Пятая неделя Великого поста: память преп. Марии Египетской

001


В пятое воскресенье Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до её смерти встретил её в пустыне.


«В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил моё сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий.


Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: «Ступай за Иордан, и там найдёшь покой для души твоей!» Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана.


002


Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Таин и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила сорок лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье моё истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя».


Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил её в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке и, перекрестив её, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник и в руках у тебя Святые Дары!» Причастившись, святая подвижница просила ещё раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашёл её уже умершею. Возле неё на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Это было 1 апреля 524 года, в самый день её причащения.


003


Во все времена люди особо чтили тех, кто отдавал свои силы и способности на общее благо. Слово Божие и святые отцы также учат нас, что дар Божий даётся человеку для того, чтобы быть светом миру; поверхностный взгляд может увидеть в этом ложно-гуманистический призыв «служить человечеству». Однако в житии святой Марии Египетской ничего подобного мы не находим. Она, получившая от Бога прощение, не стала проповедницей покаяния. Как до, так и после обращения ко Христу она думала лишь о себе. Сперва — как получить больше удовольствий, затем — как принести ещё большее покаяние. Вся её воля, вся энергия была направлена лишь внутрь самой себя. Она не думала ни о чём и ни о ком, кроме самой себя и Бога. Её руководством были слова Спасителя: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9, 25). Однако в этом непрестанном самоуглублении и состояло великое и смиренное служение преподобной Марии всему миру. «Без Меня, — говорит Господь, — не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).


004


Только если человек сам будет открыт Богу, действующая в нём благодать послужит и пользе прочих. Но никакие подвиги и жертвы на благо других не принесут пользы, если между человеком и Богом будет стоять стена. Именно это имел в виду преподобный Серафим Саровский, когда говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».


В евангельском чтении пятой недели поста (Мк. 10, 32-45) говорится о том, как ученики Спасителя стали просить, чтобы Он дал им в Царстве Небесном почести наподобие тех, что имеют царедворцы земных владык. В ответ Господь в очередной раз объяснил Своим спутникам, что Его Царство не имеет ничего общего с насилием, гордыней, подавлением одних другими, на чём основаны все прочие государства и общества. Царство Христово «не от мира сего» (Ин. 18, 36); оно приходит не «приметным образом» (Лк. 17, 20), но наступает, когда Бог воцаряется в любящем сердце (ср. Лк. 17, 21). Это Царство явилось в жизни и смерти святой Марии Египетской, и к тому, чтобы оно пришло в нашу жизнь, призывает нас Церковь в пятое воскресенье Великого поста.

 

© «Вот пост, который Я избрал», сост. Василий Чернов, 2012

Опубликована: 2 Апреля
Просмотров 430


Оценка(2)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.