Неделя мытаря и фарисея

Праздник Пасхи

 
«Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного её величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты»
Б.Пастернак
«Гефсиманский сад»
 
Христианская Пасха — праздник Воскресения Иисуса Христа — это важнейшее событие как в жизни христианина, так и каждого человека, чтящего традиции и заветы предков. Пасха, как великий христианский праздник, особо почитается вот уже более двух тысяч лет. В народном сознании Воскресение означало обновление, очищение души и помыслов, наступление новой вехи в жизни, приход долгожданной весны после суровой нескончаемой зимы.
 
Как свидетельствует Евангелие, распятие, смерть и Воскресение Христа совпали по времени с днями иудейского древнего праздника Пасхи. Само слово Пасха — еврейского происхождения, оно означает «переход, перемена места». Другое еврейское название Пасхи — «праздник опресноков». Иудеи праздновали Пасху по законам Ветхого Завета и правилам, записанным позднее в Талмуде, вспоминая в течение семи дней праздника освобождение еврейского народа от египетского рабства под предводительством пророка Моисея.
 
В апостольские времена Пасха стала днём воспоминания о жизни, смерти и Воскресении Иисуса Христа.
 
Никейский Вселенский Собор (325 г.) установил, что христианская Пасха празднуется отдельно от иудейской и определил время её празднования: первый воскресный день недели, следующий за первым после мартовского равноденствия полнолунием. Если полнолуние приходится на пятницу, субботу или воскресенье, то празднование переносится на следующее воскресенье.
 
Обрядовая сторона христианской Пасхи и основные каноны празднования окончательно определились в V столетии. В главных своих чертах они дошли и до наших дней.
 
Из Византии почитание Пасхи вместе с христианством перешло на Русь.
 
Пасха — первостепенный праздник православного церковного календаря. К Воскресению Христову готовятся с особым тщанием: очищают душу и тело постом, трудом и сосредоточенной молитвой. Богослужения в православных храмах становятся более сдержанными и строгими. Готовясь к празднику, верующие своим физическим и духовным воздержанием повторяют по мере сил путь, пройдённый Иисусом Христом. В храмах и в домах читают Евангелия, Деяния Апостолов, творения святых отцов Церкви. Православные люди обращаются к истории жизни первых христиан, к подвигам праведных пустынников и мучеников.
 
Православные церкви, истинно исповедующие Господа Иисуса Христа, до сих пор сохранили византийскую строгость, торжественность и величие в богослужении пасхального дня.
 
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
А.С.Хомяков,
1859
 
 

Недели перед Великим постом

 
 
Труден и наполнен огорчениями и разочарованиями жизненный путь каждого человека. Многие свои поступки он осознаёт как грехи, а о многих грехах часто и не ведает. И вот наступает встреча с Пасхой. Подготовка к празднику, прехождение от смерти к жизни и от земли к небу происходит не сразу, а при помощи глубокого покаяния. Поэтому в церковной жизни Пасхе предшествует самый длительный в году пост — Великий пост, а ему, в свою очередь, особые подготовительные недели.
 
Каждый из четырёх воскресных дней перед началом Великого поста называется: 1) неделя мытаря и фарисея; 2) неделя блудного сына; 3) неделя мясопустная; 4) сыропустная неделя, и каждая имеет свой канонический смысл.
 
Кстати, «неделя» со славянского языка означает нынешнее воскресенье, от слов «не делать». А то, что сейчас называется неделей, на Руси называлось седмицей, от слова «седмь», то есть семь дней.
 

Неделя мытаря и фарисея

 
 Первое воскресенье получило название по евангельской притче о мытаре и фарисее, которые молились в храме. Гордый фарисей, считавший себя добродетельным, благодарил Бога, что он «не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь». Мытарь, стоявший смиренно и не смевший поднять глаз своих, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» Мытарь, со своей смиренной молитвой, ушёл из храма более оправданным и прощённым Богом, чем фарисей.
 
Суть притчи в том, что начало греха есть гордость. Покаяние прежде всего должно пробуждать в душе человеческой смирение пред Богом. «Податель жизни! Отверзи мне двери покаяния, ибо дух мой с раннего утра стремится к храму святому Твоему, имея храм тела весь осквернённым: но Ты, как милосердный, очисти его Твоею милосердною благодатию» (один из покаянных стихов, поющихся на подготовительных и великопостных неделях).
 
 
 
© Е.М.Разумова, Г.В.Шепелев, С.Г.Стрельникова «Пасха»
 
 
 
 
 
 
Опубликована: 24.02.2013
Просмотров 2812


Оценка(15)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.