Страстная неделя на Руси


ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
СТРАСТНАЯ СРЕДА — ОБЛИВАЮТ СКОТИНУ СНЕГОВОЙ ВОДОЙ.


Четверг на Страстной неделе — «Великий четверг» — сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет, действий, представлений. Великий четверг называют также «Чистым четвергом».


КАКОВА ПОГОДА В ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРТОК, ТАКОВА И В ВОЗНЕСЕНЬЕ.
В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ МОРОЗ, ТАК И ПОД КУСТОМ ОВЁС.


В четверг перед Пасхой варили кисель (обычно овсяный), выносили его в миске на улицу и кричали: «Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не бей наш овёс, нашу рожь, а бей быльник да крапивник!» или: «Мороз, мороз, не морозь наш овёс! Киселя поешь, нас потешь!»


В этот день хозяин перед восходом солнца выходил на улицу и потряхивал соху, чтобы хлеб лучше родился. В иных деревнях выходили взрослые мужчины и женщины и изображали пахоту, молотьбу, косьбу, даже разыгрывали сцены полевых работ в доме, полагая, что это скажется лучшим образом на самих работах и на урожае. 


Тверские мужики в Великий четверг садились верхом на кочергу и трижды объезжали вокруг избы, огорода и поля, произнося при этом: «Крот, крот, не ходи в мой огород, в день чистого четверга тебе в... кочерга». Хозяйки, заботясь о курах, четверговую золу выносили в курятник.


По отношению к домашнему скоту тоже проделывается целый комплекс действий. Мальчики с восходом солнца бегали с колокольчиками на шее вокруг деревни, «чтобы скотина прямо с пастбища ходила домой, а не плутала». У лошадей и коров подрезали хвосты. Клочок обрезанной шерсти затыкали за матицу, чтобы скотина знала дорогу домой. Чесали лошадей, чтобы «чище и здоровее были». 


На Пинежье в Великий Четверг хозяйка открывала трубу и кричала: «Пар божья скотинка, коровушка Пестронюшка, в чистом поле — обед, дома — ночлег. Не ночуй на бору, ходи ко двору!» Костромичи с той же целью разыгрывали сценку-диалог: один из домочадцев забирался на печь, другой на чердак к трубе. «С печи кричат в трубу: «Дома ли телёнки?» С чердака отвечают: «Дома, дома!» — «Дома ли лошадушки?» — «Дома, дома!» И так перебирается вся скотина».


Ещё в конце прошлого века в Вятской губернии происходило следующее: «В Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в руке на огород и опрокидывает горшок на кол; горшок остаётся опрокинутым на колу в течение всего лета — он предохраняет кур от хищной птицы».



Чрезвычайно архаический обряд защиты дома и скотины совершали на рубеже XIX—XX столетий в глухих костромских деревнях.


Здесь девушка «до солнца садилась на помело, распускала волосы и в одной рубахе, без пояса, объезжала дом с постройками. Подъехав к окну, обращалась к матери: «Тётка Анна, скотина дома?» — «Дома!» Благословляла. И так три раза».


На Тавде (Западная Сибирь) в Великий четверг хозяин отправлялся в лес, «вырубал в пне небольшое углубление и собирал туда муравьев, говоря при этом: «Как эти муравьи плодятся, так бы у меня, раба Божия (имя), плодились овечки: беленькие, чёрненькие и пегенькие. Ключ и замок словам моим. Аминь!»


Множество обрядов Великого четверга было связано с желанием очистить дом, огород, двор «от грязи, накопившейся за зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти». 


В самых разных местах принято было собирать можжевельник и окуривать им внутренние помещения, огород, вымя коровам и козам, бочки для огурцов и капусты. Иногда через дымящийся верес (можжевельник) прогоняли скотину и перешагивали сами — это считалось очень действенным средством против болезней и нечисти. Скотину ещё и стегали вересом, чтобы не лягалась.


Ярославцы «в Великоденный четверг умывались с серебра. Кто первый умоется — лицо белое будет». В Вологодской губернии воду для четвергового умывания брали из речки или колодца до рассвета. Затем девушки шли на хмельник, где произносили: «Как хмель любят добрые люди, так бы и меня любили!» 


По многочисленным свидетельствам, в Великий четверг, невзирая ни на какую погоду, «люди ходили на реку и окунались в её воды, даже если на реке был ещё лёд. Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу на всю сельскую работу».


В этот же день самым тщательным образом вымывают и украшают избу: расстилают чистые, праздничные половики, развешивают красивые полотенца и занавески, кое-где пол в горнице посыпают белым песком.


Обязательным было и купание в бане. «Моются в бане до восхождения солнца, говоря, что и ворон перед этим днём купает детей своих... Всходя на полок, приговаривают: «Хрещёный на полок, нехрещёный с полка». Выходя из бани, оставляют на полке ведро воды и веник для «хозяина» (байника) и, перекрестившись, произносят: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье!» (Смоленская губ.).


В Великий четверг девушки ходят утром под яблони чесать волосы — чтобы хорошо росла коса (Новгородская губ).



Сугубо великочетверговым делом было приготовление «четверговой соли»; обычную крупную соль завёртывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей. Крестьяне объясняли, что такая соль оказывалась очищена от скверны, т. е. прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство для людей и для скота.


Пятница на Страстной неделе.


ЕСЛИ НА СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ ПАСМУРНО, ТО ХЛЕБ БУДЕТ С БУРЬЯНОМ.
ЕСЛИ ПОД СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ ЗАРЯНО, ПШЕНИЦА БУДЕТ ЗЕРНИСТАЯ.


Суббота на Страстной неделе — великая, красильная. В Страстную субботу красят яйца.

 


© И.П.Калинский «Церковно-народный месяцеслов»

 

 

Опубликована: 15.04.2014
Просмотров 1205


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.