О постах Православной Церкви

001


Существующие в Православной Церкви посты имеют различную историю и разделяются на многодневные и однодневные.


К числу многодневных постов принадлежат посты: Апостольский, Успенский, Рождественский и Великий.


Апостольский или Петров пост бывает пред праздником святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) и начинается неделю спустя после Пятидесятницы.


Богородичный или Успенский пост продолжается две недели — с 1/14 до кануна праздника Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).


Рождественский пост продолжается 40 дней, с 15/28 ноября до кануна праздника Рождества Христова (25 декабря/7 января). Этот пост называется также Филипповым, потому что начинается сразу после дня памяти святого апостола Филиппа (14/27 ноября).


Великий пост длится семь недель перед Пасхой. Он состоит из поста святой Четыредесятницы, установленной в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне, и поста Страстной седмицы — в память последних дней земной жизни Господа, Его страданий и смерти. Святая Четыредесятница начинается с понедельника после масленицы и оканчивается пятницей шестой недели. Следующие за этим днём Лазарева суббота и Вербное Воскресенье хотя и не причисляются к Четыредесятнице, но пост в эти дни не прерывается из уважения к наступающей Страстной седмице.


Петров, Успенский и Рождественский посты, как и Великий пост, имеют древнее происхождение. Святитель Лев, папа Римский, в беседе, произнесённой им около 450 года, так говорит о современных ему постах: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (ныне Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (ныне Успенский пост), для зимы — зимний (ныне Рождественский пост)». Однако в отличие от Великого поста или постных дней — среды и пятницы, их соблюдение основано не на каком-либо соборном правиле, и богослужение во время этих постов, за небольшими исключениями, не отличается от богослужения прочих дней.


Однодневные посты установлены: в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября); в день Усекновения честной главы Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября); в канун праздника Крещения Господня (5/18 января), а также по средам и пятницам в течение всего года.


Есть, однако, периоды, когда пост в среду и пятницу облегчается или вовсе отменяется. Это (1) Неделя мытаря и фарисея, третья пред Великим постом; (2) Сырная седмица или Масленица накануне Великого поста; (3) Светлая седмица после святой Пасхи; (4) Троицкая неделя после праздника Пятидесятницы; (5) Время от Рождества Христова до навечерия праздника Богоявления (Святки). Кроме того, пост среды и пятницы ослабляется с Фоминой недели (1-е воскресенье после святой Пасхи) до праздника Пятидесятницы.


002


Среда и пятница


Сопоставимым с Великим постом по древности в Православной Церкви является пост в среду — в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдание и смерть, и в пятницу — в воспоминание Его страданий и смерти.


Соблюдение среды и пятницы восходит к древнейшим временам христианства. В нынешнем виде оно установлено тем же правилом, что и Великий пост, что свидетельствует о важности и древности этого обычая, о котором также свидетельствуют многие святые отцы.


Так, святитель Епифаний Кипрский пишет: «В церкви бывают собрания, учреждённые апостолами, в среду и пятницу и в день воскресный. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (по современному счёту — до 15 часов), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Апостолы заповедали в сии дни поститься в исполнение слов Иисуса Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5, 35). Пост для нас учреждён не для того только, чтобы мы тем могли возблагодарить Пострадавшего за нас, но и для того, чтобы для нашего спасения исповедывать страдания, которые терпел за нас Господь, и чтобы посты служили умилостивлением пред Богом, оскорбляемым нашими грехами».


«Возлюбленные, — поучает свою паству святитель Лев Великий, — чтобы очиститься вам посредством изнурения плоти и дел милосердия от всякой скверны греха, поститесь по средам и пяткам, а субботы проводите во бдении при мощах св. Апостола Петра, по молитвам коего милосердый Господь, как я уверен, милостиво примет ваш пост и обеты, посредством Господа нашего Иисуса Христа».


Святитель Петр Могила, митрополит Киевский, говорит: «Церковь, побуждая нас в среду и пяток своим священным песнопением к размышлению о милостях, дарованных нам Иисусом Христом чрез крест, установила в сии дни пост для того, чтобы мы, делаясь чрез то способнее к духовному размышлению, были благодарны к Искупителю не только духом, но и телом, усмиряя плоть воздержанием от вкусных и утучняющих мяс и других яств, и таким образом сими чувствами благодарности и благоговения хотя мало участвуя в страданиях Спасителя нашего. Бог и от Израильтян требовал не одного внутреннего памятования о чудесном избавлении их от рабства Египетского, но и внешнего, чтобы они, посредством чувственных знаков, как-то, чрез отложение всего квасного и употребление опресноков, смешанных с горькими травами, усмиряя тело, являли тем благодарность свою». Таким образом, еженедельно празднуя воскресение Христово, Церковь установила также еженедельно вспоминать Его страдания и смерть.


Как уже говорилось выше, иногда пост в среду и пятницу облегчается или вовсе отменяется. Это (1) Седмица мытаря и фарисея, третья пред Великим постом; (2) Сырная седмица или Масленица накануне Великого поста; (3) Светлая седмица после святой Пасхи; (4) Троицкая неделя после праздника Пятидесятницы; (5) Время от Рождества Христова до навечерия праздника Богоявления (Святки). Кроме того, пост среды и пятницы ослабляется с Фоминой недели (1-е воскресенье после святой Пасхи) до праздника Пятидесятницы, когда в эти дни разрешается употребление рыбы.


© «Вот пост, который Я избрал», сост. Василий Чернов, 2012


P.S. от Антона Матвейчука: как написано выше, в отличие от Великого поста и поста в среду и пятницу, установленных по соборному правилу Православной Церкви (Апостольское Правило 69: Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен), соблюдение Петрова, Успенского и Рождественского постов основано не на каком-либо соборном правиле, а на уставе, преданиях и традициях Православной Церкви.


Я сталкивался с тем, что отсутствие чётких канонов и соборных правил по соблюдению Петрова, Успенского и Рождественского постов побуждало некоторых заблуждающихся совсем не соблюдать эти посты. Ни многовековая практика соблюдения этих постов Православной Церковью, ни многочисленные писания и поучения святых отцов, посвящённые этим постам, нисколько не убеждают нежелающих поститься и хотящих оставаться при этом православными: «Нет бумажки — ты какашка», как бы говорят они всей православной традиции пощения.


Но всё новое, как говорится, это хорошо забытое старое. И на эту уловку избавить себя от постов и сохранить при этом благочинную личину есть соборное правило Православной Церкви. Приведу его с толкованиями:


19 Правило Гангрского Собора (4 век): Если кто из подвижников без телесной нужды, кичась, разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет под клятвой.


Из толкований: Зонара: А так как последователи Евстафия нарушали преданные посты, как будто бы они достигли уже совершенства и более уже не нуждаются в посте, то собор изрёк это правило, которым осуждаются на анафему нарушающие преданные посты и соблюдаемые церковию, то есть собранием верных, разве только если кто не может поститься, согласно с апостольским правилом, по причине телесной немощи. А слова: «посты, преданные к общему соблюдению» — правило сказало затем, чтобы различить их от постов, назначаемых некоторым особо, как например предписываемых тем, которые имеют быть просвещены святым крещением, или которым дана заповедь поститься ради епитимии, и других подобных. Ибо посты, преданные к общему соблюдению, необходимо соблюдать всем верным, а прочие — только тем, кому они назначены.
Аристен: И отвергающим церковные посты — анафема.
Славянская кормчая: Аще кто от воздержащихся кроме телесныя нужди гордится, и преданыя посты в общину и хранимыя церковию разрешает, якоже се тверду имущу в нем совершенному помыслу, да будет проклят.

 

И напоследок интересный круговой график постных и скоромных дней в году из программы «Постные дни»:

003

На графике чёрные сектора — скоромные дни, цветные сектора — постные дни. Большим постам присвоены цвета по климату: Рождественский пост — зимний синий, Великий пост — весенний зелёный, Петров пост — оранжевый летний и Успенский пост — отцветающий жёлтый. Если посмотреть на диаграмму, то видим два креста — один крест из скоромных (чёрных) дней, и крест из постов. Однако, даже в этом есть красота и гармония!

Опубликована: 21.02.2017
Просмотров 1351


Оценка(6)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.