта.


021
Открытое письмо «Вот и Пасха...»
Художник С.Веров. Издательство «Гранберг»
Швеция, начало XX века. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б. Лебедева


С.Веров — график, работал в 1910-е годы в открытке. Для издательства «Гранберг» создал более 11 сюжетов на пасхальные и новогодние темы и темы пословиц. Участники всех сюжетов — дети.


Ягужинский Сергей Иванович (1862–1946) — московский живописец и график. Учился в Центральном Строгановском училище технического рисования у Е.С.Сорокина, И.М.Прянишникова, В.Е.Маковского, В.Д.Поленова. Произведения Ягужинского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Художник работал в плакате, детской книге, рекламе. В 1900-е — 1910-е годы работал в открытке. Создал около 30 открыток серии «Русские типы», «Русские народные песни», «Война 1914», а также поздравительные.


022


023
Открытое письмо «Христос Воскресе!». Художник Ф.Андреев.
Россия, 1916. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Андреев Ф. — график. В начале XX века работал в поздравительной открытке для издательства «Петроград».


Найден Андриан Алексеевич (1872–?) — живописец и график. Работал в поздравительной открытке в 1910-е годы. Издано около 100 его иллюстрированных и репродукционных открыток.


024
Открытое письмо «Христос Воскресе!». Художник А.П.Апсит.
Россия, 1915. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Апсит (Апситис) Александр Петрович (1880–1944). Уроженец Риги. В 1898-1899 годах учился в Петербурге в студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского. В 1899-1900 годах жил на Новом Афоне: иллюстрировал книги об Афонском монастыре и исполнял стенные росписи. В 1901 году вернулся в Петербург. Рисовал для журналов «Родина» и «Нива». С 1905 года жил в Москве. Иллюстрировал книги для издательств И.Д.Сытина и А.Д.Ступина. С 1905 года работал в рекламном плакате и торговой рекламе. В 1912 года к юбилею войны 1812 года выпустил серию из 30 открыток и набор репродукций, посвящённый военным действиям. В 1914-1917 годах работал в военном лубке и открытке. С ноября 1917 года работал в советском политическом плакате, среди них известнейший плакат «Грудью на защиту Петрограда». В 1921 году уехал в Латвию. Работал в торговой рекламе и журнальной графике. С 1939 года жил в Германии. Подписывался: Апсит, А.Петров, Скиф, Апсид, Осинин и др. Работал в поздравительной открытке и в России, и в Латвии. Только до ноября 1917 года создал около 80 открыток для издательств Вейермана, «Рассвет», П.Г.Поллака и др.


025
Открытое письмо «На вербе». Художник А.А.Лавров.
Россия, 1912. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Лавров Александр Алексеевич (1885 – после 1937) — график, художник книги. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1916 году. Работал в иллюстрированной открытке, в том числе пасхальной и рождественской. Много открыток было нарисовано на тему русских народных песен. А.Лавров — автор целой серии открыток в помощь раненым во время Первой мировой войны. Герои открыток — деревенские дети и дети городской бедноты. Подписывался: А.Лавров, Л.Лавров, А.Л.


026
Открытое письмо «Пасхальная игра в кучки». Художник Ф.В.Сычков.
Издательство «Ришар»
Россия, начало XX века. Бумага, хромолитография.
Из коллекции В.Б.Лебедева.


Федот Васильевич Сычков (1870–1958) — известный российский художник, родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве, Пензенской губернии. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям. В 1895 году Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. В 1905 году удостоен премии имени А.И.Куинджи. Избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников. Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.


027
Открытое письмо «Пасхальный дед»
Художник И.Я.Билибин. Россия, 1916
Бумага, хромолитография. Из коллекции В.Б. Лебедева


Билибин Иван Яковлевич (1876–1942) — живописец, график, художник книги и театра. В 1896 году окончил с серебряной медалью 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1898 году учился в мастерской художника А.Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством И. Репина в школе-мастерской М.Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге.


С 1899 года член общества художников «Мир искусства». Во время учёбы в Академии художеств Билибин заинтересовался русскими первопечатными книгами XVI–XVII веков, где были изумительные миниатюры. Они оказали влияние на его творчество. Для выставки «Мир искусства» в 1899 году иллюстрирует русские народные сказки: «Иван-Царевич, Жар-птица и Серый Волк», «Перышко Финиста — ясна сокола», «Царевна-лягушка». Немного позднее он проиллюстрировал и сказки «Марья Моревна», «Белая Уточка», «Василиса Прекрасная» и другие. Все они украшались стилизованной цветной рамкой, в которой изображались пейзажи и орнаменты с буйным фантастическим разноцветьем. Так утвердился новый билибинский стиль при иллюстрировании в книгах русской сказки.


Для Общины св. Евгении в 1900–1916 годы создал 62 открытки, в том числе и пасхальные, в своём прославленном «билибинском стиле».


В 1915 году художник участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 года этот орёл располагается на монетах Банка России.


После Октябрьской революции Билибин с 1920 года жил в Каире, затем в Александрии, а в 1925 — в Париже. В 1936 году художник вернулся на родину, поселился в Ленинграде. Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, продолжал работать как иллюстратор и художник театра.


Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.


028
Открытое письмо «Христос Воскресе!»
Художник К.Д.Свищевский. Община Св.Евгении
Россия, 1912. Бумага, хромолитография
Из коллекции В. Б. Лебедева


Свищевский Константин Дмитриевич родился в семье потомственного дворянина и кадрового офицера русской армии Д.Т.Свищевского. Учился у профессора А.А.Киселева в Императорской академии художеств. Одна из его картин была отмечена премией Общества имени А.И.Куинджи. Работы К.Д.Свищевского были приобретены императрицей Марией Фёдоровной и великой княгиней Ольгой Александровной. Закончить обучение в академии Свищевскому не удалось, 6 апреля 1911 года он скончался. В 1912 году в залах Академии художеств открылась посмертная выставка работ К.Д.Свищевского, включавшая более 250 произведений и дававшая достаточно полное представление о творчестве художника-офицера. Однако последовавшие вскоре события: Первая мировая война, революция, Гражданская война — не способствовали сохранению его наследия. Многие картины и рисунки бесследно исчезли, а его имя оказалось практически забытым.


История открытки


Как особый вид почтовой корреспонденции открытые письма начали применять почти 150 лет назад — с 1 октября 1869 года. Появившееся в Австро-Венгрии нововведение вскоре пришло в Россию, где открытые письма в виде почтовых бланков, изданных Главным управлением почт и телеграфов, поступили в почтовое обращение 1 января 1872 года.


На одной стороне открыток разрешалось писать только адрес, другая — чистая — предназначалась для сообщений. Изначально австрийское название «корреспондентская карточка» в России получило название «открытое письмо».


В Почтово-телеграфном вестнике за 1911 год в статье о почтовых карточках сказано, что «... переписка ведётся исключительно на бланках художественных карточек, называемых публикою «открытками»». Таким образом и сформировалось более короткое и общепринятое в настоящее время название «открытка».


Слово «открытка» в переводе на ряд европейских языков обозначает именно почтовую карточку: postcard или card — по-английски, postcarte — по-немецки, carte postale — по- французски. Филокартия (от греч. «φιλέω» — люблю и фр. «carte» — карточка) область коллекционирования, изучения и систематизации открыток.


Издательский справочник описывает открытку так: «открытка — карточное издание, предназначенное для письма (почтовая открытка) или для воспроизведения художественного изобразительного произведения с целью пропаганды изобразительного искусства и художественной фотографии...».


В литературе, посвящённой классификации открытки, она рассматривается как вид печатной графики, то есть как тиражируемое художественное произведение. На всём протяжении развития этого вида почтовой связи художниками специально создавались изображения для открыток и непосредственно на бланках открытых писем. Поэтому при использовании открыток их можно рассматривать как произведения искусства.


В 1874 году на почтовом конгрессе в Берне (Швейцария) представители 22 государств учредили Всемирный почтовый союз и подписали всеобщую почтовую конвенцию. В основу этого документа легло единство почтовых тарифов и такс, свобода пересылки транзитной почты и многие другие положения, которые устраняли помехи, мешающие развитию международного почтового обмена.


В частности, был установлен международный стандарт открытого письма размером 90 на 140 мм, просуществовавший полстолетия. Иллюстрированная почтовая карточка шагнула сначала в быт горожанина, а затем и сельского жителя. Её популярности способствовали и низкая цена, и то, что с её помощью можно было отправить красочно оформленное поздравление с праздником своим близким, родным и друзьям. Кроме того, такие карточки можно было ещё и коллекционировать.


Интерес к собиранию открыток появился сразу же после начала их выпуска. Примечательно, что одной из немаловажных причин, по которой в феврале 1904 года Всемирный почтовый союз, членом которого была и Россия, решил изменить правила размещения информации на открытках, явилось обращение в него коллекционеров. Они сетовали на то, что размещение сообщений на свободном поле иллюстрированной стороны открыток портит изображение и снижает интерес к открытке как предмету коллекционирования.


С февраля 1904 года оборот, то есть адресная сторона, делится пополам: левая часть — для письма, правая — для адреса и марки. Лицевая сторона остаётся полностью свободной для фантазий художника. Чистые открытки для рисунка и фотографии выпускаются всех видов и любого качества. Параллельно с иллюстрированной открыткой развивается авторская, то есть выполненная профессиональными художниками и любителями в оригинальной технике в единичном экземпляре не для продажи.


Со временем коллекционерами были выработаны и сегодня применяются два основных принципа систематизации филокартического материала: «тематический» и «серийный». Тематические собирают на определённые темы, например, виды городов или поздравительные, не обращая внимания на издательство и серийный номер. Серийные — собирают открытки одной серии в строгой последовательности номеров, вне зависимости от помещённого на открытке изображения.


В ряде случаев в рамках темы удаётся подбирать отдельные малые серии. Открытки, выпущенные различными издательствами небольшими сериями, органично дополняют друг друга в её рамках. Хотя и здесь многие коллекционеры «разбивают» серии, предпочитая собирать иконографию отдельных исторических персонажей или авторов-художников.


При описании художественных открыток коллекционеры фиксируют: наиболее характерные детали изображений; год создания и местонахождения произведения; способ печати; художественную технику оригинального произведения; информацию о персонажах; категорию редкости открытки и т.п.


Частные коллекции открыток являются результатом многолетней, кропотливой работы филокартистов. Наибольший интерес представляют редкие дореволюционные открытки, издававшиеся небольшими тиражами.


История появления русских пасхальных открыток


Оригинальная русская иллюстрированная открытка появляется к Пасхе 1898 года. И в 1898 году начинается деятельность по изданию открыток Общины св. Евгении, самого крупного в этой области дореволюционного издательства.


029


Издательство «Общины св. Евгении» — таково было неофициальное название Санкт-Петербургского Попечительного комитета о сёстрах Красного Креста. Инициаторами его создания явились российские деятели искусства, а заботу об этой благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь её небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община святой Евгении».


Специально для Общины многие русские живописцы рисовали открытки, доходы от продажи которых шли на благотворительные цели. Первыми — к Пасхе 1898 года — были изданы акварели известного писателя и художника Н.Н.Каразина, в дальнейшем с Общиной св. Евгении сотрудничали такие известные живописцы, как И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, И.И.Смукрович и Н.К.Пимоненко, Е.М.Бем и Б.М.Кустодиев.


Полноцветные пасхальные открытки выходили в разных издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как «Ришар» (С.-Петербург) и «Гранберг» (Стокгольм).


030


Издательство «Ришар» выпустило более полутора тысяч открыток — многокрасочных репродукций с картин русских и зарубежных художников, видов городов России и портретов артистов петербургских театров.


Шведское издательство «Гранберг» до 1917 года издавало многочисленные виды русских городов и репродукции с картин русских и иностранных художников исключительно для русского рынка. Частично это делалось по специальным заказам русских издателей.


Также на выставке представлены открытки издательских фирм «Тамаркин», «Всемирный почтовый союз России», «А.А.Горожанкин» (Москва), «Салон» (Петроград), «Русалка» (Царство Польское) и другие.


031
Общий вид выставки.


История пасхального кролика


Высокий стиль и массовая европейская открытка прекрасно уживались вместе. Европа привила вкус к непонятным, совсем не связанным в массовом сознании с Пасхой образам: зайцы и кролики, вылезающие из гигантских разбитых яиц фривольные красавицы, пузатые малыши, утята, щенки, цыплята. Были целые серии из жизни кроличьих и куриных семей, все одеты в человеческое платье, живут в домах из скорлупок, летают на аэропланах, ездят на автомобилях и поездах, сделанных из скорлупы. Вся эта несуразица для православного восприятия прекрасно уживалась с нашими сценами пасхального быта.


Пасхальный кролик (заяц) является символом Пасхи на Западе, таким же, как в России и Украине — куличи и крашеные яйца. Дети Европы верят в сказочную историю о том, что пасхальный кролик прячет в своё кроличье гнездо разноцветные шоколадные яйца.


История пасхального кролика берёт начало ещё в дохристианской Германии, когда люди поклонялись языческим богам. Наступление весны, а именно, день весеннего равноденствия, было праздником богини плодородия, а символом этого праздника стал кролик как самое плодовитое животное, символизирующее рождаемость.


Роль зверька, который прячет яйца, досталась именно кролику, потому что «обычная» курица просто не могла нести такие красивые и яркие яйца. Существует ещё несколько легенд появления пасхального кролика.


Одна из них гласит, что во время Великого Потопа, когда ковчег плыл по волнам, он наткнулся на вершину горы, и в днище образовалась брешь. И пошёл бы ковчег на глубину, если бы не зайчик, который заткнул прореху своим хвостиком. И вот в память о храбром зайце родились сказочные истории. В другой легенде говорится, что, неся яйца, зайцы/кролики как бы искупают свою вину перед людьми за свои весенние набеги на сады и огороды.


Однако, каким бы ни был символ этого праздника, неизменным остаётся одно: Пасха — самый светлый праздник, который приносит счастье, тепло и добро в сердце каждого из нас.


Сюжеты открыток


Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Пасха, главный христианский праздник, издавна отмечалась в России и как праздник общенародный. К нему тщательно готовились.

Пасхальная открытка


Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе, и в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись.

Пасхальная открытка


Существует множество пасхальных открыток, на которых изображена верба. Праздничные обряды и обычаи пасхального цикла начинались в России с Вербного воскресенья, отмечаемого за неделю до Светлого воскресенья. Можно сказать, что всё, происходившее в этот день в русском селе, было так или иначе связано с вербой. Освящали вербу обычно в канун праздника или на заутрене. Украшенные цветами и лентами веточки приносили домой, ставили перед иконами на божницу, а на Пасху туда же клали освящённое яйцо.

Пасхальная открытка


В пасхальной серии встречается и сюжет посещения кладбища, как, например, у художника Б.В.Зворыкина. Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день — Радоницу (от слова радость — ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище — помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Пасхальная открытка


Игры с пасхальными яйцами составляли в России одно из главных развлечений. У восточных славян известно несколько видов таких игр, однако у русских наиболее массовым было катание пасхальных яиц — по земле с бугорков или со специальных лотков.

Пасхальная открытка


Суть игры сводилась к тому, чтобы скатить яйцо с лотка и ударить им другое — из тех, что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли. Некоторые наиболее удачливые игроки за несколько пасхальных дней выигрывали не один десяток яиц. Катание яиц продолжалось в течение всей Светлой недели, а иногда и дольше, вплоть до Вознесения.


Художник Федот Васильевич Сычков (1870–1958) в своих открытках показал подобные пасхальные игры, в том числе и позабытую пасхальную игру — «Кучки».


В эту игру играли обычно только женщины, девушки и девочки. До начала игры из соломы делали небольшие кучки (по числу игроков). Каждый игрок клал на кон по одному яйцу. Затем выбирали водящего, который будет прятать яйца. Водящий брал яйца и прятал их в кучки.


В каждую кучку он мог спрятать по одному или два яйца, а одну или несколько кучек оставлял пустыми (это зависело от количества играющих и самих кучек). Спрятать нужно было так, чтобы другие игроки не догадались, где и сколько яиц спрятал водящий. Для этого девушки надевали широкие длинные юбки. Водящий садился на кучки сверху, закрывая их своей юбкой, и прятал яйца. Остальные игроки должны были внимательно следить за водящим и стараться угадать, куда и сколько яиц он спрятал.


Второй вариант был, когда играющие отворачивались, чтоб не видеть, куда прячутся яйца. Затем по очереди угадывали, где лежит большее количество яиц. Выигрывал тот, кто угадывал, где спрятано два яйца. Одно яйцо он оставлял себе, а одно яйцо клал на кон. Он же становился водящим.

Пасхальная открытка


Издавна с Пасхи гуляния молодёжи переносились на открытый воздух, на все дни Святой недели для простого народа устраивались качели, карусели, балаганы, где давали свои представления комедианты. Везде танцевали, пели, водили хороводы.

Пасхальная открытка


Апогеем же пасхальных хороводов была Красная горка — первое воскресенье после Пасхи, когда в разных местах России устраивали массовые гуляния с хороводами и играми. Красная горка была также днём свадеб и усиленного сватовства.


Все важные моменты празднования отражены в открытках.

 

В написании и оформлении статьи использованы материалы с выставки «Пасхальные торжества», а также пасхальные открытки из коллекции сайта.

Опубликована: 13.07.2016
Просмотров 1910


Оценка(5)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.