Параскева-Пятница

 
«Орловские Епархиальные Ведомости» (1884 г., № 157) следующим образом характеризуют народное представление о св. мученице Параскеве, наречённой Пятнице: 
 
«Св. Параскева считается покровительницею воды и имеет, по народному взгляду, особую близость к ней. На это верование указывают существующие в народе предания о том, что образ св. Параскевы чудесно являлся иногда на воде, на реке, или в колодце, вследствие чего вода приобрела особую силу. На этом основании и теперь нередко ставится икона св. Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Далее, она считается покровительницей, главной у простого народа, женской зимней работы — пряжи. Это видно из того, что в народе она носит название «льняницы», и со дня её памяти, т. е. с 28 октября, повсюду обыкновенно начинают мять лён. Но главное в народных верованиях относительно св. Параскевы то, что она считается покровительницей соимённого ей дня недели — пятницы и потому все поверья, какие существуют в народе насчёт Пятницы, относятся и к лицу св. Параскевы».
 
Параскева-Пятница с полным основанием может быть названа «бабьей святой», так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей и покровительницей. Даже народные легенды рисуют Параскеву-Пятницу простой бабой, которая занималась повоем. Вот одна из таких легенд (записанная в Меленковском уезде Владимирской губернии), из которой видно, за что преимущественно чтут и как объясняют святость Параскевы наши крестьянки: 
 
 
«Лежит однажды св. мученица Прасковья на печи со своим мужем и баит ему: «Теперь бы, баит, кто-никто позвал бы меня на повой, а то давно я не была на повоях-то». А муж и говорит: «Напрасно ты, баба, ходишь по эфтим самым повоям-то: там всяко может случиться, пожалуй, еще согрешишь». А матушка-то Прасковья и говорит ему: «Эй, мужик, только ходи с молитвой, да делай, как Бог велит, так и не будет ничего». Лежат это они на печке да уговариваются, — ан, глядь, входит к ним в избу какой-то парень и баит: «Тетка Прасковья, пойдём к нам на повой».
 
Дело было ночью, Прасковья не разглядела, что за парень пришёл к ней, встала с печи, оделась и пошла с ним. Парень привёл её в баню. А в бане-то на всех полках и повсюду сидят черти. Испугалась Прасковья, хотела было убежать да одумалась: если, мол, Бог не попустит, так черти не съедят. Сказала этак-то матушка Прасковья и видит, что на полке лежит девка и мучается родами. Подошла к ней Прасковья, помолилась Богу и стала опрастывать. А старшой-то сатана и баит ей: «Смотри ты, баба! Повивать повивай, а только чтобы без молитвы, а не то я тебе такого перцу задам!.. » 
 
Одначе матушка Прасковья не испужалась и, как только девка опросталась, погрузила с молитвой ребёнка в воду и тихонько, чтобы не видали черти, надела на него крест. В это самое время пропели кочета, и баню вдруг как вихрем подняло: все окаянные и девка пропали, а матушка Прасковья осталась с ребёнком одна. Взяла это она ребёнка, принесла домой, а муж опять на неё напустился: «Эй, баба! Говорил я тебе, чтобы ты не ходила. Молись теперь Богу, чтобы он заступился за тебя и спас от чертей... » Только черти на том не помирились, и задумали они за то, что Прасковья взяла у них ребёнка, сделать ей штуку: стали они смущать царя, чтобы он замучил Прасковью. А царь-то был нечестивый. Призвал, это, он матушку к себе и стал её улещать, чтобы она покинула хрестьянскую веру, а когда на эти царевы слова Прасковья согласия своего не дала, он взял да и велел отрубить ей голову. Это случилось в пятницу, поэтому и зовётся мученица Парасковья «Пятницей».
 
 
В других губерниях эта легенда, сколько можно судить, не известна. Но зато почти повсюду можно услышать бесконечные рассказы женщин о каком-нибудь чуде, связанном с именем Прасковьи-Пятницы. Так, в Пензенской губернии Саранского уезда крестьяне рассказывают о явленной иконе Пятницы. Икона эта будто бы явилась на роднике, в пяти верстах от села Посопа, но когда народ толпами повалил с приношениями (приношения эти клались возле иконы и Параскева раздавала их бедным), то начальство распорядилось икону увезти, а крестьяне на том месте построили часовенку.
 
© С.В.Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903
 
 
 
 
Опубликована: 10.11.2013
Просмотров 1801


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.