Первая седмица Великого поста

001


Первая седмица Великого поста особенно строга и более всего посвящена покаянию. Пост в эти дни особенно строг: в первые два дня устав предписывает полное воздержание от всякой пищи. Однако и святые отцы, и церковное богослужение напоминают, что телесный пост должен соизмеряться с силами и здоровьем человека.


«Касательно образа воздержания в пище, или постничества, — пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — не может быть постановлено одинаковое для всех правило; потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела. Не для всех возможно соблюдать пост по неделям; некоторые не могут быть без принятия пищи более трёх или двух дней, а иным трудно пробыть без пищи до заката солнца. Не для всех также питательны овощи, или зелень, или сухой хлеб. Ещё — иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тяжесть, если съест фунт или полфунта. Но все воздержники должны иметь одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение».


Телесное воздержание полезно, но оно не должно закрывать от нас главного, что есть в посте. «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу, — призывает нас Церковь в первый день Великого поста, — истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого — таков истинный пост и благоприятный!»


002


Великий покаянный канон святого Андрея Критского


В понедельник, вторник, среду и четверг этой седмицы в храмах совершается служба великого повечерия с чтением покаянного канона святого Андрея Критского, разделённого на четыре части. Этот канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу скорбью, раскаянием и надеждой.


С большим искусством святой Андрей переплетает великие образы — Адама и Еву, Рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. Каждый из нас вправе сказать себе: события священной истории явлены в Великом каноне как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.


Канон обличает грех не определениями и перечислениями, а глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: «Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни...» — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке.


Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где всё говорит о Боге, всё отражает Божью славу, где всё, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.


003


Святитель Андрей Критский


Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем, но однажды по причащении Святых Таин он обрёл дар речи и начал говорить. С того времени Андрей начал усиленно изучать Священное Писание и духовные науки.


Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял постриг в монастыре преподобного Саввы Освященного. Как человек одарённый и известный добродетельной жизнью, по прошествии времени он был причислен к иерусалимскому клиру и назначен нотарием (секретарем) патриархии. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Иерусалимской Церкви на VI Вселенском соборе. Вскоре после собора Андрея отозвали из Иерусалима в Константинополь и поставили архидиаконом при храме святой Софии. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит.


В 712 году император Филиппик Вардан издал указ, который, под предлогом установления мира в империи, фактически возобновлял осуждённую VI Вселенским собором ересь монофелитства. Как свидетельствует святой Феофан Исповедник, святители Андрей Критский и Герман Кизический (будущий патриарх Константинопольский), стремившиеся сохранить церковный и гражданский мир, были вынуждены под давлением императора отказаться от решений VI Вселенского собора. В 713 году Филиппика свергли, и деяния VI Вселенского собора были вновь подтверждены всей полнотой Церкви.


Полагают, что раскаяние преподобного Андрея в том, что он позволил себе уступить императорской воле, послужило одной из причин составления Великого канона. Исследователь Постной Триоди профессор И. А. Карабинов называл Великий канон «покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского» и относил время его создания к последним годам жизни Критского пастыря; это был покаянный труд перед смертью. В отдельных тропарях канона действительно имеются указания на написание этого произведения святым Андреем в старости. Тропари самому святому Андрею и преподобной Марии Египетской были добавлены в канон уже после кончины святителя.


Святитель Андрей был автором не только Великого покаянного канона, но также канона на Рождество Христово, трипеснцев на повечерии Входа Господня в Иерусалим и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихир на Сретение Господне. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные поэты последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные поучения святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.


До сих пор нет единого мнения относительно времени кончины святителя. Известно, что он преставился в первой четверти VIII века на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви.

 

© «Вот пост, который Я избрал», сост. Василий Чернов, 2012

 

Скачать Канон св. Андрея Критского — здесь и здесь

Опубликована: 27.02.2017
Просмотров 1293


Оценка(3)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.