Обряды и обычаи Великого Четверга


В Буе, уездном городе Костромской губернии, девушки в Великий четверток зовут весну и, если открылась вода, входят в реку одна за другой. Держась за руки, припевают: «весна, весна-красна, приди, весна, с милостью, великою благостью».


У пермяков Великий четверток считается великим днём обновления всего крестьянского хозяйства на предстоящий год. Накануне этого дня вечером приносят в избу в решете зерновой хлеб и, положив на него печёного хлеба и соли, ставят решето в передний угол под иконы на лавку. Помолившись Богу, всё это оставляют в углу до первого дня Пасхи, иногда даже до прихода священно- и церковнослужителей с образом Богоматери. 


Все эти предметы — зерновой хлеб и соль — имеют свой многозначительный тайный смысл. Зерновой хлеб употребляется как символическое средство, которым предотвращается недостаток в хлебе: для этого хозяин высыпает его в закром. Печёный хлеб дают скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, что, по преданию, убережёт скот от пропажи. Соль дают скоту при болезнях как лекарство. Для этого же и во избежание разных несчастий мужики берут соль с собой, отправляясь в дальнюю дорогу на заработки. Эта соль у них называется четвережной (четверговой).


Поутру в Великий четверток все в доме встают задолго до восхода солнца. Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой. Клички эти очень замечательны: корове — тпрука, тпрука. Телёнку — тпрутя, тпрутя. Лошади — тпро-тпро! Жеребёнку — чибу-чибу. Овце — баль, баль! Ягнёнку — мась, мась! Козе — деденияя! Свинье — рюх, рюх! Поросёнку — вих, вих!


Хозяйка зовёт животных до тех пор, пока какое-нибудь из них не подаст своего голоса, например, пока корова не замычит, лошадь не заржёт и пр. Это считается верным признаком, что в наступающем году не падёт ни одно животное той породы. Потом идёт она на двор и, обогнав кругом столба коров, чтобы они не спали на пастбище, кормит и поит (Пермский сборник, 1860, кн. 2).


Затем хозяйка вешает на передний угол дома голик (обрубленную, без сучьев ветку) и худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц в продолжение лета. Наконец, окончив эти дела на дворе и в избе, топит печь и печёт хлеб, чтобы не выводился он из закромов (сусеков) в течение года.


Хозяин в это же время считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия, делает на реке новую прорубь, чистит скребницей рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух. Исполнив всё это, хозяин живёт с уверенностью, что у него в течение года и деньги будут водиться, и орудия сохранятся от поломки и потери, и лошади будут крепки, не падут, и охота будет удачна. 



Между тем малолетние парни и девки, а если их нет, то сами хозяева, ходят в лес за вереском, за татарником, который подмечается для того с осени, и за пихтой. Вереск жгут в печи и привязывают к столбу близ печи. Вместе с татарником подтыкают под сенные двери. Из пихты делают помело. Вереск и татарник имеют силу защищать дом от влияния колдунов; новое пихтовое помело обновляет печь и защищает её от разрушения.


Девки-невесты в это же время подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы либо худого необтрёпанного льна ходят в отхожую избу или баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лён и скачут через пламя. Первое они делают в убеждении, что от этого у них будут длиннее волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих мужей своих. 


Прочие взрослые посвящают поутру несколько минут сподручным работам: мужчины плетут лапти, верёвки, завёртки, тешут топорища; женщины прядут, шьют. Всё это делается с той целью, чтобы в течение года заслужить у таинственных сил природы возможность и охоту заниматься этими работами. 


Наконец, старшие, несмотря на раннее утро, ходят из дома в дом бражничать, чтобы, как они говорят, иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. В Ярославской, Московской губерниях в Великий четверг замешивают соль на квасной гуще и бросают в печь после того, как её затопят. Эту соль потом употребляют в пищу и также дают скоту в пойле для здоровья.

 

© М. Забылин «Праздники, обряды и обычаи»

 

 

Опубликована: 17.04.2014
Просмотров 944


Оценка(8)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.