Вербное воскресенье на Руси


Вербная неделя, «Вербница» — предпасхальная неделя, шестая неделя Великого Поста.


ЕСЛИ ХОРОШО ЦВЕТЁТ ВЕРБА — ПАШНЯ БУДЕТ УДАЧНОЙ.
НА ВЕРБНОЙ МОРОЗ — ЯРОВЫЕ ХЛЕБА ХОРОШИ БУДУТ (Новгородская губ.)
ЕСЛИ ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ ВЕДРЁНАЯ, УТРЕННИКИ МОРОЗНЫЕ, ТО ЯРОВЫЕ БУДУТ ХОРОШИМИ (Ярославская губ.).
БЕЗ ВЕРБЫ — НЕ ВЕСНА.
ВЕРБА РАСПУТИЦУ ВЕДЁТ, ГОНИТ С РЕКИ ПОСЛЕДНИЙ ЛЁД.
ГДЕ ВОДА, ТАМ ВЕРБА, А ГДЕ ВЕРБА, ТАМ И ВОДА.
ПЛОТВА ТРЁТСЯ В ПЕРВЫЙ РАЗ НА ВЕРБНОЙ, В ДРУГОЙ — КОГДА РАСПУСТИТСЯ БЕРЁЗА,
В ТРЕТИЙ — НА ВОЗНЕСЕНЬЕ (Южн.).
«Лазарева суббота» — канун Вербного воскресенья.
СВЯТОЙ ЛАЗАРЬ ЗА ВЕРБОЙ ЛАЗИЛ.
НА ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ СЕЮТ ГОРОХ.


Когда воскресенье бывает в субботу? (Шуточный вопрос обусловлен тем обстоятельством, что церковный праздник «Воскресение святого Лазаря» приходится на субботу Вербной недели).


В воронежских деревнях в день «Лазарева воскресенья» пекут хлебцы в количестве, соответствующем членам семьи, в один из хлебцев запекают грош; у кого этот хлебец окажется, тот считается счастливым или будет счастлив в будущем году, для девушки это предвещает выгодное и счастливое замужество.


Основные обряды, поступки, действия, связанные с Вербной неделей, совершались в воскресный день.


Вербное воскресенье проходит под знаком освящённой вербы. Растение это, особенно серёжки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделённым особой силой.


 


В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине (Ярославская губ.). В костромских селениях пекли «барашки» — печенье в форме вербных почек.


По верованию крестьян, если съесть девять вербных серёжек, то это предохранит от лихорадки.


Почки освящённой вербы советовали есть бесплодным женщинам.


Ветками принесённой из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая:


Верба, верба.
Верба хлёст.
Верба хлёст
Бьёт до слёз.
Верба синя
Бьёт несильно.
Верба красна
Бьёт напрасно,
Верба бела
Бьёт за дело,
Верба хлёст —
Бьёт до слёз!


НЕ Я БЬЮ — ВЕРБА БЬЁТ! ВЕРБА ХЛЁСТ БЬЁТ ДО СЛЁЗ!


Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с Вербного воскресенья.

 


«Ветки вербы, принесённые из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекращается и град перестает идти».


Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой возвращалась исправно, не терялась бы в лесу.


«Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освящённой вербой, в некоторых местах, например, в Козловском уезде Тамбовской губ., существует мнение, что освящённая верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы.


В том же Козловском уезде распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость».

 


© И.П.Калинский «Церковно-народный месяцеслов»

 

 

Опубликована: 13.04.2014
Просмотров 3206


Оценка(14)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.