Св. священномученик Власий

Святые Власий и Спиридоний
Новгородская школа. Около 1407 г.
Святые Власий и Спиридоний до своего пастырского служения были пастухами и с тех пор считаются покровителями домашнего скота и вообще животных. В истории Церкви святитель Спиридоний почитается вместе с Николаем Чудотворцем. Эти три святителя «обрамляют» собой русскую зиму: первыми морозами считаются Никольские, Спиридон-солнцеворот поворачивает солнце на лето, а Власиевские морозы числятся последними.

Он исстари весьма глубоко уважается в русском народе, и день памяти его, 11 февраля (здесь и далее по старому стилю), во многих местах чествуется как довольно важный церковно-народный праздник. 

Русский народ смотрит на св. Власия как на покровителя домашнего скота, который нередко от имени этого угодника называется «родом Власиевским»; особенно коровы — часто попросту называются власиевками. 

В старину во имя св. Власия, покровителя скота, наши предки устраивали приделы и часовни; в Новгороде доныне существует храм, куда в день памяти этого угодника хозяева приносят коровье масло и кладут его пред образом этого святого. 

По замечанию очевидцев, на старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зелёные поля. В одной древней церкви в Новгороде на иконе св. Власий представлен сидящим на скале, окружённым скотом; там же одна из городских улиц называется Власьевою.

В известном Сказании о святых св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа, и вообще наши поселяне в день памяти св. Власия служат молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. В некоторых местах есть даже обычай сгонять коров к церквам, где они окропляются святою водой. Особенно обыкновение это наблюдается во время болезней и падежа скота. 

В этих же случаях хозяева, особенно заботящиеся о благосостоянии своего домашнего скота, носят образ св. Власия по хлевам и окропляют весь домашний скот крещенскою водой и окуривают его ладаном. Впрочем, с этим благочестивым обычаем во многих местах наши поселяне наблюдают и другие суеверные обряды ввиду каких-либо повальных болезней на скот, которые обыкновенно олицетворяются у них в виде коровьей смерти. 

По народному поверью, самым верным против неё считается так называемое опахивание. Обряд этот совершается обыкновенно в полночь обществом старых женщин, вооружённых дубинами и кочергами, с разными церемониями, которые заключаются тем, что одна из более опытных поселянок с растрёпанными волосами, сбросив с себя верхнее платье, опахивает сохою деревню, откуда хотят выжить коровью смерть. После этого обряда все верят, что деревня может быть спасена от скотского падежа.

Чествование св. Власия как покровителя домашних животных основывается на сказании о жизни его. Так, в Четьи-Минеи о св. Власии повествуется, что, когда он как отшельник проводил жизнь в пустыне, «звери дикие прихождаху к нему и благословляхуся от него; аще же случашеся которым зверем приходити в святой час, в онь же богомолии и молитве упражняшеся, то они, аки бы разумни суща, не пресецающе его богомыслия, стояху пред пещерою, ожидающе оного, по окончании молитвы, исхода и не отхождаху, дондеже святый, изшед, возлагаше на ня руце свои, благославляше их, и, аще неким от них болезнь бываше, приходяще к святому исцеляхуся от него возложением руки его святыя. 

Во дни оны игемон Агриколий ловцем своим повеле множество плотоядных зверей всякого рода уловити, сие же на лютейшую смерть мучеников Христовых, их же различно погубити тщашеся, овых мечем убивая, овых огнем сожигая, и в воде потопляя, овых же отдая на съедение зверем. Шедше убо ловцы на лов и обходяще горы и пустыни, приидоша и на гору, Аргефол глаголемую, в ней же труждашеся св. епископ Власий, приближашася к пещере и видеша пред нею множество зверей играющих». 

Затем здесь же рассказывается следующий случай из жизни св. Власия: «Бывшу ему в Севастии, случися вещь сицева: вдовица некая нища ничтоже более име токмо един вепрец, и пришедши волк восхити того; узревши же Святаго, притече к нему, и пожаловашеся на волка со слезами; святый же рече: «Отдастся тебе вепрец твой жив и невредим», и то рекшу, притече волк, нося вепреца в устах своих, и пусти онаго пред нею жива и цела, никакоже неврежденна. 

Оная же убогая вдовица, услышавши Власия Святаго мужественное за Христа страдание и непоколебимое в вере постоянство, закла вепреца своего, его же цела от зубов вражиих прия, и свари главу и ноги, и вложивши на блюдо, еще же и от семян и плодов земных и овощей садовых, елика от убожества своего имети можаше, в конницу вземши, и свечу вжегши, принесе к святому к темницу и припаде к ногам его, молящи, да приимет ясти оное и вкусит, Святый же Бога похвалив, вкуси принесенного ядения и благословив по заповеди, глагола: «Жено, сим образом по вся лета память мою совершай, и не оскудеет в долгу твоем ничтоже от потребных... 

Юже подражающе, — замечает далее жизнеописание св. Власия, — инии благочестивии людие такожде начаша по вся лета совершати память св. Власия, свещи и фимиям в церковь приносяще, утешение в домах единоверных совершающе, и пожающе милостыню убогим и нищим, и оттоле начася благочестивый сей обычай и еще доныне в некиих странах содержится, еже совершати священномученика Власия память по образу оныя вдовицы».

Такими-то обстоятельствами в сказании св. Власия объясняется происхождение верования в покровительство его над домашними животными и обычай чествовать память этого святого известного рода приношениями, который сохранился в нашем народе доныне. 

Нужно полагать, что для наших предков св. Власий заменил Волоса, скотия бога, который считался вторым после Перуна. Божество это имело свой храм в Киеве и других городах и едва ли не долее других пользовалось уважением русского народа, доказательством чему может служить то обстоятельство, что, например, в Ростове идол Волоса был сокрушен Авраамием Ростовским уже в XII в. 

Вероятно, не будучи в состоянии скоро отрешиться от почитания древнего Волоса, наши предки легко могли перенести почитание древнеязыческого покровителя над домашним скотом на св. Власия. Замена древнеязыческого божества св. Власием тем более была удобна, что самое жизнеописание этого угодника свидетельствует о покровительстве его животным. Кроме того, на сближение древнего Волоса со св. Власием могло также иметь влияние и то обстоятельство, что в древнеславянском языке имена Волос и Власий были совершенно тождественны и часто употреблялись одно вместо другого.

Так, например, в летописи под 1229 г. упоминается некто Волос Блужнинец, убитый на вече. В грамоте св. Антония Римлянина XII в. приводится, между прочим, имя Волося вместо Власия: «На Волховом тудоре с женою и детьми одерен Волос». У мордвы, потомков ростовской мери, до позднейшего времени сохранилась память о Волосе, которого здесь олицетворяли в виде большого камня, а это представление древнего Волоса очень напоминает нам изображение на одной старинной иконе св. Власия сидящим на скале, а кругом его стоит скот. 

В некоторых местах нашего отечества праздник св. Власию не всегда совершался по указанию церковного месяцеслова. Простой малороссийский люд, который глубоко чтит этого угодника, переносит день памяти его с 11 февраля на четверг Сырной или Масленой недели, находя Сырную неделю более приличным временем для празднования памяти св. покровителя стад потому, что с наступлением Сырной недели начинается особенно употребление сыра, масла, сметаны, молока — продуктов, доставляемых домашним скотом.

Наши предки молились св. Власию ещё в том случае, если кому приходилось подавиться костию. Основанием для этого послужило одно обстоятельство из жизни этого святого, рассказанное в Четьи-Минеи; именно св. Власий исцелил какого-то отрока, подавившегося костию, и затем молился Господу: «Аще в человецех, аще в скотех что каково случится, и помянет кто имя мое, глаголя: «Боже, молитвами раба твоего Власия, помози тому», ты, Господи, ускори на помощь в славу имени Святаго Твоего». 

Наконец, от имени св. Власия у нас известны Власьевские морозы, которые обыкновенно приходятся около дня памяти этого угодника и считаются последними морозами. Простолюдины наши о них замечают: «Св. Власий, сшиби рог зиме».


© И.П.Калинский «Церковно-народный месяцеслов»




Опубликована: 24.02.2014
Просмотров 3005


Оценка(6)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.