«Вступая на подвиг и оканчивая его, мы обыкновенно бываем воодушевлены. Вначале — сознанием сил в себе ещё свежих и неиспытанных, а напоследок — надеждою близкого и успешного окончания. Но середина поприща часто бывает для нас опасным камнем преткновения».
Эти слова известного русского духовного писателя протоиерея Григория Дебольского (1808–1872) точно обозначают причину, по которой Церковь установила особое почитание Святого Креста в третье великопостное воскресенье. Накануне этого дня за всенощным бдением изображение креста выносится священнослужителями из алтаря и полагается на украшенный аналой посреди храма для всеобщего почитания в течение всей последующей седмицы.
Богослужебные песнопения крестопоклонной недели передают простую истину, заключённую в народной пословице: «У Христа — у креста». Слово Божие многократно говорит о том, что жить по заповедям Бога — значит неизбежно следовать путём скорбей и искушений. «Если мир вас ненавидит, — говорит Господь, — знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15, 18).
Одновременно с этим Церковь напоминает, что для христиан скорби и трудности, в том числе подвиги Великого поста, — это источник радости, ибо они позволяют нам становиться участниками страданий Христовых, которые ведут к торжеству Воскресения. Именно поэтому в богослужении крестопоклонного воскресенья уже слышатся отзвуки пасхального ликования.
Крест Спасителя, напоминает митрополит Московский Платон (Левшин), «не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя — наше успокоение; Его подвиги — наша награда; Его пот — наше облегчение; Его слёзы — наше очищение; Его раны — наше исцеление; Его страдание — наше утешение; Его Кровь — наше искупление; Его Крест — наш вход в рай; Его смерть — наша жизнь».
© «Вот пост, который Я избрал», сост. Василий Чернов, 2012