Воскресение Христово

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
(Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть победил
и дал жизнь умершим).
(Пасхальная молитва)

 
 
 

Полунощница

 

Наступает вечер, и в храмы начинают сходиться верующие. Начинается предпраздничная служба — так называемая полунощница. По теперешнему обычаю, её как правило начинают в 11:30 вечера, чтобы вслед за нею начать пасхальную заутреню. После песнопений открываются царские врата, и священник со служителями в полном облачении выходит к стоящей посреди храма Плащанице. Трижды обойдя её с каждением, они поднимают Плащаницу на головы, в молчании вносят через царские врата в алтарь и кладут на престол.

Там она остаётся до праздника Вознесения Господня, знаменуя собой сорокадневное земное пребывание Иисуса Христа по воскресении Его из мёртвых.


 

Пасхальная заутреня
 

Полночь. Всё замирает в ожидании самого торжественного, самого ликующего и вдохновенного богослужения, равного которому нет во всех службах церковного календаря.

В храме начинается пасхальная утреня. Священник берёт в левую руку крест и трёхсвечник, в правую — кадило. Певчие тихо запевают «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Священник совершает каждение вокруг престола. В алтаре на царских вратах раздвигается завеса.

Всё громче и торжественнее поётся «Воскресение Твое...», снова кадится Престол. Открываются царские врата, полногласно поются пасхальные песнопения. Душевное состояние верующих достигает наивысшего подъёма. Начинается трезвон во все колокола, ликующий и непрекращающийся. Выстраивается крестный ход: впереди несут фонарь (жёны–мироносицы несли фонарь, идя ко Гробу Господню), затем — крест, потом хоругви, иконы. Следом идут певчие, духовенство с Евангелием и иконой «Воскресение Христово», а потом все присутствующие во храме. Когда последний человек покидает церковь, западные двери затворяются, и церковные служители зажигают все светильники: лампады, свечи, паникадила.

Крестный ход под ночным небом совершается медленно, с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».


Шествие, обогнув церковь, подходит к закрытым дверям храма. Священнослужители, взойдя на ступени перед дверями, обращаются лицом к молящимся. Стихает пение и колокольный звон.


 

Наступает таинственная минута: закрытые двери храма знаменуют собой опечатанный камень гроба Господня. Священник совершает каждение хоругвей, икон и верующих, крестообразно знаменует врата храма, возглашая: «Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельной Троице». Раздаётся восторженное пение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Следом звучит торжественное песнопение, начинающееся со стихов древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог...» Хор после каждого стиха поёт «Христос воскресе из мертвых…» Двери открываются, и перед взорами молящихся предстаёт залитый светом храм в праздничном убранстве.

Во время пения пасхального канона священнослужители совершают каждение храма, обращаясь к молящимся с радостным возгласом «Христос Воскресе!» Обычно они выходят и к толпе, стоящей вокруг храма, приветствуя её тем же возгласом «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» — отвечают стоящие в храме и вокруг храма люди. Верующие христосуются между собой, троекратно целуясь, также возглашая «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!»

В конце утрени читается пасхальное слово Иоанна Златоуста. Торжественно возглашается вечная победа Воскресения Христова над смертью и адом. После утрени совершаются пасхальные часы и литургия. Перед окончанием Литургии освящается Артос — пасхальный хлеб с изображением воскресшего Христа, который раздают верующим в Светлую Субботу после литургии в качестве пасхального благословения. Обычай освящать Артос, по преданию, ведёт своё начало от апостолов, которые во время трапезы оставляли за столом свободным одно место и клали перед ним хлеб в знак незримого присутствия среди них Христа.

Пасхальная литургия, если она служится собором священников, имеет значительную особенность: Евангелие читается на всех возможных языках в ознаменование того, что Слово Христово проповедуется всем народам земли.

После Литургии обычно святили все яства для пасхального разговления: кулич (домашний артос), пасху, символизирующую своей формой Голгофу, и яйца. Красное яйцо — символ новой жизни, получаемой кровью Хpиста. (В наше время куличи, яйца, пасха святятся в Великую Субботу). Люди с радостным и праздничным чувством расходятся по домам и садятся за пасхальную трапезу.

 
 

День воскресения

 

Вернувшись из церкви ранним утром в Светлое Христово воскресение, люди обменивались яйцами и христосовались со своими домашними, (причём христосовались все без различия сословий — хозяева со слугами и т.д.) и по традиции садились за празднично накрытый стол, уставленный куличами, пасхами и другими всевозможными кушаньями. Кончился Великий пост и можно было первый раз есть скоромную (не постную) пищу (разговляться).
 
 
В семьях на Пасху готовилось очень много снеди: каждый, кто приходил в дом — знакомый или незнакомый человек — должен был быть накормлен, напоен и обогрет. Всюду царило радостное настроение, люди делились радостью и достатком с теми, кто не имел возможности встретить праздник.
 
 

Светлая неделя

 

По церковным традициям, вся Светлая седмица (так называют пасхальную неделю) составляет один праздник. Богослужение происходит во все дни недели, за исключением небольших изменений, так же, как и в день Светлого Христова Воскресения. Всю неделю в церквах раздаётся радостный возглас: «Христос воскресе!», всю неделю стоят открытыми царские врата, как символ врат в Царствие небесное, открытых для людей Воскресением Христовым.

Первое воскресенье после Пасхи и следующая за ним неделя назывались в народе «Красная горка». Это было время свадеб, т. к. это воскресенье — первый день после Великого поста, когда разрешалось совершать таинство венчания. В этот день после литургии кончается Светлая седмица, затворяются царские врата, прекращается праздничный чин богослужения, но пасхальное песнопение будет звучать ещё сорок дней (считая от Пасхи) до праздника Вознесения Господня, в память о тех сорока днях, которые провёл на земле Спаситель после Своего воскресения.

В деревнях это было время праздничного веселья и гуляний перед началом трудовых будней весенних полевых работ.

 
 

Радоница

Во вторник, на следующей неделе после Пасхи, совершается поминовение всех усопших. Этот день называется Радоницей. В церквах, после литургии, совершается вселенская панихида.

Народ идёт на кладбища к своим близким, символически христосуется с умершими родственниками.

На могилах оставляют пасхальные яйца, иногда поминальную стопку водки, крошат освящённый кулич птицам. Иногда здесь же, на месте, закусывают, как бы разделяя трапезу с умершими. Этот обычай чрезвычайно древний, он восходит к поминальным весенним тризнам.

Православие вложило новый смысл в языческие традиции. Христос, погибший за многих, дал новую жизнь не только живым, но и умершим, спустившись даже в ад, чтобы вывести их оттуда.

Само название «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло всем Воскресение Господне. Живые в эти праздничные весенние дни делятся своей радостью с умершими в надежде всеобщего воскресения. Возможность единения со своими умершими, возможность ощущать их живыми и молиться за них — одна из удивительных сторон христианства.

«Сегодня «усопший праздник»... сегодня поедем на могилки, скажем усопшим ласковым шепотком: «Христос Воскресе, родимые, усопшие рабы Божии! радуйтеся, все мы теперь воскреснем!» (И. Шмелёв «Лето Господне»).



© Е.М.Разумова, Г.В.Шепелев, С.Г.Стрельникова «Пасха»
 
 
 
 
 
Опубликована: 04.05.2013
Просмотров 1333


Оценка(16)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.