Великий Понедельник

 

Страстная неделя

 
Совсем немного дней остаётся до Пасхи. Готовится к ней душа православного человека. В песнопениях и молитвах великопостного богослужения слышится скорбь кающейся души, призыв к смирению пред Богом и покаянию.
 
Каждый день Страстной седмицы (недели) называется Великим, по величию воспоминаемых событий. Службы каждого дня исполнены особой значимостью: это переживание последних дней земной жизни Спасителя. Вся жизнь христианина обретает в это время особый смысл.
 
Особое внимание на Страстной неделе уделяется чтению Евангелия. Первые три дня недели посвящены воспоминаниям о том, как Христос готовил себя к крестной смерти, и о последних Его беседах с учениками и народом. 
 
Богослужение в эти дни несколько отличается от обычного великопостного. Например, на утрени поётся молитва, призывающая христиан к духовному бодрствованию, сосредоточению своих духовных сил:
 
 
«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и царствия вне затворишися, но воспряни зовущи:
Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».
(по-славянски)
 
«Вот, в полночь идёт Жених, и счастлив тот слуга, которого Он найдёт бодрствующим; но недостоин (царствия) тот, которого Он застанет дремлющим. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне царствия. Но взбодрись и взывай:
Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас».
(по-русски)

 
 
   
Вселенские события этих дней глубоко сопереживаются каждым христианином, это последние дни приготовления грешной души к встрече с Сыном Божиим.
 
 
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
(по-славянски)
 
«Спаситель мой! Я вижу Твою праздничную обитель, но не имею одежды, чтобы войти в неё. Податель света! Просветли одежду души моей, и спаси меня». 
(по-русски)
 

 

 

Великий Понедельник

 
В Великий Понедельник на богослужениях «творят» память блаженного Иосифа Прекрасного, а также вспоминают смоковницу, не давшую доброго плода, символизирующую пустоту фарисейского благочестия.
 
Прекрасный Иосиф представляется как древний прообраз Иисуса Христа.
 
Иосифа очень чтили за добродетели, особенно за целомудрие. Преподобный Иоанн Дамаскин учит: «Иосиф — это образ Христа, ибо и Христос наветуется от единоплеменных (Ему) иудеев и продаётся учеником за тридцать сребреников, и заключается в тёмный и мрачный ров — во гроб, и оттуда восстав самовластно, воцаряется над Египтом, т.е. над всяким грехом, и побеждает его совершенно, владычествует над всем миром и по человеколюбию искупает нас таинственным пшеницедательством, предавши Самого Себя за нас и питая нас хлебом небесным, — Своею живоносною Плотию».
 
 
 
 
© Е.М.Разумова, Г.В.Шепелев, С.Г.Стрельникова «Пасха»
 
 
 
 
Опубликована: 29.04.2013
Просмотров 1151


Оценка(12)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.