Строй отца Иоанна

Автор: Н.Н.Животов
 
Св. Иоанн Кронштадтский в кресле. Из фонда ЦГАКФФД СПб

Чуть загорелся восток... С моря потянуло прохладой... Спит ещё Кронштадт, и только «посадская голь» начала вылезать из своих «щелей» — грязных вонючих углов в низеньких ветхих домишках. 

«Боже, неужели здесь живут люди», — думал я, обходя в первый раз посадские трущобы, точно вросшие в землю. Оказалось, что не только живут, но живут плотнее и скученнее, чем, например, в богадельнях или казармах. Нары понаделаны рядами, а местами ещё в два этажа! Голые доски, полутёмная нетопленая изба, смрадная, нестерпимо пахучая атмосфера — вот общие признаки посадских «щелей». 

Не стану описывать подробнее отвратительную обстановку кронштадтской нищеты, потому что в ней нет ничего исключительного и особенного: такую же обстановку и бедность, и если бедность, то непременно антисанитарную грязь можно встретить везде в России, и везде, где нищета, там и грязь, где бедность, там и вонь; парадной, нарядной нищеты, как, например, в Германии, у нас нет...
 
Фотографическая карточка св. Иоанна Кронштадтского с автографом на обороте. Такие карточки он имел обыкновение дарить многочисленным поклонникам в Кронштадте и во время путешествий. Фото Павла Шаумана. Из личного архива Г. М. Гупало

Только что пробило 5 часов утра, как из убогих посадских избушек начали выскакивать фигуры, мужские и женские, в каких-то «маскарадных» костюмах: кто в кацавейке и больших калошах, кто в зипуне с торчащими клоками ваты; на голове остов цилиндра, соломенная в дырах шляпа и т. п. Все торопятся, точно по делу бегут...

— Не опоздать бы, не ушёл бы...

Только это у всех и на уме, потому что если «опоздать» или «он» ушёл — день голодовки и ночлега под открытым небом.

Конечно, этот «он» — отец Иоанн, «отец» и единственный начальник всей кронштадтской подзаборной нищеты... Без него половина «посадских», вероятно, давно извелась бы от холода и голода.
 
Отец Иоанн в саду. Деревня Мартышкино Петербургской губернии, до 1900 года. Из фонда ЦГАКФФД СПб

— Куда же вы так торопитесь? — спросил я одного оборванца, когда первый раз познакомился с «золотой ротой Кронштадта».

— В «строй», — отвечал он. Я пошел за бежавшими...

На дворе было холодно и совсем ещё темно; фонарей на этих улицах в Кронштадте нет, так что ходить приходится почти ощупью. Мы прошли несколько улиц, пока на горизонте обрисовался купол Андреевского собора.

— Где «строиться? » — спрашивали золоторотцы друг друга.

—У батюшки, у батюшки...

Когда я подошёл к дому, в котором живёт отец Иоанн, там собралось уже несколько сот оборванцев и народ продолжал стекаться со всех сторон.

— Стройся, стройся, — слышались голоса.
 
Дом трудолюбия в Кронштадте, построенный в память убитого императора Александра II-го

Сотни собравшейся голи начали становиться вдоль забора, начиная от дома отца Иоанна по направлению к «Дому Трудолюбия». На одной стороне становились мужчины, на противоположной панели женщины. Меньше чем в 5 минут образовалась длинная лента из человеческих фигур, примерно в полверсты. Бедняки стояли в три колонны, по три человека в ряд, так что занимали всю панель, женщин было гораздо меньше мужчин.

Все ждали...

Долго я ходил по линии «строя», всматриваясь в эти изнурённые лица, исхудалые, оборванные фигуры... На лице каждого можно было прочесть целую житейскую драму, если не трагедию... Были тут молодые, почти юноши и седые старцы, попадались на костылях, убогие, с трясущимися головами, с обезображенными лицами...
 
С прихожанами общества Иоанна Кронштадтского. Кронштадт, 1898. Из фонда ЦГАКФФД СПб

Да, такую коллекцию «сирых» трудно подобрать; если каждый из них в отдельности не способен тронуть сердце зрителя, то коллекция этих «детей отца Иоанна» может заставить дрогнуть самое чёрствое сердце! Пусть большая часть их пьяницы или люди порочные, пусть сами они виноваты в своём положении, но ведь это люди... люди страдавшие и не имеющие в перспективе ничего кроме страданий! 

Вот бывший студент медицинской академии, вот надворный советник, поручик, бывший купец-миллионер, вот родовой дворянин громкой фамилии... Мне показали старика, который двадцать лет питается одним хлебом и водой, у него высохла правая рука, он лишился возможности работать и 20 лет живёт подаянием отца Иоанна. Двадцать лет не имеет собственного угла, не видал тарелки супа и если бы не отец Иоанн, то давно умер бы с голоду.

Я просил показать этого старика. Несчастный стоял в хвосте «строя» в первой колонне.

—Любоваться пришли, — ядовито обратился он ко мне, когда я остановился против него...

Вид старика был суров; нависшие седые брови почти закрывали глаза, а всклокоченная седая борода спускалась на грудь; глубокие морщины и жёлтый отлив кожи красноречивее слов свидетельствовали о пережитом старцем... Его высокая фигура как-то сгорбилась, а правая рука висела без движения...
 
Св. Иоанн Кронштадтский в церковном облачении в кресле. Кронштадт, начало 1900-х. Из фонда ЦГАКФФД СПб

— Возьми, старец, — протянул я ему руку с кредитным билетом.

— Оставьте себе или дайте вот им, — отвечал он, мотнув головой в сторону «строя», — я не нищий, моя правая рука высохла, а левая не принимала ещё милостыни...

— Да ведь ты же 20 лет живёшь подаянием!

— Ложь! 20 лет меня питает отец Иоанн, но милостыни я не просил и подаяния не принимал.

— Так если ты берёшь от отца Иоанна, почему же не хочешь взять от меня?

— Я не знаю тебя и знать не хочу, а отец Иоанн — мой отец, он не своё дает, а Божие, даёт то, что он получает для нас от Бога. Ты даёшь мне двугривенный как нищему, а отец Иоанн даёт мне как родному, как другу даёт любя... Он тысячу рублей дал бы, если бы нас меньше было, для него деньги не имеют той цены, как вам, господин...
 
Протоиерей Иоанн Кронштадтский среди прихожан при выходе из Андреевского собора. 19 ноября 1898 года. Из фонда ЦГАКФФД СПб

Ещё не было 6 часов, когда из калитки хорошо знакомого «золоторотцам» дома вышел «батюшка»... Толпа заколыхалась, но все остались на местах, обнажив только головы.

Отец Иоанн снял свою шляпу, сделал поклон своим «детям», перекрестился на виднеющийся вдали храм и пошел по «строю».

— Раз, два, три... десять... двадцать...
 
Отец Иоанн в конце жизни. Вауловский скит, 1908

Двадцатый получил рубль для раздела с 19-ю коллегами. Опять: «раз, два, три... десять... двадцать» и опять — рубль. Так до самого конца «строя». Только что кончился счёт, вся толпа бросилась с своих мест к «батюшке». Кто становился на колени, кто ловил руку «батюшки» для поцелуя, кто просил благословения, молитвы; некоторые рассказывали свои нужды... 

И отец Иоанн всех удовлетворил, никому не отказал; видно было, что почтенный пастырь сроднился с этой средой, понимает их без слов, по одному намёку, точно так же, как и толпа понимает его по одним жестам...
 
Украшение Кронштадта — собор Андрея Первозванного. Выполнен по проекту архитекторов А. Д. Захарова и А. Н. Акутина. Заложен в 1805 году в присутствии императора Александра I, освящение состоялось в 1817 году. Отец Иоанн служил в нём с 1855 по 1908 годы. В 1932 году собор был разрушен, на его месте установлен памятник Ленину. Сейчас здесь находится памятный камень.

Окружённый и сопровождаемый своими «детьми», отец Иоанн медленно движется к собору Андрея Первозванного для служения ранней обедни. Исчез «батюшка» в дверях храма, и толпа рассеивается по городу, лишь ничтожная часть остаётся на паперти для сбора подаяния. Это уж профессиональные нищие, которых, однако, сравнительно очень немного, и напрасно некоторые полагают, будто отец Иоанн размножает нищих...

© Павел Басинский «Святой против Льва»




Опубликована: 02.01.2014
Просмотров 2502


Оценка(8)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.