Масленица


Масленица — это отзвук сложнейших годовых календарных языческих празднований, связанных с Солнцем. Церковь, естественно, осуждала их, но праздник похорон зимы и встречи света, наступления весны и подготовки к посевным работам глубоко вошёл в жизнь земледельческих народов. 

В эти дни всегда царит веселье, шумят разудалые гулянья, строятся ледяные горы, запрягаются разукрашенные тройки, льётся пиво и мёд, пекутся блины, символизирующие небесное светило — Солнце. Масленица — единственный языческий праздник, приуроченный к христианству, но так и не получивший нового истолкования.

Мирское веселье этой недели для православного человека никогда не затмевало главной сути последних дней перед Великим постом. В одном древнерусском письменном источнике XVII века говорится, как церковь напутствовала и направляла своими обрядами и призывами к покаянию чад своих на путь смирения перед Богом и ограничения страстей. 


Сам царь и патриарх служили народу примером усердия и богопочитания. В воскресенье, перед масленичной неделей, «утром, ещё часа за три до света, царь незаметно обходил все тюрьмы, приказы и богадельни. Все узники и колодники, томившиеся в тюрьмах и приказах, удостаивались посещения государя. Царь всем им жаловал свою милостыню, собственноручно раздавал деньги, а многих и отпускал на свободу. В богадельнях царь навещал раненых, больных, сирот, подкидышей. 

После заутрени святейший патриарх выходил с торжественным крестным ходом на Ивановскую площадь (центр Кремля) и совершал здесь молебствие перед образом Страшного Суда. Вместе с патриархом выходил и царь». 

Это торжественное молебствование перед народом называлось действом Страшного Суда и напоминало людям о наказании за грехи. Служба происходила перед Успенским собором Кремля. Затем освящали воду и кропили ею иконы, царя, духовенство и весь присутствующий народ.

Затем служилась обедня, после которой «в царском дворце, в Золотой или в Столовой палате накрывался огромный стол для нищей братии. Царь сам обедал за этим многолюдным столом и с торжественными обрядами угощал нищих, как самых высоких своих гостей. После обеда он из своих рук раздавал им денежную милостыню. А в то же время в тюрьмах, по царскому указу, кормили всех заключённых царским обедом».


На масленичной неделе, во вторник и четверг, в Успенском соборе Кремля служили панихиду по всем умершим святителям московским: во вторник было поминовение патриархов, а в четверг — митрополитов. Прихожане поминали всех своих родственников и близких.

Со среды масленицы царь совершал объезды московских и окраинных обителей. Он испрашивал прощения у братии монастырей Кремля, Китай–города и Белого города. Затем отправлялся в дальние обители: Симонов, Новоспасский, Новодевичий, Андроников монастыри. Во всех монастырях царь раздавал братии богатые пожалования. 

«В один из последних дней масленицы царь со своими боярами и патриарх с духовными властями ходили прощаться (просить прощения) к царице». В воскресенье, перед обедней, патриарх просил прощения у царя — это был долгий и чинный обряд, начинающийся в Столовой палате дворца и заканчивающийся в Успенском соборе. Вечером царь после докладов начальников приказов освобождал заключённых, уже много сидевших в тюрьмах.



© Е.М.Разумова, Г.В.Шепелев, С.Г.Стрельникова «Пасха»





Опубликована: 10.03.2013
Просмотров 2097


Оценка(16)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.