Первая неделя Великого поста: Торжество Православия

001


В первое воскресенье Великого поста совершается Торжество Православия. Это празднование было установлено в Византийской империи в честь окончательной победы над врагами веры — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утверждённое обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Византии, распространилась по многим странам. Церковь подверглась гонению, большему, чем от язычников: православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням, иконы и мощи святых сжигались.


002


Вскоре после VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, гонения снова ненадолго возобновились, и только в середине IX века иконопочитатели были освобождены из заточения и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить своё заблуждение, или прекратить церковное служение.


003


В 842 году Константинопольский патриарх Мефодий и императрица Феодора созвали поместный собор, который окончательно ниспроверг иконоборчество. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый «Торжество Православия». В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счёт включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В чине утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских соборов.


004


Празднование Торжества Православия в начале Великого поста призвано напомнить нам, что основание любого духовного усилия лежит в Сыне Божием, ставшим подлинным и совершенным человеком. То, что Бог, Которого «не видел никто никогда» (Ин. 1, 18), стал видим и изобразим, открыло перед человечеством неведомую дотоле дверь. Евангельское чтение недели Торжества Православия (Ин. 1,43-51) свидетельствует, как одно лишь видение лица Христова коренным образом переменяет сознание людей и открывает истины, невыразимые словами. Именно во Христе Воплощённом людям дан высший образец, к которому следует стремиться, и единственно верное мерило, которым можно поверять любое деяние, слово и намерение. Если православная вера во Христа искажена, любое самое могучее духовное усилие, самый суровый подвиг изначально направляется в ложную сторону и приносит более вреда, чем пользы.

 

© «Вот пост, который Я избрал», сост. Василий Чернов, 2012

Опубликована: 5 Марта
Просмотров 430


Оценка(3)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.