Рождественские торжества в древней Москве


В Древней Руси празднование Рождества Христова сопровождалось многими обрядами и носило в себе характер того благочестия и христианского величия, которое было свойственно нашим предкам. Все, от мала до велика, от простолюдина до царя, глубоко чтили великий день рождения Спасителя мира.

В навечерие праздника 24 декабря, по утру, обыкновенно сам царь шествовал в Столовую избу или Золотую палату, а иногда — в одну из придворных церквей, к царским часам; его сопровождали бояре, все думные, ближние чины и служилые люди. Вечером того же дня государь делал выход в Успенский собор к вечерне и «действу многолетия» также вместе с боярскими и прочими чинами. На этом выходе царь был в изящном одеянии: в шёлковой шубе, с коваными золотыми кружевами и блестящими нашивками, а бояре — в белых тафтяных шубах.

Во время службы соборный протодиакон провозглашал многолетие государю и всему царствующему дому поименно. По совершении «действа» патриарх с властями и со всем собором здравствовал государю, и многолетствовал. В свою очередь царь поздравлял патриарха и власти. Затем государю здравствовали бояре, окольничие, думные и ближние люди, стольные, стряпчие, дворяне, дьяки и иных чинов люди. Государь своим «милостивым словом» поздравлял сановников и народ.
 

Часу в пятом или шестом, когда уже совсем смеркалось, приходили во дворец славить новорожденного Христа соборные протопопы, попы и «певчия станицы», т. е. хоры государевы. Государь принимал их в Столовой избе или в Престольной палате и жаловал им по ковшу белого и красного мёду.

Что касается простолюдинов, то они готовились к встрече праздника с радостью и благоговением, проводя канун его в молитве и богоугодных делах.

В сам праздник Рождества царь слушал заутреню в Столовой или Золотой палате. В то время, когда начинался благовест к литургии, он выходил в Столовую, где и ожидал прихода патриарха и других духовных лиц. В переднем углу ставилось «место» государю, а подле него кресло для патриарха. Патриарх с пением праздничных стихир, в предшествии соборных протопопов, несших крест и святую воду, в сопровождении духовенства подходил к государю славить Христа и поздравлять его с праздником.

Отпустив патриарха, государь облекался в царский наряд, в котором шествовал в собор к обедне. После литургии, переменив наряд на обыкновенное выходное платье, государь возвращался во дворец, где приготовлялся праздничный стол «на патриарха, властей и бояр». Этим оканчивалось Рождественское празднество.
 

В день Рождества Христова, как и другие большие праздники, благочестивые русские цари делали так называемый «тайный выход» в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню тюремным сидельцам, пленным, увечным и всякого рода бедным и нуждающимся людям. Такая же милостыня раздавалась царями накануне Рождества, рано утром в сочельник.
Народ вел себя во дни Рождественских праздников чинно и благонравно, пьянства и дикого разгула в домах и на улицах, за весьма редкими исключениями, не было.

Богатые и зажиточные люди уделяли в эти дни от своих достатков щедрую милостыню нищей братии, и притом так, что левая рука, согласно заповеди Христовой, часто не знала, что делает правая (Матф. 6, 3). Большинство проводило святочные дни в делах спасительных: чтении Слова Божьего и в мирных, душеполезных разговорах; было в обычае, даже и у взрослых, ходить по домам и прославлять Христа. Ясно было, что на Руси Святой праздновался великий день — рождения Христа, Спасителя мира.

© «Православная Русь» №24, 1996




Опубликована: 10.01.2014
Просмотров 2006


Оценка(8)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.