Великая Суббота




Погребение Плащаницы

 
В Великую Субботу совершается торжественное и значительное действо — погребение Плащаницы в память о погребении Спасителя Иосифом Аримафейским. Заутреня этого дня, на которой совершается крестный ход, начинается в полночь. Поются тропари «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси к смерти», «Мироносицам женам...» Во время пения священнослужители выходят через царские врата на середину храма, встают вокруг Плащаницы и с зажжёнными свечами при полном освещении храма и каждении совершают особое священнодействие, которое изображает погребение Спасителя Иосифом Аримафейским. Затем после великого славословия поётся «Святый Боже».
 
 
И в это время, при погребальном звоне колоколов, с хоругвями и светильниками Плащаница на главах священнослужителей выносится из храма. За ними идёт народ с зажжёнными свечками в руках, и совершается торжественный ход вокруг храма. Этот ход символически изображает сошествие Спасителя во ад и победу над адом и смертью. Подойдя к дверям храма, крестный ход останавливается и, по древнему обычаю, все люди, держа свечки в руках, проходят в открытые двери под Плащаницей, которую держат над их головой священнослужители.
 
 
После обнесения Плащаницы вокруг храма её вносят внутрь и подносят к открытым царским вратам. Это знаменует то, что Спаситель Своею смертью вновь открыл перед людьми двери рая. После этого Плащаницу снова выносят на середину храма, и прощание с ней продолжается до вечера Великой Субботы.


 

Поклонение Плащанице
 

 
Все православные люди не мыслят себе эти великие дни без поклонения Плащанице. Однако до XVII столетия в русском богослужении выноса Плащаницы не было. В ХV—XIV столетиях во время заутренней службы Великой Субботы священник после великого славословия выходил с Евангелием, далее пелся тропарь «Благообразный Иосиф».
 
 
С этого же времени на Руси в церковное употребление начали входить шитые «воздухи» — большие покровы, которые служили для того, чтобы покрывать на престоле Святые Дары. Это означало покрытие гроба Господня. В знатных домах и в некоторых женских монастырях на «воздухе» вышивали шёлком изображение «Положение Христа во гроб», а по краям сам тропарь «Благообразный Иосиф». Обычай этот был заимствован из Греции.
 
 
 Там, в монастырях, такой «воздух» выносили на вечерню великой Пятницы, с ним же совершали ход вокруг храма на утрени Великой Субботы. По примеру греческих монастырей, в русских монастырях с XVІ века шитый «воздух» начали употреблять на утрени Великой Субботы и именовать «Плащаницею». Однако нет сведений о том, что на Руси Плащаницу выносили в Великую Пятницу.
 
 
В некоторых церквях на утрени Великой Субботы на аналое посреди церкви Ставили икону «Снятие с креста Господа и положение во гроб». Игумен кадил икону, около аналоя горели светильники. В уставе начала XVII века говорится о целовании иконы в то время, когда поётся стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного». В типиконах конца XVII в. и последующих столетий отмечается, что: «бывает целование во обителях на Плащанице положения во гробе. А идеже несть Плащаницы, целуют образ (т.е. икону)…» Службы с Плащаницами развивались по мере приобретения их монастырями, и только позднее обычай распространился на все русские храмы.


 

Литургия Великой Субботы 
 

 
В Великую Субботу совершается литургия Василия Великого, которая соединяется с вечерней. После входа с Евангелием читают в этот день все важнейшие прообразы и пророчества об искуплении грехов рода человеческого страданиями и Воскресением Господа. После этого верующие слушают «Апостол», чтение которого заканчивается пророческим стихом «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...». В это время все присутствующие в храме с благоговейной радостью ожидают предначинания праздника Воскресения. Они знают, что в алтаре священнослужители снимают с себя чёрные ризы скорби и облачаются в светлые одежды радости. Так же меняется тёмное убранство храма и заменяется на светлое праздничное.
 
 
Происходит символическое изображение того события, когда жёны-мироносицы рано утром у гроба Господня увидели Ангела в сияющих ризах, возвестившего им о воскресении Христа.

 
Далее, на середину храма выходит диакон в белой ризе и начинает читать Евангелие перед Плащаницей. Далее литургия Великой Субботы продолжается обычным порядком, за исключением того, что вместо Херувимской песни поётся «Да молчит всякая плоть человека» и вместо «Достойно есть» — «Не рыдай Мене, Мати».
 
 
«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». «Не рыдай о Мне, Мать, видя во гробе Сына, которого Ты без семени зачала во чреве! потому что Я восстану и прославлюсь, и, как Бог, буду вечно прославлять тех, кто с верою и любовью величает Тебя».
(по-славянски) (по-русски)

 
Литургия заканчивается; крестясь на образа, расходятся молящиеся. Тишину нарушает только чтение Деяний Апостолов, которое будет продолжаться до самой полунощницы.


 

Освящение пасхи и куличей

 
В церковном дворе после литургии накрывают длинные столы, на которые ставят во множестве куличи и пасхи с зажжёнными свечами, кладут россыпи радостных расписных яиц. Люди стоят рядом, ожидая выхода священника. Вот он появляется с прислужниками: творит молитву, благословляет куличи, пасхи и яйца, и кропит их святой водой. Верующие кланяются и крестятся. После всего, завернув принесённое в белые салфетки и цветастые платки, идут по домам, уступая место новой людской волне.
 
 
Освящёнными куличами и пасхой первыми разговляются за пасхальным столом. Обращаются с ними очень бережно — остатки их не выбрасывают, а только сжигают или закапывают в землю.
 
 
Дома, в семьях, делают последние приготовления к встрече Светлого Воскресения: украшают киоты с иконами, накрывают ближе к вечеру праздничные столы светлыми скатертями, ставят блюда со свежими зелёными побегами проросшей пшеницы или овса, на которые кладут пасхальные яйца. Одевают светлые праздничные одежды.


 
 
© Е.М.Разумова, Г.В.Шепелев, С.Г.Стрельникова «Пасха»
 
 
 
 
 
Опубликована: 03.05.2013
Просмотров 3228


Оценка(15)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.