Святочные обычаи и традиции

Кустодиев Б.М. Балаганы. 1917 г.

Святки, святые вечера, — так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей, дни празднества, веселья и священного торжества Рождества Христова, начинающегося с 25 декабря (7 января) и оканчивавшегося обыкновенно 5 (18) января следующего года. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев (Weihnaechen). По другим наречиям, «святки» (swiatki) означают праздники.

Сказание на всю седмицу

«Аще Рождество Христово в неделю, зима люта, а весна ведренна (дождлива), а плода мало, овцам мор, пожары часты, а старым мор.

Аще Рождество Христово в понедельник, зима добра, весна дождлива, а жатва суха, а тяжь многим людям будет, а меду много.

Аще Рождество Христово во вторник, зима добра, а жатва ведренна, а весна дождлива, а обилия много, людям от притцей (притцы, причты, притки — внезапная болезнь, порча или сглаз) смерть будет.

Аще Рождество Христово в среду, зима и весна дождлива, а обилия много, жатва добра, овощей мало, а скоту пагуба.

Аще Рождество Христово в четверг, зима люта, весна зла, потравлива, а лето добро, обилия и пшеницы много, скоту пагуба.

Аще Рождество Христово в пятницу, зима легка и ведренна, весна добра, овощей много, меду мало, а жатва ведренна, а слабым смерть.

Аще Рождество Христово в субботу, зима тепла, очень велика, ведренна, плоду мало, очам болезни, овцам мор».

Из полного собрания этнографических трудов А. Е. Бурцева

В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок (swiatki), как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России.

Мы начали со Святок именно потому, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как святки.

На Святках мы встречаем странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою и другими предметами.

Само слово «святки» передаёт представление о значении святости дней отрадного для христиан события. Но обычаи и обряды вошли в жизнь народа ещё в древности, в незапамятные времена язычества, и благодаря этому они не искореняются, а существуют, хотя и в разных, более или менее изменённых видах и формах.

В Белоруссии и в Малороссии Святки называют Колядою, Каледою; название сходно с римским Kalendae (от греческого глагола — «сзывать») и санскритским kala.

Кормчая книга говорит, что святки заимствованы от эллинов (греков); подтверждение коляд от эллинов видим и в 62 правиле «Стоглава» (Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе - феврале 1551 г. (завершил работу в мае 1551 г.). Своё название получил от сборника соборных решений, поделённого на 100 глав, — «Стоглав». Стоглавым собором была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин, проведена регламентация норм внутрицерковной жизни для повышения образовательного и морального уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей; был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев. Сохранилось несколько рукописных редакций «Стоглава»). Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, как правило, имели в виду все языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям.

История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, Греции и Индии. Так, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год, надевали на себя маски и костюмы, соответствующие божествам, и ходили по улицам города.

Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно такие же обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун- Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца».

Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст протестовали против святочных волхвований и безумных игр (Календ), — обычаи гадать и наряжаться всё-таки сохранились, хотя и в довольно изменённой форме.

Даже сам император Пётр I, по возвращении из путешествия в Россию, наряжал Зотова (Зотов Никита Моисеевич (ок. 1644—1718), думный дьяк, с 1710 — граф. В конце 1670 — начале 1680-хгг, — учитель царевича Петра. Впоследствии дьяк Челобитного, Сыскного, Поместного и др. приказов, с 1695 г. — начальник царской походной канцелярии под Азовом, с 1701 г. — глава Ближней канцелярии, Печатного приказа. Участник весёлых забав молодого царя и «всешутейший патриарх») Папою, а других своих любимцев — кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами и в сопровождении хора певчих о Святках ходил с ними к боярам по домам славить (Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837, вып. II).

В Кормчей книге на основании XXII главы стиха 5 Второзакония упомянутые переодевания воспрещаются. Известно, что Моисей, как законодатель и истребитель язычества и его обрядов, воспрещая поклонение идолам, запретил и переодевания, как это делали египетские жрецы.

Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение церкви, на Западе продолжались переодевания в шутовские наряды, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, нередко представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трёх царей и другие сюжеты. Эта традиция затем перешла и в Россию.

Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора на Рождество Христово. Это были ряженые в вывороченные тулупы или шубы, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали и аккомпанировали себе на музыкальных инструментах. Название «Готские» игры получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак.

Во время оживлённых отношений России с Византийским двором святочные обычаи, как и многие другие, перешли в Россию. По словам профессора Снегирева, многие славянорусы в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров, и это способствовало знакомству с обрядами.

У скандинавов, обитателей нынешней Швеции, Святки были известны под именем Польского, или Юльского, праздника (Iuul, Iоеl) как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимой, а в Дании — в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца.

Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и празднование продолжалось целых три недели. Первых три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние дни проводились в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — «колесо», потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нём рассказывал ещё в VI веке Прокопий, византийский летописец.

У древних англосаксов самая долгая и мрачная ночь предшествовала дню рождения Фрейера, или Солнца, и называлась Материнскою ночью, так как эта ночь считалась матерью солнца или солнечного года.

В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в чёрный длинный плащ. В таком виде он является будто бы ночью в дома, как у русских суженый-ряженый, и принимает подарки.
 
Ряженые. Гравюра XIX в.

Это верование ныне на всём Севере превратилось в забаву, уже лишённую всякого суеверного смысла. Такую же роль выполняет на германском Севере Филлия.

На Иольском празднике в присутствии короля в честь Фрейера убивали вепря как священное животное. Положив руки над этим животным, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питье, яствах, плясках и разных играх. Эти Польские праздники продолжались несколько дней. Остатки этого празднества сохранились ещё кое-где на скандинавском Севере. К нему присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребляют свинину и пироги в форме свиней.

Свинина — главное блюдо любого рождественского стола.

В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночной страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в неё сахарного сиропа, чтобы она была слаще.

Вообще Рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи праздника.

У простого народа всегда найдётся бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В Англии существует поверье, что будто бы, если войти в хлев ровно в полночь, то найдёшь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчёлы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе.
 
Пирушка с музыкой. 
Из «Русских народных картинок», собранных Д. Ровинским.

Вечером женщины ни за что не оставляли кудели на прялках, чтобы чёрт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придёт за ними в церковь при венчании и мужья подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят, чтобы сохранить её от проделок чёрта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обычно, а разрезают.

В Шотландии домашний скот в этот праздник кормят последней горстью сжатого хлеба, чтобы предохранить его от болезни. В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. При этом исполнялась песня, соответствующая торжеству.

Есть приметы довольно оригинальные: например, в Шотландии и до сих пор многие верят, что, кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля.

Для этого языческого божества некоторые и в наше время накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы. И каждый гость обязательно должен попробовать это блюдо, а если забудет и уйдёт, то в Шотландии это считается дурной приметой.

В Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угля соседям, опасаясь колдовства, как этому верили и римляне.

В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах совершаются ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося заклинания или заговоры. После этого орошают дерево яблочным соком или разбивают о него кубок с яблочным напитком — всё это делается в честь будущего урожая.

Также к Рождественской ночи изготавливают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, А если погаснут раньше, это предзнаменует несчастье в семье.

В Северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают. Свечам дают сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы.

Там же есть так называемый Taghairm — ночное гулянье на воловьей коже, очень похожее на русское, о чем мы расскажем ниже.

В Англии на Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, мы ограничимся несколькими из них. Так, кто-нибудь встаёт ранее других в семье и готовит завтрак, который едят все члены семьи не вставая, сидя в постели. Завтрак этот состоял из пирожков с яйцами, которые готовятся специально для каждого члена семьи. Чей пирог разломится во время печения, тому не дожить до будущего праздника.

Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно — и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Используют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.

29 декабря (здесь и далее по старому стилю), когда отмечается День избиения младенцев царём Иродом, в старину обыкновенно детей будили плетью, чтобы таким путем укрепить в их памяти такое кровопролитное событие; день, на который приходился этот праздник, считался чёрным.

В Германии во время так называемых священных ночей гадают, устраивают для детей ёлку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скот говорит. Ещё совсем недавно устраивали костюмированные представления, изображая историю рождения Иисуса Христа в лицах.

Кроме того, в Саксонии в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере таких, которые не свойственны столь торжественному дню.
 
Шутливая персона пляшет под музыку. 
Из «Русских народных картинок», собранных Д. Ровинским.

Святочный рассказ

«Ходят ряжеными, слушают под окошками. И завораживают девицу так: стоит и слушает, что если выйдет замуж, то будут говорить про свадьбы. Бегают на перекрёстки дорог, кладут ключи под подушку, говоря: «Суженый-ряженый, приди и возьми ключ и отопри!» Моя мать рассказывала, что ночью вдруг видит, кто-то подходит весь в заплатах да прямо за ногу. «Я долго потом хромала после этого. Ночью все перепугались, заслышав мой крик. А он до того больно потянул, что я невольно заревела!»

А вот бывальщина, рассказанная моим отцом: я, говорит, в то время был лет шестнадцати. Приходят дочери духовного звания, девицы села Троицкого, к овину слушать и завораживаются: если же из овина хлопнет по ж... рукавицей, то выйду за попа, а ежели голой рукой, то выйду замуж за крестьянина. Когда эти девицы завораживались, как раз у попа сушил овин крестьянин Семён Владимиров деревни Горы Троицкого прихода. В это время он сидел в подлазе и весь разговор слышал. Одна девица спустила ж... под овин, этот крестьянин хлопнул голой рукой, девка своим товаркам и говорит: «Меня хлопнул голой рукой». Спустила поповна, Семён Владимиров схватил за платье и давай хлопать изрядно, так что та некошно заревела. Те перепугались, схватили поповну за платье, оборвали всё и давай бежать. А после этого ворожеи все пять вылежали в горячке».

Из полного собрания этнографических трудов А. Е. Бурцева

Коляда

24 декабря русские язычники славили Коляду, о котором уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н. М. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира. По созвучию происхождение этого названия связывали с римскими календами, но эти праздники отмечали каждый месяц.

Иногда наш Рождественский праздник связывают с праздником Януса. Это предположение, скорее всего, связано с римским влиянием на славянские народы, причём каждый народ, усваивая и принимая чужие понятия и верования, всегда искал в них внешнего или внутреннего сходства со своими собственными понятиями и верованиями.

Значение слова «Коляда» у разных народов различно: у индийцев Koluda (коледа) почитается за божество, a koledowati (колодовати) означает хождение детей по домам с песнями и плясками.

У чехов, болгар и сербов Koluda, а также wanoenj pisnieky значит — святочная песнь, choditi ро Kolude (ходить по коледу) — значит поздравлять с Новым годом и за это получать подарки от каждого, кто что может дать.

«Коляда» у словаков означает благословение домов, какое у них бывает в канун праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома.

Богемская История объясняет Коляду обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами в Рождество Христово, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества.

Боснийцы, кроаты и другие славянские народы под Колядою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Иисуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коляду от греч. (кишки) — колбасы, кольцо которой выпрашивали себе колядовщики в Малороссии. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».

Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптало (митрополит Ростовский) в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни.

Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году.

Обычно празднуют две Коляды: Васильевскую накануне Нового года и Крещенскую накануне Крещения, или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная, или постная.
 
Кустодиев Б.М. Встреча на углу. 1920 г.

В Малороссии Колядою называется хождение с вертепом и звездой, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коляды. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком. После каждого славления с пением молитвы в доме говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем», и прочее; иногда — что-нибудь более шутливое. В наше время в крупных городах этот обычай исчезает, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось грехом для домовладельца.

Профессор Снегирев говорит, что под Москвой был обычай называть сочельник «коледой» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей тёплой одежды в рубашку (Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. II с. 29).

Есть предположение, что празднование Коляды и её название перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийские губернии в XV и XVI веках, о чем свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о Святках так: «Шла Коляда из Новогорода...»

У румын Святки называются Керечуном, у карпато-россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование за празднованием. Под этим же названием Керечуна у русских назывался Рождественский пост, или филипповки. Такое название поста Карамзин объясняет короткостью зимних дней (Карамзин Н. М. История государства Российского, ч. 2, с. 288). Однако, по замечанию профессора Снегирева, «Карачун» схож с сербским «Карачити», то есть «ходить», и с русским словом «корчить» (что- или кого-либо), «кривляться».

Есть и ещё одно предположение, связанное со словом «корачуне»: не имеет ли оно какого-нибудь сходства с упоминаемым в «Стоглаве» чародеянием над корчагами?

В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряживанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так и переодевание в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам.

Маски известны с глубокой древности, когда на праздниках Бахуса их надевали, чтобы избавить себя от колдовства. Между греками и латинами в средние века бытовало мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле, в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огненном виде, терзая и мучая встречных. Один древний писатель объясняет силу масок тем, что они своим стройным и нелепым видом скрывают очарование тех лиц, которые их носят. В русской истории есть свидетельство, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины (Карамзин Н. М. История государства Российского, т. 9).

В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставлялись зажжённые свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине на Святки снаряжалась большая лодка, которая ставилась на несколько саней и возилась несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все они были в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поездки они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане угощали этих ряженых вином и кушаньем.
 
А.Н.Бенуа «Ряженый. Коза со скрипкой». 
Эскиз костюма для балета И.Ф.Стравинского «Петрушка», 1911 г.

В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются Кудесами, как в летописях чародеи и колдуны — кудесниками и кобниками, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.

В Торопце Псковской губернии Святки называются Субботниками. Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к этому нужные приготовления: для посетительниц изготавливают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Богатые и бедные девушки стараются обязательно побывать на таких вечеринках, или субботках. Собираясь в дом вдовы, одеваются как можно лучше. Когда все девушки из числа приглашённых собрались, тогда ворота отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Приход каждого молодого гостя девушки встречают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен заплатить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Женатые и замужние сюда не допускаются.

Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.
 
Л. Золотников. Гадание литьём олова

 Гадание

В состав святочных обрядов входит гадание, где, по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предугадать человеческий жребий, своё будущее.

В язычестве гадание составляло один из главных обрядов богослужения. Но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы. Однако любовь к гаданию осталась в народе как сила привычки по праву давности. Как народная забава слово «гадание» восходит, очевидно, к еврейскому слову Gad — так называлась богиня счастья. По другим предположениям, к санскритскому Gad — «исследовать» или Gadam — «испытывать».

Само же гадание в древности являлось служением богине Гаде (Фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбой называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других. Поэтому волхвование, по толкованию «Стоглава», называлось бесовским служением и имело то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по преданию, занимались халдейские и другие волхвы.

Способы гадания бывают естественные или искусственные и встречаются не только у восточных народов, но и у греков, римлян и славян.

Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.
 
Девичник. Гравюра XIX в.

Крещенское гадание
(Легенда)

Гадание, о котором пойдёт речь, скорее всего, сохранилось со времён язычества, когда существовало поклонение и злым и добрым богам (Калиостро Дж. Таинственные чары. М., 1876).

В то время, когда все уйдут или уедут на водосвятие в день Богоявления Господня, девушка берёт веник или лопату и начинает мести комнату. Каждый раз, взмахнув направо, она произносит молитву, а взмахнув налево, произносит ругательство с именем нечистой силы. После этого делает черту углём посредине пола и становится направо, то есть на место, отметённое с молитвой. Это метение происходит со времени погружения креста на Иордан.

Став на место, девушка говорит следующее: «Суженый-ряженый! Явись передо мной, как лист перед травой».

Предание говорит, что некоторым являлся чёрт в виде будущего жениха в 12 часов дня и останавливался на той стороне, которая была заметена с призыванием его имени.

Мы слышали одно предание и опишем его, хотя за верность его ручаться нельзя.

Одна девушка пожелала видеть своего жениха, и женское любопытство не могло остановиться даже перед опасностью, с которой сопряжено призывание нечистого духа. Когда все домашние отправились на реку на водосвятие, она начала мести комнату веником направо и налево, то призывая имя чёрта, то творя молитву, заметая вправо. После чего, став на правую сторону, она стала ждать прихода или появления суженого.

Что же?! Дверь отворяется, хотя она была ранее того заперта, вошёл молодой человек в шинели, держа в одной руке красный платок, а в другой — шапку, и остановился.

Молодая девушка, полюбовавшись на этого красавца с полминуты, вдруг почувствовав какой-то внутренний страх, вскричала: «Чур меня!» — и упала без памяти.

Когда девушка очнулась, то в комнате никого уже не было, и она оставалась всё по-прежнему одна. Комната, как и до посещения её незнакомцем, была заперта, только красный платок, который был в руке незнакомца, очутился как-то в её руках. Девушка, осмотрев все окна и уголки в комнате и убедившись в том, что действительно не было никакой возможности живому существу проникнуть в комнату, тотчас позаботилась тайно от родных и домашних спрятать платок до поры до времени, а также затаила от всех в глубине души чудесное происшествие. 

Не прошло ещё году, как к ней стал свататься и просить у её родителей руки красивый молодой человек, точь-в-точь с теми чертами лица, какого она видела в день Богоявления. Девушка тотчас смекнула, что это её суженый и что ей судьба определила быть его невестой.

Вот она и замужем. Прошло два года. Молодая женщина о платке и не заикнётся, живут счастливо...

Однажды как-то на Святки к молодой чете собралось много гостей. В беседе гости между прочим начали разные разговоры святочного характера. Разговор этот коснулся вещих снов, привидений, домовых и разных гаданий. Поднялся спор. Кто говорил, что ничего нет в природе и что всё находится только в одном нашем воображении; другие, особенно женщины, стояли в пользу существования чертовщины и гадания. К числу последних принадлежала и молодая жена хозяина. Мужчины уступили женщинам, и тут молодая хозяйка, встав из-за стола, сказала всем присутствующим:

— Если вы, господа, так упорно стоите, что все гаданья — пустяки, что в мире нет ничего сверхъестественного, то я докажу противное.

— Хорошо, докажите, — было общее желание мужчин. Хозяйка скрылась в свою спальню, вынула из комода или укладки заветный платок и вынесла его с торжествующим видом.

— Вот платок, — сказала она — Он заключает в себе много таинственного. — Потом подала его мужу и спросила, узнаёт ли он этот платок?

Муж взял этот платок в руки и, увидев на одном из углов его метку своей фамилии, побледнел и задрожал. Это был его любимый платок, и сопряжённое с пропажей его событие живо осталось до сих пор в памяти, хотя он ещё никому о нём не рассказывал.

— Вот, господа, я расскажу вам историю этого платка, который я считал потерянным, — начал он, — Два года тому назад, когда я был холостой и даже не рассчитывал жениться, отправился в Крещенье на водосвятие. Народа было много, и я, боясь тесноты, стоял на просторном месте. Вынув вот этот самый красный шёлковый платок, я стал им отирать заиндевевшие усы. Лишь только я отвёл от лица платок, как, откуда ни возьмись, чёрная собака, огромного роста, подбежав ко мне, вырвала его и пропала, так что преследовать её было бы немыслимо.

— Но как же к вам попал этот платок? — спросил кто-то из гостей хозяйку.

— Вот в том-то, господа, и дело. Вперёд верьте и тому, что есть на свете много чудесного, — отвечала молодая женщина и рассказала историю получения платка из рук призрака, разумеется, без утайки.

Все подивились рассказу и уже не спорили больше.

Наконец, наступила глухая полночь, гости разошлись и разъехались по домам, пожелав хозяевам провести приятно остаток ночи.

Хозяева остались одни.

В странном волнении ходил взад и вперёд по комнате хозяин. Лоб его был наморщен, брови сдвинуты, глаза сверкали... Он был страшен и даже для молодой супруги, которая таким видела его только первый раз.

С час он ходил по комнате, наконец, вышел куда-то на минуту и, возвратясь, обратился к своей жене с такими словами:

— Вот что, милая! Я полюбил тебя, но не знал, что ты меня достала нечистой силой. Мне тебя не нужно: возьми свой платок, надень его на себя и молись Богу.

Жена глядела на мужа робким взором, губы шевелились, словно хотели что-то вымолвить, но слова не слетали с уст.

— Довольно, будет! Кайся перед иконой Спасителя и умри.

При этом муж показал ей заряженный пистолет.

Нечего говорить о том, что все её вопли, моления были напрасны. Муж застрелил её.

Правдив ли этот рассказ, или выдумка — решить трудно. Во всяком случае, он представляет собой прекрасное нравоучение для легкомысленных молодых людей, как вредно предаваться суеверию вообще, а христианину в особенности. Знание будущего для пользы нашей сокрыто Богом, который один называется Всеведущим.
 
Калужская девица. Гравюра XIX в.

Святочные вертепы и звёзды

Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождество славить Христа. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик в два яруса; в нём представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство во Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом ходили мальчики, иногда в сопровождении гудошника или скрипача (Записки и замечания о Сибири. С. 8).

Славление наших царей

Хотя в России не было западного праздника путешествия трёх царей, но со времён царя Алексея Михайловича был введён обычай ходить государям на Святки славить даже к своим подданным.

Славление это начиналось с полудня праздника. Процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обёрнутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпой князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож.

По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» — и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитой. После угощения они отправляются к другому вельможе (Русские простонародные праздники... С. 56).

То же говорит Броун в своём путешествии по России в 1649 году:

«Московские государи посещают знатнейших своих подданных и чужестранцев перед праздником Богоявления. В таком случае их угощают, и это называется «славлением». Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась с 3 января 1702 г. Первого Бранса царь Пётр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Весёлость была непринуждённая, и напитки лились щедрой рукой. Около 3 часов его величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в дома, нарочно для этого построенные».

Из современных записок видно, что те, кто уклонялся от славления, наказывались кнутом и батогами. У Желябужского в летопись внесено, что Григорий Камынин бит плетьми за то, что быв записан в славленье, да не ездил (Деяния Петра I. Т. I. Изд. 2. М., 1837). При императрице Елизавете Петровне на Руси на Рождество Христово давалась придворным певчим дача (жалование) под названием славленного.

Пётр I с 1 января 1700 г. установил праздновать новолетие по европейскому обычаю, велел украшать дома зелёными ветками, освещать улицы и т. п. Но это был уже гражданский праздник.



© Забылин «Праздники и обряды»




Опубликована: 11.01.2014
Просмотров 4412


Оценка(7)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.