Перенесение мощей святителя чудотворца Николая


Праздник этот получил своё начало на Руси около 1092 г. при митрополите Ефреме, а самое событие перенесения мощей в Бар из Мир-Ликийских, по причине турецких набегов на Линию, последовало в 1087 г. 


В Греции это событие не празднуется, а только в России и отчасти на западе. Причиной этому, бесспорно, послужило то глубокое уважение, с каким русский народ с давних времён относился к мирликийскому святителю. 


Но об этом подробнее сказано нами прежде под 6 декабря (здесь и далее по старому стилю), а здесь заметим, что праздник св. Николая 9 мая в народе называется Николой весенним, вешним, травным от расцветающей весны. 


В связи с этим совпадением дня св. Николая с порою расцвета весенней растительности находится народное верование относительно этого угодника о его покровительстве лошадям.


Это верование исстари главным образом держится в Белоруссии, и здешние волочебники, распевающие духовные стихи и песни на Светлое Воскресенье, в одной песне наряду с другими святыми, покровителями известных отраслей хозяйства, величают св. Николая как покровителя лошадей. 


Кроме того, на праздник св. Николая белорусские поселяне в первый раз выгоняют на ночной подножный корм лошадей, причем обыкновенно конюхи всю ночь проводят в пировании и разных забавах (угощения и забавы эти называются обыкновенно «балек»). 



По старинному малороссийскому поверью, со дня весеннего Николы начинается купанье, и раньше этого времени запрещается купаться, иначе — «с человека верба вырасте», т. е. вырастет над его прибрежною могилою из поставленного над нею вербового креста, так как часто можно видеть, что на кладбищах могильные кресты разрастаются в большие плакучие вербы.


Представление это, кажется, основано частию на опытном наблюдении простого люда, ибо действительно в здешней местности, по её климатической своеобразности, правильное купанье едва ли может быть начато ранее этого времени. С другой стороны, в нём же нельзя не видеть отношения к святителю Николаю как властителю над водною стихией.


Никола Вешний, или «Никола с теплом», называется так потому, что с этого дня (9 мая) устанавливается тёплая погода. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит», — говорят крестьяне, характеризуя приволье подножных кормов.


День Николы Вешнего считается мужским праздником, так как в этот день парни первый раз едут в ночное и на лугах, при свете костров, справляют свой нехитрый пир: привозится водка, закуска, жарится неизменная яичница, а после заката солнца являются и девки. Надзора со стороны старших в этот день не полагается, и молодёжь, на полной свободе, водит хороводы, поёт песни и пляшет до утренней зари.



Что касается взрослого населения, то оно также считает Николу Вешнего покровителем лошадей и заказывает в этот день молебны с водосвятием, чтобы св. Никола уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье. 


Вообще, св. Никола пользуется в народе огромным уважением за его любовь к крестьянам и почитается самым старшим и самым близким к Богу святым угодником. На этот счёт в Пензенской губернии Краснослободского уезда один крестьянин рассказал нашему корреспонденту следующую легенду. 


«Однова мужик посеял рожь и, как управился, пошёл в воскресенье в храм Божий и взял с собою гривну (3 копейки) и свечку. Только, этта, купил мужик свечку и задумался: кому её ставить. 


Видит он, что народ ставит Миколе, пошел и сам к Миколаю. Поставил свечку, отвесил поклон и молится: «Микола, батюшка милостивый, отец родной! Уроди ты мне ржицу». А пророк-то Илья услышал мужикову молитву и осерчал. — «И что это, — говорит, — мужик Миколу все просит, а не меня: чай, я не хуже Миколая-то? Вот погоди, придёт лето, пущай Микола уродит мужику рожь, а я возьму да градом и выбью». 


Услыхал эти слова Микола милостивый и тоже осерчал: «Ан, нет — не выбьешь». — «Ан, выбью». Вот они и заспорили. Послал Микола дождь, и рожь у мужика выросла лучше всех. Радуется мужик: «Ну, думает, и зашибу я деньгу». А того и не знает, что пророк-то Илья на его рожь с неба посматривает и всё норовит, как бы её градом хватить. 


Только и Миколай не дремлет: приходит, это, он к мужику и говорит: «Продай рожь не жамши». Мужик послушался и продал: ржи в тот год у всех были плохи, и ему за его хорошую рожь — эва сколько деньжищ сосед отвалил. Вот пришла жатва, а Илья-то не знал, что мужик продал рожь, и такой ли град послал, такой град, что вся рожь полегла на землю. 



Тогда Микола опять является к мужику и говорит: «Ты, мужик, купи рожь-то свою побитую». Мужик послушался и, почитай, задаром взял свою рожь назад. А Микола тем временем послал дождь и поднял рожь с земли, и опять у мужика стала хорошая рожь. 


Рассердился, разлютовался Илья, когда узнал, как его Миколай обошёл, и порешил на следующий год опять побить мужикову рожь, да только Никола опять наставил мужика продать рожь не жавши, и Илья так и остался ни с чем».


День Николы Вешнего не связывается в народном представлении с какими-нибудь особыми земледельческими приметами, если не считать того, что этот день признаётся временем среднего посева яровых хлебов. 


С Николина дня точно так же «заказываются» луга, что обыкновенно делается посредством древесных прутьев и веток, которые втыкаются в землю на межах — признак, что пасти скот на этих лугах возбраняется.

 


© И.П.Калинский «Церковно-народный месяцеслов»
© С.В.Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903

 

 

Опубликована: 22.05.2014
Просмотров 1155


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.