История Великого поста и его седмицы

001


История Великого поста


Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называется Великим по особой важности его установления. Он установлен главным образом в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и постившегося там (Мф. 4, 2), а также сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).


О том, что пост был сорокадневным почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках. Вначале было два дня поста пред Пасхой — четверг и пятница — зачаток будущей Страстной седмицы, затем стал присоединяться впереди пост Четыредесятницы.


Канонический сборник V-VI века, известный под именем «Апостольские постановления», 69-м правилом предписывает соблюдать пост в Святую Четыредесятницу пред Пасхой. О древнем установлении поста пред Пасхой и соблюдении его всей Церковью свидетельствуют: святой Игнатий Богоносец, Виктор, папа Римский, Дионисий Александрийский, Ориген, блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду.


Пост Святой Четыредесятницы издревле составлял сорок дней. Однако в древности различные Поместные Церкви соблюдали его не в одно и то же время, сообразно с местными обычаями и разницей календарей. На христианском Востоке существующий ныне порядок исчисления времени поста установился в IV веке.


002


Недели и седмицы Великого поста


Великий пост состоит из собственно сорокадневного поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы, когда Церковь вспоминает спасительные страдания Господа Иисуса Христа. В «Апостольских постановлениях» о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы), начиная со второго дня (с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается святая седмица Пасхи (Страстная седмица)». Согласно свидетельству святителя Епифания Кипрского, «Четыредесятницу до семи дней святой Пасхи (до Страстной седмицы) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении».


003


Первая седмица Великого поста отличается особо строгим и торжественным богослужением. В понедельник, вторник, среду и четверг в храмах читается великий покаянный канон святого Андрея Критского. В пятницу первой седмицы бывает освящение колива, т.е. варёной пшеницы с мёдом, в память великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году император Юлиан Отступник приказал в г. Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но великомученик Феодор, казнённый в 306 году за исповедование Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.


Первое воскресенье Великого поста называется «Торжеством Православия» в память восстановления почитания святых икон, совершившегося в Византии в 842 году после десятилетий иконоборческой ереси.


004


Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих таким же благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святитель Григорий особенно ясно раскрыл православное учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память в этот день.


005


Накануне третьего воскресенья за всенощным бдением на середину храма выносится святой крест. Вынос креста в самой середине Четыредесятницы совершается для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению своего подвига. Поскольку святой крест остаётся для почитания всю неделю до пятницы, третье воскресенье и четвёртая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».


006


В четвёртое воскресенье Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. Этот подвижник VI–VII века, сочетавший строгую монашескую жизнь с рассудительностью и умеренностью во всём, известен как автор книги «Лествица», в которой рассказывается о ступенях возрастания в христианской жизни. В четверг на пятой неделе совершается богослужение, известное как «стояние святой Марии Египетской» и вновь, как на первой седмице, в храмах звучит канон святого Андрея Критского. В субботу на пятой неделе совершается ещё одна особая служба — похвала Пресвятой Богородице. На утрени читается акафист Божией Матери для утверждения христиан в надежде на Небесную Заступницу.


007


В пятое воскресенье Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской, жизнь которой являет как образец истинного покаяния, так и пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. В пятницу шестой недели собственно Четыредесятница завершается, однако пост не прекращается.


008


В субботу на шестой неделе вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. В шестое воскресенье Великого поста торжественно отмечается один из двенадцати великих церковных праздников — Вход Господень в Иерусалим. Этим празднованием открывается Страстная седмица — воспоминание последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, Его святых страданий, крестной смерти и погребения, после чего Церковь готовится радостно встретить день Воскресения Христова — святую Пасху.

 

© «Вот пост, который Я избрал», сост. Василий Чернов, 2012

Опубликована: 27 Февраля
Просмотров 451


Оценка(1)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.