Праздник апостолов Петра и Павла


Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла исстари известен в народе под именем Петрова дня и в былое время имел большое значение в быту наших предков как один из важнейших дней в религиозном, юридическом и хозяйственном отношениях.


Известно, что около дня апостолов Петра и Павла обыкновенно бывают сильные и знойные жары, и вообще солнце достигает самого ощутительного влияния на землю; потому древнерусский люд посвящал это время солнцу и самый день апостолов Петра и Павла считал праздником солнца. 


Наши простолюдины и доселе верят, что в день апостолов Петра и Павла рано утром играет солнце, и весьма многие стараются даже сами наблюдать это чудное явление. По замечанию Стоглава, в былое время, в первый понедельник после Петрова поста и в самый день Петров, наши предки ходили в рощи: «деяти зде бесовския потехи». 


Летописец тоже говорит, что «о празднике святых верховных апостолов Петра и Павла диавол сетию своею занимает чрез колыски и качели, на них же бо колышущимся приключается внезапу упуститься на землю, убиватися, и зде без покаяния душу свою испустити».


Один из иностранцев, посещавших наших предков, Адам Олеарий так описывает провождение праздника в честь святых апостолов Петра и Павла в старое время: «У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется старинное зрелище. Хотя они строги и безвыходно держат жён в своих домах, так что редко пускают их в церковь или гости, но в некоторые праздники позволяют жёнам и дочерям своим ходить на приятные луга; там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни, сводятся одна с другою за руки, водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами». 


Нет сомнения, что от этих-то гуляний и игр, совершавшихся в старое время в честь солнца, и доселе ещё сохранились как остаток былого разные народные гулянья и забавы, которые своими качелями только напоминают уже забытое нашим народом весёлое празднество в честь солнца.


Простонародная русская пословица говорит: «У мужика то и праздник, что Петров день». В старой Руси день апостолов Петра и Павла был также важным временем в быту гражданском, так как он служил сроком суда и взносов дани и пошлин, о чём особенно часто упоминают грамоты XV и XVI вв. 


Платежи эти известны в этих памятниках главным образом под именем «петровской дани, или просто петровских поборов, которую тянули попы». Тогда же съезжались по зазывным грамотам ставиться на суд и вообще производили разные хозяйственные и торговые сделки.


Так, например, в одной из грамот об отпущении на волю крестьян из-под власти бояр и детей боярских повелевается отказывать, т. е. выводить от себя за другого о Юрьеве дне, иных о Рождестве, а иных о Петрове дне. 



Петровские торги известны с XVI в. и в былое время составляли особенные местные ярмарки по сёлам. В настоящее время поселяне считают праздник 29 июня (здесь и далее по старому стилю) тоже довольно важным сроком в различных своих хозяйственных и домашних занятиях и сделках. 


День памяти свв. апостолов Петра и Павла как день церковный, которым обыкновенно оканчивается Петров пост, или попросту Петровки, в старину назывался Петрово говейно. 


О происхождении Петровки в Малороссии рассказывают, что прежде её не было, и все недели были сплошные; мужья, пользуясь этим, съедали масло, сметану, ежедневно приготовляемые жёнами, так что ничего нельзя было заготовить впрок. Вот хозяйки, которые были поумнее, посоветовавшись между собою, пустились на хитрость и учредили Петровку: но как были неграмотные, то не сумели назначить постоянного для неё срока, одна назначила в шесть недель, другая — в пять и т. д. Таким образом, всё идёт по их положению, не ровно, а по очереди. 


В наше время во многих местах западных губерний некоторые усердные прихожане приносят в церковь сбережённые постом сыр и хлеб, которые идут в пользу причта. 


Наконец, нужно сказать, что св. апостол Пётр считается в народе покровителем рыбного промысла и потому нередко прямо называется Рыболовом. Такое верование особенно сильно между рыбаками, и потому они весьма часто и обращаются за помощью к этому святому апостолу. 


Приходится ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удастся ли рыбный лов — рыбаки молятся апостолу Петру. В иных случаях они даже складываются на большую восковую свечу и ставят её пред образом «ловца рыб» — св. апостола Петра, который был сам по занятию рыбарем, призван был Господом к апостольскому служению в то самое время, когда занимался рыбною ловлею. Обратившись к Петру и брату его Андрею, Иисус Христос сказал: «Грядите по мне и сотворю вы ловца человеком».


Не могло ускользнуть от внимания народного и то обстоятельство, что сам Господь благословил занятие Петра, и, как замечает евангелист, после этого благословения вместе со своими сотрудниками будущий апостол поймал так много рыб, что от тяжести их едва не растерзались сети. 


Впрочем, этот случай, по замечанию Димитрия Ростовского, имел особенное значение, так как он служил прообразом духовной апостольской молитвы, в которой «призываемые яко слова Божия мрежею имеяше многие народы уловити в спасение». 


Сама церковь считает приличною и уместною молитву апостолу Петру как покровителю рыбного промысла; так, например, в Требнике Петра Могилы (издание 1746 г.) есть чин на освящение новых сетей, и здесь в одной из молитв читаем, между прочим: «Сам Владыко Всесильный и предлежащий сети благослови и в ловитве твоим Божественным благословением множеством рыб на пищу твоим рабом всегда исполни, молитвами Преблагословенныя Славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святых славных и всехвальных Апостолов Петра Верховного, Фомы, Нафанаила и Иоанна, и прочиих рыбам ловцем бывших».

 


© И.П.Калинский «Церковно-народный месяцеслов»

 

 

Опубликована: 12.07.2014
Просмотров 1867


Оценка(13)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.