Обзор выставки «Чары Русского Севера», часть 3

123


001
Воскрешение Лазаря, XVIII в.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ

002
Риза на икону «Успение», XIX в.
Ткань, картон, стекло, бисер; ткачество, низание
МГОМЗ


003
Святой Николай Угодник. Конец XVI — начало XVII в.
Дерево; резьба, роспись.
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


004


005
Лампада. Конец XIX в.
Медь; литьё. МГОМЗ


006
Аналой «Библиотека», 1622 год
Дерево, металл; столярная работа, резьба, темпера
МГОМЗ
Надпись, выполненная резной вязью: «ЛЕТ(А) 7130ГО (1622) ГОДУ М(Е)С(Я)ЦА МАРТА В А(1) Д(Е)НЬ НАЛОЙ ВСЕ Ж С(Ы)Н(О)ВЕ Ч(Е)Л(О)В(Е)Ч(Е)СТИ ВНИМАЙТЕ НЕ УБОЙТЕСЯ СМ(Е)РТИ БОЙТЕСЯ ГРЕХА СМ(Е)РТЬ СТРАШИТ А ГРЕХ ВО ВЕКИ МУЧАЕТ М(И)Л(О)СТИНЯ ОГ(О)НЬ ГАСИТ И МУЧЕНИЯ ВЕЧНАГО ИЗБАВЛЯЕТ А МИРОТВОРЦИ С(Ы)НОВЕ Б(О)ЖИИ НАРЕКУТСЯ ПРИ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КН(Я)ЗЕ МИХАИЛЕ ФЕДОРОВИЧЕ»


Резной декор этого великолепного аналоя я также подробнее покажу в отдельной статье.


007
Никола Можайский. Конец XVIII в.
Дерево, левкас; резьба, роспись, позолота. МГОМЗ


008


009
Голгофский крест, 1844 г.
Дерево; резьба, масло. МГОМЗ
Крест, XIX в.
Дерево; резьба. МГОМЗ


010


011
Царские врата, XVII в.
Дерево, левкас; резьба, темпера. МГОМЗ


Резной орнамент этих шикарных царских врат будет показан подробнее в отдельной статье.


012
Саккос. Начало XIX в.
Золотный штоф, бархат, тафта; ткачество, шитьё.
Фелонь. Начало XIX в.
Парча, хлопчатобумажная ткань, мишурный галун, тесьма, бить; ткачество, шитьё.
МГОМЗ


013
Фелонь. Первая треть XIX в.
Парча, мишурный галун, тесьма, бить; ткачество, шитьё.
Саккос. Середина XIX в.
Штоф, бархат, тафта, тесьма; ткачество, шитьё.
МГОМЗ


014
Распятие с предстоящими. Вторая половина XIX в.
Дерево; резьба, темпера. МГОМЗ


015
Свеча поставная, XVIII в.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ


016
Воскресение Христово, Богоматерь, Иоанн Богослов.
XVIII в. Дерево; резьба, роспись, темпера, масло. МГОМЗ


017
Голгофский крест под сенью храма, XIX в.
Дерево; резьба, темпера. МГОМЗ


018


019
Печать для просфоры Богородичная, XIX в.
Дерево, металл; резьба, точение. МГОМЗ


020


021
Богоматерь Тихвинская в серебряном окладе. Начало XVIII в.
Дерево, левкас, ткань; темпера. МГОМЗ


022
Круг Федора Трофимова. Преполовение. 1590-е гг.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ


023
Общие виды выставки


024


025


026
Феодосий Тотемский, 1796 г.
Дерево, левкас; темпера.
Посох игуменский. Первая половина XIX в.
Дерево; резьба, окрашивание.
МГОМЗ


027
Преподобные Никон, Сергий, Зосима и Савватий, предстоящие ветхозаветной Троице. Начало XVIII в.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ


028
Венец, XVIII в.
Медный сплав; чеканка, просечка. МГОМЗ


029
Преподобный Герман Соловецкий. Конец XVIII в.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ


030
Нил Столбенский. Конец XIX в.
Дерево; резьба, роспись. МГОМЗ


031
Крест запрестольный. Середина XVIII в.
Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера. МГОМЗ


032
Назарий, Гервасий, Протасий и Кельсий
Середина XVIII в.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ


033
Рипида. Начало XVIII в.
Дерево, левкас; резьба, темпера. МГОМЗ
РипИда или опахало — богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти. Веяние рипид дьяконами во время совершения Таинства Евхаристии над Святыми Дарами символизирует присутствие Небесных Сил.


034
Поставец. XVII в.
Дерево, металл; столярная работа, ковка, роспись
Коллекция Ивана и Юлии Глаэуновых


035
Перенесение мощей свв. Савватия и Зосимы во вновь возведённый Преображенский собор Соловецкого монастыря
Вторая половина XIX в.
Бумага, олеография. МГОМЗ


036
Общий вид выставки


037
Архангел Михаил, Богоматерь
1590-е гг.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ


038
Иоанн Предтеча, Иоанн Златоуст
1590-е гг.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ


039
Царские врата, 1633 г.
Соловецкий монастырь.
Дерево, левкас; резьба, темпера, золочение. МГОМЗ


Ювелирная резьба этого шикарного портала будет показана подробнее в отдельной статье.


040
Посох архиерейский
Вторая половина XIX в.
Дерево; резьба. МГОМЗ
Кресло игуменское. XVIII в.
Дерево; плотницкая работа. МГОМЗ


Изучение и сохранение национального культурного наследия чрезвычайно значимое дело. Выявление уникальных памятников культуры Русского Севера — одна из граней этого общественно важного процесса. Но глобальные явления не происходят сами по себе, их делают люди, используя свои способности, талант, часто вопреки объективным обстоятельствам, системе, превозмогая трудности, часто не щадя себя.


041


Таким бескорыстно преданным культуре своего отечества человеком был Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984). Всю свою жизнь он отдал служению отечественной культуре. Объездил десятки заповедных мест с научными экспедициями, выявил, обмерил, и сфотографировал сотни потрясающих памятников церковной и гражданской архитектуры, большинство из которых безвозвратно утрачены.


042


Знаковой была Северодвинская экспедиция 1920 г., целью которой являлось изучение памятников северного народного зодчества. Проведена она была под руководством академика И.Э.Грабаря. По её итогам Пётр Дмитриевич подготовил доклад на заседании учёного совета Центральных государственных реставрационных мастерских «О научных задачах организации Музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском».


043
Фонарь с масленкой
Вторая половина XIX в.
Дерево, стекло, металл, кожа; столярная работа
МГОМЗ


На основе этой научной разработки Наркомпросом было принято решение о создании первого в СССР музея деревянного зодчества под открытым небом, благодаря чему удалось спасти от неминуемой гибели многие образцы национальной памяти.


044
Крест запрестольный выносной, 1721 г.
Дерево, левкас; резьба, золочение, окрашивание.
Препп. Зосима и Савватий Соловецкие, XVII в.
Дерево, левкас; темпера.
Александр Ошевенский, XIX в.
Дерево, левкас; темпера.
МГОМЗ


В 1923 г. Наркомпросом была организована экспедиция по сохранению музейных ценностей в Соловецкий монастырь, итогом которой стала передача зданий памятников под исправительно-трудовой лагерь. Благодаря зарождавшемуся в то время музею архитектуры, возглавляемому П.Д.Барановским, удалось спасти бесценные памятники церковного искусства, присвоив им статус музейных экспонатов. Это позволило их сохранить, изучать и демонстрировать в выставочных залах.


045
Херувим — фрагмент иконостаса. Первая половина XIX в.
Дерево, левкас; резьба, темпера.
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


046
Святитель Василий Великий
Преподобный Зосима Соловецкий.
Конец XVII в. Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ


047
Спас на престоле с припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими
Первая треть XVII в.
Дерево, левкас, металл; темпера, золочение. МГОМЗ


048
Препп. Зосима и Савватий Соловецкие
XVII в. Дерево, левкас; темпера.
Клеймо. 1702 г.
Дерево; резьба, золочение, роспись.
МГОМЗ


049
Херувим — фрагмент иконостаса
Первая половина XIX в.
Дерево, левкас; резьба, темпера.
Коллекция Ивана и Юлии Глазуновых


050
Архидиаконы Лаврентий и Филипп. Конец XVII в.
Дерево, левкас; темпера. МГОМЗ

 

В статье использованы тексты с выставки «Чары Русского Севера». 

 


123


Вернуться к началу
Вернуться ко второй части

Опубликована: 17.11.2016
Просмотров 859


Оценка(1)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.