Подготовительный период к Великому посту

001


Великий пост наступает постепенно. Его предваряют четыре подготовительные воскресенья — по-церковнославянски «недели»: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде (мясопустная), и сыропустная (прощёное воскресенье).


В продолжение подготовительных недель христиане шаг за шагом готовятся к подвигу поста, усваивая за богослужением соответствующие темы. Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы имеет древние корни. Ещё в IV веке многие святые отцы — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие — составляли беседы и слова относительно поста, ещё не наступившего, а только ожидаемого.


Многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также относятся к древнему периоду. Например, службы недель блудного сына, мясопустной и сыропустной были составлены знаменитыми церковными песнописцами Феодором и Иосифом Студитами в VIII–IX веке.


002


Неделя о мытаре и фарисее


Приготовительные к Великому посту дни начинаются неделей о мытаре и фарисее, евангельская притча о которых звучит за воскресной литургией. Во времена земной жизни Спасителя фарисеи, что значит «отделённые», составляли особое общество среди иудеев. Они тщательно изучали Писание, прилежно исполняли обряды и обычаи закона. Среди фарисеев было много искренне благочестивых людей — недаром многие ученики Господа Иисуса Христа были из их числа. Вместе с тем, в фарисейской среде было распространено внешнее законничество, и что самое печальное, фарисеи часто с пренебрежением относились к тем, кого они считали менее праведными.


Мытарями в те же времена называли чиновников из числа иудеев, которые были поставлены для сбора податей в пользу римского императора. Народ ненавидел мытарей: их считали предателями родины и веры, работавшими на чужеземных захватчиков. Мытари зачастую оправдывали такое отношение, используя данную им власть для собственной наживы.


Приближается Великий пост — время внутренней борьбы и духовной работы. Не хорошо, если человек вовсе не стремится преодолеть свои страсти и пороки. Но как горько, если предпринятые якобы для борьбы с грехом подвиги в действительности приносятся в жертву самомнению, или, что ещё хуже, оказываются причиной обиды и унижения других людей. Как не допустить этого, как с самого начала придать верное направление духовным усилиям, учит нас Церковь в неделю о мытаре и фарисее.


003


Неделя о блудном сыне


Как и предшествующее воскресенье, неделя о блудном сыне получила своё название от евангельского рассказа, читаемого за божественной литургией. Обычно он именуется притчей о блудном сыне, но это прежде всего притча о милосердном отце.


В простых словах этой притчи Господь Иисус Христос описал трагедию человека, оставившего своего отца и родину, добровольно сделавшегося сиротой и изгнанником. Страдания пошли ему на пользу — в какой-то момент, достигнув самого дна, он пришёл в себя и понял, что у него нет иного пути, кроме возвращения домой. Блудный сын верит, что отец не отвергнет его, хотя и признаёт себя недостойным снисхождения. Но отец делает для него гораздо больше — лишь издали завидев оборванного, голодного сына, он первым бросается ему навстречу.


Именно в возвращении домой, туда, где нас всегда ждут и любят, и состоит смысл Великого поста. И важно осознавать, что Отец Небесный не только готов встретить нас, но и с радостью Сам выйдет нам навстречу, чтобы принять и поддержать.


Великий пост — это путь не только человека к Богу, но и Бога — к человеку. Не забывать за собственными усилиями Бога, не терять надежды, не бояться своей слабости — вот в чём значение недели о блудном сыне. Пусть мы не чувствуем в себе сил пройти весь путь поста до конца — Небесный Отец готов встретить нас и на полпути, стоит лишь набраться мужества и сделать первый шаг.


004


Вселенская родительская суббота


Во вторую субботу перед Великим постом Православная Церковь молитвенно вспоминает всех усопших. «Святые отцы, — говорится в синаксаре этого дня, — узаконили совершать поминовение всех умерших по следующей причине.


Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечислит все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви».


Все люди происходят от первого человека — Адама. В Адаме все мы — братья и сестры, а все усопшие, так или иначе — наши прародители и сродники. Поэтому день их общего поминовения называется также «вселенской родительской субботой».


Особое поминовение усопших будет совершаться также в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Это установлено потому, что в седмичные, будние дни поста не совершается полной литургии и, соответственно, заупокойного поминовения. Кроме того, Великим постом всем христианам — и живущим на земле, и усопшим — следует пребывать в особой любви и молитве друг о друге.


005


Неделя о Страшном суде


Воскресенье за неделю до Великого поста называется неделей о Страшном суде, поскольку в евангельском чтении этого дня звучат грозные слова Господа Иисуса Христа о грядущем суде Божием над всем миром и каждым человеком. Однако само пришествие в погруженный во тьму мир Невечернего Света, Христа, само по себе уже есть суд.


«Ныне суд миру сему, — говорит Спаситель. — Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 12, 31; 3, 19). Бог не похож на земного судью. Он судит не по бездушной букве закона, а единственно по Своей любви. Но любовь Божия — это вызов для каждого из людей; она требует ответа и ответственности. Каждый раз, когда мы выбираем, чему последовать — своекорыстию, лени, равнодушию или же голосу совести и правде Божией, мы предстаём на суд.


Великий пост — это шаг навстречу Богу. Встреча с Богом, высшей Правдой, — это и есть Судный день для каждого человека. Достойно приготовиться к великой встрече, стать, наконец, честным с собой и с Богом — в этом и состоит духовное значение недели о Страшном суде.


Это воскресенье называется также «неделей мясопустной», поскольку в оставшиеся до Великого поста дни — Сырную седмицу или Масленицу — принято воздерживаться от мясной пищи. Это было установлено для того, чтобы смягчить переход к телесному посту. Хотя в народе Масленица считается временем веселья, следует следить за тем, чтобы радость не превращалась в непотребство или разгул.


006


Неделя сыропустная


Последнее воскресенье в преддверии Великого поста называют неделей сыропустной, поскольку это последний день, когда употребляют молочную пищу. Однако чаще звучит другое наименование этого дня — «прощёное воскресенье».


Это связано с древним и очень важным обычаем — перед началом Великого поста взаимно прощать все обиды и оскорбления. Ещё в ветхозаветные времена считалось, что нельзя приносить Богу жертву, не примирившись с ближними.


«Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику, — учит в Евангелии Сам Господь, — и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).


Великий пост — наша посильная жертва Богу. Однако эта жертва не только не послужит нашей пользе, но и навлечёт на нас гнев Божий, если до того, как принести её, мы не примиримся с ближними. Не только поста, но и самой малой молитвы не примет Господь от того, кто пребывает в сознательной вражде с другим человеком. «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15).


«Требую, — обращается к каждому христианину блаженный Августин, — чтобы ты прощал, потому что нахожу тебя требующим прощения. Тебя просят — прощай; тебя просят — и ты будешь просить, чтобы прощено было тебе. Вот придёт время молитвы, и я ловлю тебя в словах, какие ты скажешь. Ты скажешь: «Отче наш, Иже еси на небесех». Ты не будешь в числе сынов, если не скажешь: «Отче наш». Значит, ты скажешь: «Отче наш, Иже еси на небесех». Продолжай же: «Да святится имя Твое». Скажи далее: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Потом смотри, что ты прибавляешь: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Где же твоё богатство? Вот ты просишь, как нищий. Но скажи после этого и то, от чего это происходит. Скажи следующее: «Остави нам долги наша». Ты дошел до слов моих: «Остави, — говоришь, — нам долги наша». По какому праву? С каким условием? По какому закону? С каким собственным заверением? «Якоже и мы оставляем должником нашим». Мало того, что ты не отпускаешь, ты ещё и Богу лжёшь. Условие положено; закон постановлен: оставь, как Я оставляю. Значит, Он не оставляет, если ты не оставишь. Оставь, как Я оставляю. Хочешь, чтобы оставлено было тебе, просящему, — оставь и ты просящему. Это прощение обещал тебе Сам Законоведец Небесный; Он не обманывает тебя. Проси, следуя Его небесному гласу; скажи: «Остави нам... якоже и мы оставляем», и поступай так, как говоришь. Кто лжёт в молитвах — и теряет своё дело, и подвергается наказанию. Если кто обманывает царя, обличается в обмане, когда тот приходит, а когда ты лжёшь в молитве, то в самой же молитве обличаешься».


Вечером или после литургии в прощёное воскресенье совершается вечерня. Она содержит уже великопостные песнопения и молитву преподобного Ефрема Сирина.


В прощёное воскресенье Церковь также вспоминает падение Адама и изгнание его из Рая. В Священном Писании именем «Адам» называется как сам первый человек, так и всё человечество вообще. В Адаме, — учит святой апостол Павел, — «все согрешили» (Рим. 5, 12). Но если через первого Адама в мир вошёл грех и смерть, то в новом Адаме — Христе Спасителе — явилась жизнь вечная. Образный путь от Адамова изгнания до Христова воскресения — это одно из многих значений Великого поста.

 


© «Вот пост, который Я избрал», сост. Василий Чернов, 2012

Опубликована: 21.02.2017
Просмотров 2897


Оценка(3)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.