Вербная неделя и Пасха в царской России

Великий Пост и вербная неделя

 
 
После масляницы начинался в России Великий Пост, который был до самой Пасхи. Великим Постом люди уже не веселились, не наряжались и ходили не в гости, а только в церковь; там они усердно молились и просили Бога простить им всё нехорошее, что они когда-нибудь сделали; детки просили Бога простить им, что они другой раз не слушались и капризничали.
 
В Великом Посту благочестивые русские люди ели постное: суп грибной или рыбный, самую рыбу (рыбное только в положенные по уставу дни), оладьи, постные пироги, картофельные или рисовые котлеты, зелень, кампоты и кисели разные, а мяса, яичек и молока большие и детки постарше совсем не ели.
 
Под конец Великого Поста была Вербная неделя. Начиналась уже весна и всюду на улицах продавали распускающияся веточки вербы, и с этой вербой люди ходили в вербную субботу в церковь: они вспоминали, как прежде, давным-давно, когда Сын Божий, Иисус Христос ещё на земле жил, въезжал Он торжественно в город Иерусалим, и люди радостно встречали Его с ветвями в руках и даже разстилали эти ветви перед Ним по земле, чтобы украсить Его путь.
 
На вербной неделе торговцы устраивали вербный базар. По целой улице ставили много-много лавок, одну возле другой, и чего-чего там только ни продавали: и игрушки разныя — куклы, лошадки, барашки, оклеенные настоящими перьями петушки, которые дрались друг с другом, тележки, тачки, лопатки и разныя другия вещи; были и картины в красивых рамках и сами рамочки отдельно, и книжки — с картинками и без картинок — и всевозможныя яички для Пасхи, одни с сюрпризами, цыплятками, куколками, посудой и даже духами, другия простыя — деревянныя и каменныя для «катанья» (так называлась детская игра в пасхальное время), сахарныя и шеколадныя для еды и даже красивыя стеклянныя яички, просто на стол или на комод поставить и любоваться.
 
Продавались ещё живыя птички, кролики и золотыя рыбки, а также масса разных цветов, сделанных из материи или бумаги.
 
Было множество всяких сластей: пряники разные, пастила, леденцы, халва — сладкое такое тесто из орехов, постный сахар разноцветный и другия вкусныя вещи. Ходили торговцы с летающими шарами зелёными, красными, синими и белыми, на белых всегда что-нибудь было нарисовано — обыкновенно петух, а, иногда, и дом.
 
Продавали ещё в маленьких клеточках восковых птичек жёлтеньких, зелёных, розовых. Продавали и смешныя вещи, например, длинные красные языки, которые то свёртывались, то развёртывались; их предлагали подарить людям, которые много болтают; а то продавали тоже смешныя фигурки, которыя прыгали в баночках с водой или со спиртом — их называли почему-то «американскими жителями». Веточки вербы продавались связанными в пучочки, иногда к ним прибавляли для красоты зеленые листики черники или восковыя головки и крылышки ангелов — Херувимов; дети такия украшенныя вербочки очень любили.
 
Как только наступала вербная неделя, все детки начинали приставать к своей маме: «Мама, когда мы на "вербу” пойдем? Мама, а ты про "вербу” не забыла? Мама, "верба”, скоро кончится?». И вот мама выбирала хороший денёк и одевала своих деток, теперь уж по-весеннему: драповое пальто и суконную шапочку на голову и непременно калоши на ноги, потому что ранней весной по всей России ручьи текут — снег тает. И отправлялись все вместе на «вербу».
 
Народу на «вербах» была масса. Все ходили такие весёлые — светило солнышко, приближался праздник Пасхи, да и на базар приятно посмотреть было.
 
Шум на вербном базаре стоял страшный: кто свистал в свистульку, кто трубил в трубу, кто трещал в трещотку, а кто просто громко смеялся во всё горло; кричали и торговцы, зазывая к себе покупателей, птички тоже старались и во всю мочь — распевали свои песенки.
 
Детки ходили от одного продавца к другому, все разсматривали и выбирали друг другу подарки на Пасху, а также и для себя, какия-нибудь игрушечки. Если детки были хорошие, мама им давала немного денег, и они всё это покупали.
 
 

Светлый Праздник в России

 
Пасха была в России самым любимым праздником и называлась там Светлым Праздником. Люди праздновали светлое, радостное Воскресение Христово. Когда Иисус Христос, Сын Божий, на земле жил, злые люди Его невзлюбили за то, что Он не позволял им делать худое, замучили Его, прибили на крест, и Он умер. Хорошие люди тогда очень горевали и плакали. Но потом, на третий день Сын Божий воскрес — значит, снова живым стал. Добрые люди очень обрадовались и стали этот день праздновать.
 
К этому празднику начинали готовиться ещё задолго: уж на вербной неделе, дней за десять до Пасхи, везде всё убирали, чистили и украшали, чтобы на Пасху всё сверкало. Потом дня за три до праздника принимались печь разныя вкусныя вещи — куличи, бабы, мазурки — это такое печение, жарить телятину, индейку, поросёнка, запекать целый окорок ветчины, а напоследок, красили яйца. Этим делом, обыкновенно, занимались детишки. Как только заговорят о Пасхе, они уже пристают к маме, когда, да когда яйца красить. Наконец, мама накупит им красок разных — красной, синей, жёлтой, зелёной, розовой — бумажек цветных, да даст ещё красивых лоскутиков шёлковых и шелухи от лука. И вот в Страстную пятницу или субботу начинается пачкатня: детки постарше краски разводят, в бумажки, шёлковые лоскутики и в луковую шелуху яички заворачивают — красят, маленькие же детишки тоже красить хотят, а сами не умеют и только ручки себе и переднички пачкают, да краски проливают — но всё-таки радуются. Ну, наконец, всё готово, и яички одно загляденье, такия хорошенькия. Куличи и пасхи и другия прелести тоже готовы.
 
В столовой накрывают большой стол белой скатертью, ставят на него живые цветы в вазах или в горшочках и все приготовленныя вкусныя вещи — и пасхи, и куличи, и жаркое, и ветчину и крашенныя яички. Всё это так и остаётся стоять на столе целую Святую неделю и всех приходящих всем этим угощают.
 
Перед самым праздником старшия детки ложились спать пораньше, в одно время с маленькими, а потом в 11 часов вечера их будили; они одевали чистыя нарядныя платьица или костюмчики и шли ночью с папой и мамой в церковь. Чудо, как хорошо было там в эту ночь. Церковь была разукрашена и сверкала огнями, священник и диакон были в белых ризах, певчие пели «Христос Воскресе» и другия дивныя песнопения про Воскресшаго Спасителя; все праздновали Воскресение Христово. После службы все родные и знакомые христосовались — целовались по три раза друг с другом, говоря «Христос Воскресе», а им отвечали «Воистину Воскресе». Потом все возвращались домой и тут же ночью садились за красиво убранный стол и розговливались, значит первый раз после Великого Поста ели уже не постное, а разныя вкусныя вещи, которыя были приготовлены. Прежде всего, ели те пасхи, куличи и яйца, которые были этой же ночью освящены в церкви — значит, окроплены с молитвой святой водой священником.
 
А маленькия детки спали в своих постельках до утра. Утром же к ним приходили их папа и мама и христосовались с ними, давая каждому по яичку с каким-нибудь сюрпризом: в яичке была или куколка или чайная посуда или цыплёночек или уточка, которая плавать умеет, или ещё что нибудь. Потом детки вставали, одевали нарядныя платьица, повторяли за мамой молитву «Христос Воскресе из мертвых» и бежали в столовую пить молочко и кушать кулич, пасху и крашенныя яички. 
 
 
А когда они покушали, им давали деревянные каточки, и они с этих каточков целый день катали яички или те, что они покрасили, или сахарныя, или деревянныя.
 
©  «Детство во Христе», 1937 г.
 
 
 
 
 
Опубликована: 27.04.2013
Просмотров 3045


Оценка(16)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.