Традиции Крещения Господня


В центральных губерниях Великороссии канун Богоявления называется иногда «свечками», так как в этот день, после вечерни, когда совершается водосвятие, деревенские женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевитые лентами или цветными нитками свечи. Уже один этот обычай показывает, что водосвятие, совершаемое в канун Богоявления, крестьяне считают особо важным торжеством. 

И действительно, весь этот день они проводят в строжайшем посте (даже дети и подростки стараются не есть «до звезды»), а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могут вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывает давка во время водосвятия, так как крестьяне сохранили убеждение, что чем раньше почерпнуть освящённой воды, тем она святее.

По возвращении с водосвятия каждый домохозяин, со всей своей семьёй, с благоговением отпивает несколько глотков из принесённой посудины, а затем берёт из-за иконы священную вербу и кропит святой водой весь дом, пристройки и всё имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. 

В некоторых губерниях, сверх того, считается за правило вливать св. воды в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом, однако, необходимо строго наблюдать, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6 января (здесь и далее по старому стилю), т. е. до освящения воды после обедни. 

По совершении всех этих обрядов, св. вода обыкновенно ставится к образам, так как крестьяне не только веруют в целебную силу этой воды, но точно так же твёрдо убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. 

Приблизительно такое же священное значение приписывается крестьянами не только воде, освящённой в церкви, но и просто речной воде, которая, в канун Крещения, получает особую силу. 

По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Иисус Христос — поэтому во всех речках и озёрах вода «колышется», и чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдёт волна» (признак, что Христос погрузился в воду). 

Это общераспространённое верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считается большим грехом ранее истечения недели мыть бельё в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. Нарушители этого дедовского завета считаются приспешниками и помощниками чёрта, так как, при погружении св. креста в воду, вся нечистая сила, в страхе и ужасе, не помня себя, бежит от него и, хватаясь за бельё, которое полощут в проруби, выскакивает наружу. 

Вода, почёрпнутая из проруби в канун Крещения, считается целебной и помогает в особенности женщинам-кликушам — необходимо только, идя от проруби, не оборачиваться назад и произносить молитву.
 

В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начинается движение: благочестивые люди спешат зажечь вязанки соломы перед избами (для того, чтобы Иисус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопочут на реке, устраивая «ердань». 

С необыкновенным старанием они вырубают во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становится причт, и, при чтении ектений, особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивает дно этой чаши и вода фонтаном вырывается из реки и быстро заполняет сияние (углубление), после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывает над водою и матовым серебром блестит на её поверхности. 

На это торжество стекается обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лёд, в полтора аршина, трещит и гнётся под тяжестью молящихся. Привлекает прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освящённой воды и омыть ею лицо. Находятся удальцы, которые даже купаются в проруби, памятуя, что в освящённой воде человек не может простудиться (как выше было сказано, всего больше купаются те, кто на святках рядился и надевал «хари»).

Праздник Крещения Господня принадлежит к числу тех, которые больше других очищены от языческих наслоений, хотя и здесь имеются своеобразные обряды и обычаи, в которых христианская вера как бы переплетается с языческим суеверием. 

Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами. Вот как совершается этот обряд в Орловской губернии. После обедни, которая на Крещение отходит рано утром, крестьяне расходятся по домам и поздравляют друг друга с праздником; потом один из членов семьи берет с божницы икону с зажжённой перед ней свечой, другой — кадильницу, третий — топор, четвёртый (обыкновенно сам хозяин) надевает вывороченную наизнанку шубу и берёт миску с богоявленскою водою и соломенное кропило. 

Сделав эти предварительные приготовления, вся семья отправляется на скотный двор в следующем порядке: впереди, согнувшись, несёт сын или брат домохозяина топор, остриём книзу, так что оно касается земли; за ним кто-нибудь из женщин несёт икону (по большей части Воскресения Христова), далее идут с кадильницей и наконец хозяин с чашею воды. 

Шествие совершается торжественно, среди полнейшего молчания, причём процессия останавливается посреди двора, где разложен особый корм для скота: печёный, разломанный на куски хлеб, ржаные лепёшки, сохранённые для этой цели от праздника Рождества Христова и Нового года, хлеб в зерне и немолоченные снопы ржи, овса и других хлебных растений, оставленные к этому дню с осени (оставляют обыкновенно по шести снопов каждого хлеба). 

Когда процессия останавливается, хозяйка выпускает из хлевов до тех пор запёртую скотину, которая с недоумевающим видом бродит по двору и, наконец, накидывается на лакомую пищу. Между тем процессия обходит вокруг скотины с образом, причем хозяин окропляет св. водой каждую голову крупного и мелкого скота в отдельности. Этот обход делается три раза, после чего топор крестообразно перебрасывается через скот, и участники процессии направляются обратно в избу. 

Определить истинный смысл этого обычая сами крестьяне не могут, и объяснения их разноречивы: одни говорят, что соблюдение этого обряда угодно Богу, другие уверяют, что обряд имеет в виду умилостивление домового, который-де не будет обижать скотину кормом, третьи, наконец, свидетельствуют, что таким путём скот гарантируется от падежа, так как всякие скотские болезни пресекаются топором, брошенным накрест. 

Но кажется, проще всего будет предположить, что обряд этот возник во времена отдалённой древности, когда храмов Господних было ещё мало и когда благочестивые хозяева, по нужде, сами должны были исполнять обязанности священников, окропляя св. водой свою скотину. Тогда же этот, по основе своей христианский, обычай подвёргся языческим искажениям и явился топор, пресекающий изурочье и напуск болезни на скотину, и вывороченная наизнанку шуба, как средство угодить бесам, которые всё носят наизнанку. Таким образом, в данном обычае нетрудно установить все признаки того двоеверия, которое, как ржавчина, насквозь проело христианские обряды наших крестьян.

С той же целью — предохранить скот от болезней и от порчи колдунов и ведьм — крестьяне некоторых губерний (например, Орловской) считают за правило непременно приезжать, а не приходить на крещенские богослужения. 
 

На вопрос одного из наших корреспондентов, чем вызывается такой обычай, один крестьянин ответил так: «Да как же, в церкви на иконе написан Егорий на белом коне; значит, конь этот не простой, а вроде как святой будет, потому в церквах он стоит. Притом же сам Егорий, перед тем, как убить ему змею огненную, что людей жрала, освятил в речке воду и заехал в ту воду на коне, чтобы, стало быть, коня своего освятить, и чтобы змея уже никакой вреды — ни жалом, ни огнём — лошади его не сделала. Вот теперича и мы также: в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому вода оченно студёная, так пусть хоть по льду пройдётся и освятится малость — святая ведь вода-то на Крещение».

Из числа других крещенских обрядов и обычаев можно указать на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Гадания на Крещение, в общем, те же, что и на Новый год, и на Святки. Исключение составляет лишь так называемое гаданье с кутьёй, состоящее в том, что гадальщицы, захватив чашку горячей кутьи и скрыв её под фартуком или платком, бегут на улицу и первому попавшемуся мужчине швыряют в лицо кутьёй, спрашивая его имя. 

Ещё более оригинален другой вид специально крещенского гадания: в сочельник, после заката солнца, девушки нагие выходят на улицу, полют снег, кидают его через плечо и затем слушают — в которой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут.

Обычай устраивать на Крещение так называемые дивьи (девичьи) смотрины принадлежит к числу вымирающих. Он сохранился лишь в самых глухих местах, где ещё не исчезли предания старины и где браки устраиваются с патриархальной простотой, по выбору родителей. 
 

Смотрины происходят либо в церкви, во время Литургии, либо на городской площади, где катаются матери с дочками, а мужской пол стоит стеной и производит наблюдение. «Все невесты, — рассказывает наш вологодский корреспондент, — наряженные в лучшие платья и разрумяненные, выстраиваются в длинный ряд около «ердани». При этом каждая старается выставить напоказ и подчеркнуть свои достоинства». 

Между невестами (называемыми также «славушницами») прохаживаются парни, сопровождаемые своими родительницами, и выбирают себе суженую. При этом, как водится, заботливая родительница не только внимательно рассматривает, но даже щупает платья девиц и берёт их за руки, чтобы узнать, не слишком ли холодны руки у славушницы. 

Если руки холодны, то такая невеста, хотя бы она обладала всеми другими качествами, считается зябкой и потому не подходящей для суровой крестьянской жизни. (Славушницы выходят на смотрины обязательно с голыми руками, без рукавиц).



© С.В.Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903




Опубликована: 19.01.2014
Просмотров 2159


Оценка(10)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.