Всё на пасхальную тематику.
Есть такие дни в году, когда на время воскресают мёртвые. К таким дням принадлежит и Радуница. Она всегда во вторник на второй неделе по Пасхе. В Радуницу живые ходят на кладбище христосоваться с погребёнными. В этот день грех думать о смерти, ибо все мы воскреснем.
Христос, не знавший прегрешенья,
С дыханьем лилии в крови,
Христос воскрес для воскрешенья
В сердцах людей любви к Любви!
Колокола гудят: «В сей день Христос воскресе!..»
И — чудно! Гомон птиц в ожившем тёмном лесе,
И жаворонка трель в лазурной вышине,
И радость смутная в душевной глубине,
И даже облачко, над лесом пролетая
В сиянье розовом занявшейся зари, —
Всё, всё даёт мне весть: «Очнися, посмотри —
И славь Воскресшего, жизнь новую встречая!..»
Христос Воскрес! Воскрес Христос
И смертью смерть попрал!
Кто духа тьмы в юдоли слёз
Любовью поборал,
Пленял любовью духа злоб
И крест любви понёс, —
Над тем распался душный гроб,
Тому воскрес Христос.
Над землёй догорала сегодняшняя литургийная песнь: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом». Вечерняя земля затихала. Дома открывали стеклянные дверцы икон.
…А между тем благая весть — всегда в разгар триумфа ада, и это только так и есть, и только так всегда и надо! Когда, казалось, нам велят — а может, сами захотели, — спускаться глубже, глубже в ад по лестнице Страстной недели»
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв.
Воскрес, воскрес Христос! из мёртвых — Жизнодатель!
Смерть смертию попрал! — и тлеющих в земле
Вновь жизнью оживил, Творец и Воссоздатель!
Воскрес — и просветил сидящих в смертной мгле.
«Воскресения день!» — люди, просветимся,
Пасхою Господней ныне освятимся!
Плотоносен Господь,
Смертью в жизнь нас привёл,
Нашу бренную плоть
Он на небо возвёл...
Праздновать будем, лики составим,
В песнях победных Бога прославим!
Вечерним берёзовым лесом идут дед Софрон и внучек Петька. Дед в тулупе. Сгорбленный. Бородка седенькая. Развевает её весенний ветер. Под ногами хрустит тонкий стеклянный ледок.
В память старой веры и дедовских обычаев, за «неделею всех святых» сохранилось название «русальной», а последнее весеннее воскресение, на том же основании, именуется «проводами весны и встречей русалок».
Седьмая неделя после Пасхи, известная в народе под именем Семицкой и Троицкой, ещё и в настоящее время в разных местах России сопровождается особыми празднествами и обрядами. Эти обряды ведут своё начало со времён самой глубокой древности, кажется, с самых первых дней существования русского народа, и по своему составу и характеру представляют собою любопытное смешение крайних противоположностей — веселья и плача, христианства и язычества.
Духов день в народном календаре очень трудно отделить от предшествующей Семицкой недели. Именно к Духову дню приурочивалось в некоторых местах развивание венков, в Сибири в Духов день «вечером, сняв убранство, берёзку топили в Ангаре».
Троицын день можно с полным основанием назвать «зелёными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются берёзками.
О торжественном праздновании дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, в средневековой Москве.
Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зелёной», «гряной», особо отмечены три её дня: Семик, приходящийся на четверг; Родительская суббота; Троица — воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Обряды и традиции праздника Вознесения Господня в дореволюционной России.
Маргоски или Маргоскина неделя — так называется в чернозёмных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя жён-мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин, и приходится оно на воскресный день (первый после Фомина).
В России в Радоницу приносят на кладбище лепёшки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле наполовину очищенные два-три красных яйца и кусок пирога или другого чего-нибудь на долю покойника, уходят. Класть яйца на могилу было в обычае римлян, у которых культивировалось глубокое уважение к памяти усопших.