Пасха Велик день


По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля.


У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:


Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!


МОРОЗ ИЛИ ГРОМ НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ПРЕДВЕЩАЮТ ХОРОШИЙ УРОЖАЙ ЛЬНА (Тамбовская губ.).
КАК ДОЖДЬ ИЛИ ПОГОДЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ, ДАК ВЕСНА ДОЖДЛИВА БУДЕТ (Пинежье)
КТО НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ЧТО-ЛИБО РАЗОБЬЁТ — УМРЁТ В ТОТ ГОД


Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к Пасхальной ночи и Торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают Воскрешение Иисуса Христа.


«По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, чёрта, прикинувшегося животным», — писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.


В то же время находятся смелые люди и озорники, которым всё нипочём. Они утверждают, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекрёсток дорог и «покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака»; в Пасхальное Воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговоренный творог, встать с ним «у церковных дверей и держаться за дверную скобу — ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой».


На Пасху «старики расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши», чтобы встретить солнце.


Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый; если во щи упадёт таракан или муха — к свиданию, губа чешется — к поцелуям; бровь станет чесаться — кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п.


У каждого своя корысть, и поскольку Пасха — величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени. О просьбах девушек мы уже сказали. 


Используют этот момент и охотники, которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в первый раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют чёрта и обеспечат себе удачную охоту в течение года.


Воры «употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает».


Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы выработали картёжники. Когда в первый раз запоют «Христос Воскресе», надо иметь в руках виннового (пикового) туза и вместо «Воистину Воскрес» сказать попу «винновый туз есть» — «тогда с этим тузом можно сделаться настоящим невидимкой и всё доставать», — рассказывали в Тюменском крае.



Неплохо также, отправляясь в церковь, слушать Пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесёт: «Христос Воскресе», сказать: «Карты здеся». На второе провозглашение «Христос Воскресе» картёжник должен ответить: «Хлюст здеся», а в третий раз — «Тузы здеся». «Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается».


Существует и такая примета: если собака во время Пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.


Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.


Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы — чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.


Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски — возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца XIX — начала XX в. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху.


«...На качелях катаются решительно все», возле них «образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».



С Пасхи гуляния молодёжи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.


На середину лужка «выходит молодец — запевало и с помощью других начинает песню:


При компаньи мало стало,
Веселиться не с кем стало!
Ой, братцы, мало нас.
Ой, дружки, немножко!
Ты, Феденька, поди к нам,
Ехремыч, приступись!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!


и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поют:


У Казани у реки озеро воды.
Молодец коня поил, коня воронова.
Коль водицу конь не пьёт,
Молодца горе берёт.
В карман ручки он суёт,
С рублик денег достаёт.
С рублик денег достаёт,
Красным девкам подаёт.
Одна девушка смела
К молодчику подошла,
С парня рубличек взяла,
В караван гулять пошла.
В караване на лужке
Целоваться всем в кружке.


После этих слов играющие целуются» (Алтайский край).


В русских западных губерниях на Пасху совершался ещё один обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он и назывался «зелёные святки»). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин — волочебников:


Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдёмте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником, с Христовым днём,
С Христовым днём, красным яйцом!


В том селе лежит брусья,
Лежит брусья тесовая,
Тесовая, дубовая.
На том брусьи сидят мужи,
Сидят мужи, мужи честные,


Рядят раду, раду добрую:
«Ну-те, братцы-товарищи!
Дожидаемся мы двух праздников,
Двух праздников весёленьких:
Первый праздник — свет Егорий,
Другой праздник — свет Никола,
Свет Егорий с шелкОвой травой,
Свет Никола с зАсевочком,
С засевочком с овсЯненьким».


«Ну те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Будем радить раду добрую:
Кому у нас, братцы, запахивать,
Запахивать и засевать?»
— «Запахивать пану Ивану,
Засевать его брату!»


Волочебникам выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:


Кто не даст нам яйца — околеет овца,
Не даст сала кусок — околеет телок,
Нам не дали сала — коровушка пала.


На Пасху нередко посещали кладбища — ходили христосоваться с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.

 


© И.П.Калинский «Церковно-народный месяцеслов»

 

 

Опубликована: 21.04.2014
Просмотров 1073


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.