Воскресенье, следующее за Лазаревой субботой, называется неделей Вайи (неделя по-славянски — воскресенье, вайя (по-гречески) — пальмовая ветвь. Поэтому, дословный перевод — «вокресенье пальмовых ветвей»), Цветоносным воскресеньем или Вербным воскресеньем, а вся шестая неделя — неделей Вайи. В Вербное воскресенье церковь празднует вход Господень в Иерусалим.
Неделя Вайи, или Цветоносное воскресенье, называется так потому, что на утрени (часть всенощного бдения) раздают зелёные ветви (на Руси — традиционные вербные, отсюда другое название — Вербное воскресенье), с которыми стоят молящиеся в знак воспоминания о народе, встречавшем в этот день Христа с пальмовыми ветвями при входе в Иерусалим.
В древности царей, возвращавшихся с победой над врагом, приветствовали зелёными ветвями. В Вербное воскресенье первые распускающиеся весной ветви знаменуют победу Спасителя над смертью и адом, напоминают о будущем воскресении всех людей из мёртвых. В храме звучит вдохновенный праздничный канон, в руках молящихся свечи.
После всенощной верующие несли домой освящённые ветви вербы и зажжённые свечки. Свечки вместе с вербой ставили в домашнюю божницу и сохраняли, обычно, до Великого Четверга на Страстной неделе.
В сельской местности принесённой из церкви вербе придавали магические свойства. Считалось, что она приносит здоровье домочадцам, спасает скот от болезней и падежа. Сохранённые веточки давали в Страстной Четверг в корм животным, а при первом выгоне на луга ударяли ею каждое животное. Для плодородия нивы крестьяне втыкали ветки вербы в четырёх концах будущего хлебного поля.
Как же христианин понимает своё спасение в этот день? Святитель Иоанн Златоуст, упоминая о празднике в день Вайи, говорит: «выходим сегодня, встречая Христа не с пальмовыми только ветвями, чтобы их держать в руках, но с милостынею, человеколюбием, добродетелию, молитвою и со всяким благочестием, чтобы принести его Господу».
В древней Руси эти слова воплощались в конкретных деяниях православных людей. В Вербное воскресенье патриарх всея Руси, после торжественного многолюдного шествия на «осляти» (его изображал конь) вокруг Московского Кремля в воспоминание входа Христа в Иерусалим, принимал в своей столовой нищих, слепых, увеченных, безногих. «Он подзывал каждого из них, кормил и поил их с полным уважением. После угощения патриарху подносили таз и кувшин с водой, и он умывал всех, вытирая и лобзая их ноги». Затем всем до последнего раздавал милостыню.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются как бы рубежом святой Четыредесятницы, переходом к Страстной неделе Великого поста.
© Е.М.Разумова, Г.В.Шепелев, С.Г.Стрельникова «Пасха»