Обзор выставки «Чары Русского Севера»

Автор: Антон Матвейчук


123


001


Недавно в Коломенском закончилась замечательная выставка, посвящённая Русскому Северу. Мне посчастливилось посетить её. Полюбуемся же на уникальные экспонаты выставки ещё раз.


002
Общий вид выставки


003
Общий вид выставки


004
Костюм женский
Вторая половина XVIII в. Полушёлковая ткань, ситец; ткачество, шитьё, вышивка
Сани
Вторая половина XIX в. Дерево, металл; резьба, ковка, роспись
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


005
Костюм женский
Вторая половина XIX в.
Шёлк, ситец, хлопчатобумажная тесьма, жемчуг речной, бисер; ткачество, шитьё, вышивка
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


006
Костюм девичий
Вторая половина XVIII в.
Шёлк, льняное полотно, набойка, жемчуг речной, бисер, бусины; ткачество, шитьё, вышивка
Костюмы женские
Середина XIX в.
Шёлк, ситец, хлопчатобумажная тесьма, жемчуг речной, бисер; ткачество, шитьё, вышивка
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


007
Костюм женский
Середина XIX в.
Шёлк, ситец, хлопчатобумажная тесьма, жемчуг речной, бисер; ткачество, шитьё, вышивка
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


008
Костюм девичий
Вторая половина XIX в.
Шёлк, ситец, хлопчатобумажная тесьма, жемчуг речной, бисер; ткачество, шитьё, вышивка
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


009


010
Костюм женский
Вторая половина XIX в.
Шёлк, ситец, хлопчатобумажная тесьма, жемчуг речной, бисер; ткачество, шитьё, вышивка
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


011


012
Наличник рядового окна, XIX в.
Дерево; столярная работа, резьба, окрашивание
МГОМЗ


013
Дверь в резных колодах, XVII в.
Дерево, металл; плотницкая работа, резьба, ковка
МГОМЗ


Эту замечательную резную дверь я покажу подробнее в отдельной статье.


014
Ключ от замка «секирного»
Замок врезной «секирный»
Первая половина XVIII в.
Железо; ковка
МГОМЗ


015


016
Дверь
Вторая половина XVII в.
Дерево, металл; плотницкая работа, гравировка
МГОМЗ


017
Наличник оконный, XIX в.
Дерево; резьба
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


Этот красивейший наличник я подробнее покажу в отдельной статье.


018
Приклад или столбик намогильный
Первая половина XIX в.
Дерево; плотницкая работа, резьба, роспись
МГОМЗ


Этот оригинальный столбик я подробнее покажу в отдельной статье.


019
Общий вид выставки


На крутых берегах северорусских рек красуются бревенчатые хоромы-избы. Эти удивительные дома не на десять лет строили, на сотни, и все из дерева.


Все старые строения на Русском Севере отличаются не только соразмерностью архитектурных линий, законченностью, но и практичностью. В них нет ничего лишнего, но есть всё необходимое для жизни в суровых условиях, для работы большой семьи. К тому же они гармонично согласуются с особенностями окружающей природы. Своеобразен декор северного народного жилища, а именно внешнее и внутреннее украшение дома. Наиболее популярна была и остаётся на Русском Севере резьба. Резьбой украшались двери, окна, фронтоны.


020


021
Рама оконная
Конец XVIII в.
Дерево; столярная работа. МГОМЗ


Наличники — наиболее распространённая форма убранства. Это украшение по наружной стене проёмов окна и двери. Входные двери в северорусских домах обычно по проёму в стене ограничены хорошо вытесанными плахами — толстыми досками. Оконные наличники чаще всего встречаются с резными сложными фигурными навершиями, как бы венчающими окно, и с полочками под низом окна, на которое упирается всё его убранство. Иногда наличники связаны со ставнями, покрытыми глухой резьбой различной сложности. Пользуются ставнями редко, они — украшение стены дома.


022
Подзор кровельный
Конец XVII — начало XVIII в.
Дерево; плотницкая работа, резьба. МГОМЗ


На Русском Севере резьбой украшали кровельные подзоры, казалось бы, простые мелкие детали, но они были резаны с большим пониманием значения завершающего штриха жилья.


Резьба на этих деталях была глухая и сквозная (ажурная). Чаще встречается глухой геометрический узор, к нему добавляются глухие и сквозные круги, полукружия, овалы и перекрещенные линии. Край подзора резался выемками различной формы и зубчиками, как говорят местные, «в зубок». Резьба края напоминает кружево. Концы кистей прорезались в виде капель различной величины, зубцов и удлинённых треугольников, вершины которых или примыкали к основе кисти, или заканчивали её. Все зависело от мастерства, художественного чутья и фантазии резчика. Резали топором и ножом, зачищали, «гладили резьбу», теслом. Вот и весь набор инструментов творца деревянного кружева.


023
Балясины
Конец XIX в.
Дерево; столярная работа, точение. МГОМЗ


Иван Глазунов: «Когда я впервые попал на Русский Север, оказался в этом удивительном краю, сразу же испытал чувство некоторой сказочности. Увидев потрясающие избы с резными наличниками, кружевными кровельными подзорами, мощными дверьми с врезными коваными замками, вспомнил иллюстрации И.Я.Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.


Я запомнил и полюбил тогда ещё, в детстве, особый тёмный силуэт северного леса, найденный художником для изображения характера Русского Севера: на его иллюстрациях замшелыми стволами на фоне светлого неба ощетинился этот совсем не подмосковный и не виденный мной никогда в жизни лес, который через много лет я сразу узнал».


024
Перегородка решетчатая
Начало XVIII в.
Дерево; плотницкая работа, пропиловка. МГОМЗ


Иван Глазунов: «В путешествиях по Северу России моим другом и союзником всегда была моя жена Юлия. И даже в свадебное путешествие мы уехали в Архангельскую область. А теперь, спустя много лет, наша жизнь богата общими впечатлениями и переживаниями. Поначалу мы путешествовали вдвоём, потом с детьми, чтобы и им дать возможность пережить, почувствовать то, что нам стало дорого и важно. Сейчас дети сами просятся уехать из Москвы в северные леса за особым воздухом свободы, за живыми впечатлениями.


Русский Север — особое место на земле, — считает художник. — И природа, и люди там особые. Они живут в своём ритме, у них другая плотность времени, в котором выкристаллизовывается история России. Русский Север, огораживаясь от нас глухим лесом, холодными реками и непроезжими дорогами, охраняет наши сказки, историю, русский язык... Там можно услышать подлинную интонацию старинной русской песни. Да и сам северный русский говор, наречие звучит как музыка».


025
Общий вид выставки


Юлия Глазунова: «Мы снимали «уходящую натуру. Ведь в 1990-е и 2000-е годы навсегда уходили люди, поколения, родившиеся в царской России, пережившие две мировые войны, страшные годы революции, советскую власть, и сохранившие образ и суть русского человека, северного характера. Пустеют старинные избы, дети и внуки уезжают в города, зарастают поля и погосты... Много может дать человеку созерцание северного тумана над рекой, и много может вспомнить его душа. Эти кадры, сопровождающие выставку, дополняют её атмосферу».


026
Подзор кровельный, XVIII в.
Дерево, плотницкая работа. МГОМЗ
Ставень оконный. Конец XVII в.
Дерево; плотницкая работа. МГОМЗ


027
Подзоры кровельные, XVIII в.
Дерево, плотницкая работа. МГОМЗ


028
Оконница слюдяная, XVII в.
Дерево, слюда, металл.
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


029


030
Ставень оконный
Конец XVIII в.
Дерево, краска; столярная работа. МГОМЗ


031


032
Коник, XIX в.
Дерево; резьба.
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


033
Глазунов И.И. «В олонецком костюме», 2007 г
Холст; масло.
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


034
Глазунов И.И. «Сумерки на Уфтюге», 2004 г.
Холст; масло.
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


035
Глазунов И.И. «Портрет Оли», 2014 г.
Холст; масло
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


036
Почтовые открытки с видами Архангельска.
Начало XX века. МГОМЗ


037


038


039
Общие виды выставки


040
Глазунов И.И. «Песня», 2008 г.
Холст; масло
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


041
Глазунов И.И. «В олонецком костюме», 2007 г.
Холст; масло
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


Богат Русский Север самобытными образцами декоративно-прикладного искусства. Это и короба слюдой украшенные, и сундуки ажурно окованные, и полотенца дивно расшитые, и рубеля диковинно расписанные, и, конечно же, прялки.


042
Лавка, XIX в.
Дерево; столярная работа, резьба
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


Резали прялку топором и ножом. Донца и лопатки прялки были расписаны, верх лопатки — резной. Не менее удивительным было чудесное веретено, точёное, с росписью. Веретено — часть важнейшая для каждой прялки, а этнографы, описывая их, часто забывают даже упомянуть о веретене. Сколько опыта, труда вложено в каждое!


043
Веретёна. Первая половина XX в.
Дерево; токарная обработка, тонировка. МГОМЗ
Конец полотенца. Середина XIX в.
Холст льняной; вязание, ткачество. МГОМЗ
Мочесница с крышкой. Начало XX в.
Дерево, луб, железо, олифа. МГОМЗ
Подушка, XIX в.
Хлопок, ситец, шерстяная нить; ткачество, шитьё, вышивка
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


«Пяток донцев да лопаток дед изготовит, а веретено и одно иной раз за это время не успеет», — рассказывала А.Е. Маслова из Семжи. Веретено на волос не должно отклониться от отвеса. Какой расчёт, какой глаз должен быть у веретенщика! Без веретена и прялка не прялка. Сплавились веретенщики в Мезени и Онеги. В приданое невесте давали веретено — бабки, а то и прабабки память.


044
Прялка, 1895 г.
Дерево, темпера; резьба, роспись. МГОМЗ
Прялка составная. Конец XIX — начало XX вв.
Дерево, резьба, роспись. МГОМЗ


Очень характерный и узнаваемый вид народного творчества, широко распространённый на Русском Севере — художественные изделия из бересты. С давних пор береста привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и желтоватой бархатистостью, а также тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность.


045
Прялки, XIX в.
Дерево; резьба, роспись
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


Из бересты изготовлялись туеса — сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питьё в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь — плетёный заплечный мешок, в который собирал ягоды или грибы. Кузовки, короба для муки и мёда, лукошки — всё это изделия из бересты, необходимые в хозяйстве.


046
Сундук, XVII в.
Дерево, металл, мех; столярная работа, ковка
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


«Туеса у нас во всех домах делали, — вспоминает Мартын Филиппович Фатьянов. — Отец мой туеса делал, меня научил. С берестой трудностей много. Уметь надо берёзу выбирать. Дерево должно быть чистое, высокое. Бересту снимать надо в самый жаркий день, когда морошка доходит. Когда бересту снимаешь, она внутри белая, а как сок отцвёл, она красная делается. Принесёшь домой полосок двадцать, очистишь всё ножичком, узор набьёшь, теперь и шить можно, аккурат край в край. Крышку и дно еловой делаешь, чтобы запаху в туесе не оставалось. Дно крепко просушить надо на ровном жару, чтоб не рассыхалось, не протекало».


047
Прялка-копыл. Начало XX в.
Дерево, поталь, темпера; резьба, роспись
МГОМЗ


Иван Глазунов: «Вероятно, ни в одной стране нет такого изобилия домашнего искусства, как на Руси! Короба, прялки, скатерти, полотенца, одежда... У нас, в России, вся эта красота — для души. На Западе — для глаз. В этом и разница...


048
Пестерь. Конец XIX в.
Береста, кора, холст; плетение.
МГОМЗ


Я очень люблю русскую культуру XVII века, до реформ Петра, увлечён эпохой скрипучих сундуков и всем, что с ней связано. На Русском Севере мне посчастливилось увидеть такие вещи, используемые в повседневной жизни, а не как музейные экспонаты. Там в лубяных коробах хранят хлеб, потому что в них никогда не заводится плесень и мошки. А скатерти и полотенца в сундуках.


049
Глазунов И.И. «Утро. Этюд», 2005 г.
Холст; масло
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


Однажды в Вологодской области я купил интересный сундучок XVII века. Он называется подголовник: его раньше клали в изголовье саней во время путешествий. В таком сундучке хранили всё самое ценное и укрывали его дорожной периной.


050
Сундук-подголовник, XVII в.
Дерево, металл; столярная работа, просечка, ковка
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых
Комплект предметов для охоты
Вторая половина XIX в.
Дерево, кожа, стекло, металл, рог; точение. МГОМЗ
Солонка. Начало XX в. Береста; плетение. МГОМЗ


Особый восторг у меня вызывают северные прялки. Неважно, расписной или резной у них орнамент, он притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. Любуясь ими, представляю, как жили сделавшие их русские люди, как они долгими зимними вечерами сочиняли чудный узор, претворяя в нём свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования».


123


Перейти ко второй части

Опубликована: 17.11.2016
Просмотров 894


Оценка(3)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.