Пасхальные яйца

 
Обычай меняться в Пасху красными яйцами восходит к глубочайшей древности. Яйцо как результат жизни в такой «мёртвой» форме, вместе с тем обещающий восстановление из себя новой жизни, есть действительно самая подходящая эмблема или самый понятный символ воскресения: сегодня он мёртв, но в нём таятся скрытые жизненные силы («Жизнь человека в теле, — говорит наш отечественный святитель, — есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбуждён теплотою крови материнской, то есть надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбуждён животворящею силою крови Христовой» (Филарет, митрополит Московский)).

Во времена тёмного язычества и всяческих предрассудков яйцо почти у всех народов было как бы изображением творящей силы природы, ими менялись при различных торжествах и употребляли при религиозных обрядах; вся вселенная представлялась некоторым из язычников вышедшей из яйца.

Было также в древности обыкновение у языческих народов и у иудеев, являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо от себя в знак уважения и любви. Люди бедные обыкновенно приносили в подобных случаях клади или яйца домашних птиц. Поэтому является вполне правдоподобным предание, что равноапостольная Мария Магдалина, явясь к римскому императору Тиверию, прежде чем начать проповедь христианства, поднесла ему красное яйцо как эмблему, поясняющую её учение.

В библиотеке монастыря святого Афанасия, близ Солуня (Фессалоники), есть древний греческий рукописный устав, в конце коего после молитв в день Святой Пасхи говорится следующее: «Читается также молитва на благословение яиц и сыра, и игумен, целуя братию, раздаёт им яйца и говорит: Христос воскресе! Так и мы приняли от святых отцев, которые сие обыкновение от самых времен апостольских содержали; ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения».

 
 
 

Явление Марии Магдалины Тиверию, по некоторым сказаниям, полно интереса и любопытных подробностей. В них говорится, что когда кесарь Тиверий услыхал от пришедших в Рим сестёр Лазаря (Марфы и Марии) и Марии Магдалины о Христе, чудесах Его и смерти, то послал в Иерусалим за исцелёнными от Христа недужными, за воскрешённым Лазарем и бывшим на страже у креста сотником Логгином.

Когда же они, прибыв, вошли во дворец кесаря, то вдруг почувствовалось сильное землетрясение. Кесарь, недоумевая, ради кого из них было это знамение, велел им выйти из дворца и снова входить в него поодиночке; и когда вошёл в свою очередь сотник Логгин, то землетрясение повторилось.

Ужаснувшийся кесарь стал расспрашивать сотника, и этот, рассказав о смерти Иисуса, объявил Тиверию, что на нём в настоящую минуту находится риза Иисуса, доставшаяся ему по жребию при разделе одежд Распятого. Причём присовокупил, что он, болевший в то время глазами, увидав при прободении копьём Иисуса, что из раны Его истекли кровь и вода, уверовал в Сына Божия, взял этой святой крови и помазал ею себе глаза — и в тот же миг исцелился от недуга.

Кесарь повелел ему снять с себя ризу Христову и по исполнении сего, приняв её от Логгина, облобызал. В это время Марфа и Мария обратились к кесарю с советом, чтобы он, имеющий с давнего времени большой струп на лице и не могший ничем от него избавиться, обтёр лицо своё этой ризой; кесарь исполнил, и в то же мгновение струп отпал. Обрадованный чудным исцелением, Тиверий возблагодарил Христа и пришедших проповедниц отпустил с честию и дарами домой.

 
 
 

Но для чего святая Мария Магдалина яйцо окрасила? Может быть, она, как истинная израильтянка, окрасила его по подражанию пасхального обряда евреев, которые, омочив иссопную кисть в крови пасхального агнца, помазывали ею себя и пороги домов своих? Только Мария Магдалина омочила бедный дар свой не в крови агнца (потому что обряд помазания пасхальной кровью был упразднён истинной, благодатной Пасхой), но в бескровном составе, изображающем животворящую кровь Агнца Божия.

Итак, пасхальное яйцо напоминает нам собою один из догматов нашей веры и как бы служит видимым знаком воскресения мёртвых, залог которого есть Воскресение Христа.

Красный же цвет, обыкновенно употребляемый при окраске пасхальных яиц, указывает на искупление человеческого рода излиянием крови Богочеловека.

Вследствие всего этого, даря друг другу в день праздника Воскресения Спасителя красное яйцо, мы как бы изображаем радость свою о том, что и сами некогда силою Пролившего за нас кровь Свою и Воскресшего из мёртвых освободимся от тления смерти и перейдём в нетленное бессмертие.

 
 
 

Обычай дарить яйца на Пасху, христосоваться, перешёл, подобно многим религиозным обрядам, в Россию из Греции. Он в употреблении во всём православном христианском мире.

Первому полученному на Пасхе освящённому яйцу народ придаёт особенное значение, называет его «наисвященнейшим» и сохраняет целый год, до нового христосования. Дознано опытом, что яйца христосующихся с истинной радостью и чистым сердцем в течение нескольких лет сохраняются совершенно свежими, не подвергаясь никакой порче, если только свежие были употреблены для христосования.
 
 
 

В старину у нас на Руси особенно много приготовлялось расписных яиц иноками Троице-Сергиевой лавры (под Москвой), а также пекарями, иконописцами и травщиками (оружейниками) царской Оружейной палаты. В допетровское время государями нашими при христосовании раздавалось громадное количество яиц (куриных, гусиных, утиных, точёных деревянных, расписных и проч.), тысяч до сорока.

 
 
© «Пасха, Господня Пасха»; «Живописное обозрение», 1891; «Нива», 1893.
 
 
 
 
 
 
Опубликована: 07.05.2013
Просмотров 2285


Оценка(13)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.