Продажа верб у Гостиного двора. Гравюра XIX в.
Вербная неделя, или Неделя вайи, у нас совпадает с праздником начала весны. Верба, или ветла, не давшая ещё листьев, цветёт и тем как бы говорит, что наша северная природа скоро наградит нас и всё живущее на земле новыми благами.
Самый праздник Воскрешения Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться.
Считалось, что каждая игрушка способствует развитию в ребёнке умения рассматривать, сравнивать и даёт ему возможность проявить свои творческие способности. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.
В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освящёнными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз». В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье и, когда придут из церкви, этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у святых икон и берегут её круглый год до Георгиева дня. Эта традиция сохраняется во многих губерниях.
Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этой вербой хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя Господи и будь здорова» — и с вербой в руках доводят до места пастбища.
Освящённая верба у нас в России — это то же самое, что пальмовая ветвь Палестины. Она почитается особенно высоко и обычно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освящённую в Вербное воскресенье, употребляют как лечебное средство и кладут в пойло больным коровам или телятам.
© М. Забылин «Праздники, обряды и обычаи»