Пасха (Святая неделя)


Празднование Пасхи в Санкт-Петербурге. Гравюра XIX в.


Святая Пасха является самым торжественным праздником во всех христианских странах. В обеих столицах России во все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где представляют комедиантов и также другие зрелища. 


Прочее население столиц делает поздравительные визиты родным и знакомым и катается в экипажах. Каждый город или село оглашается колокольным звоном до вечерень, где позволено упражняться всем желающим.


«В продолжение всей Страстной седмицы крестьяне скоблят, вымывают своё жилище, чтобы привести его в чистенький и, по возможности, нарядный вид. Мужики с первых дней Страстной недели заготовляют хлеба и корм для скотины на всю Светлую седмицу, чтобы в праздник не приходилось хлопотать, чтобы всё было под рукой. 


Бабы и девушки хлопочут в избах: белят печи, моют лавки, скоблят столы, обметают паутину. Разгар дел по дому выпадает на Чистый четверг, который признаётся не просто днём Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божьим, покровительствующим чистоте и опрятности. 


В этот день, по народным представлениям, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и женщины моют детей, а иногда и поросят. «Если в Чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет». Девушки моются в Чистый четверг со специальными целями, думая, что если на утренней заре хорошенько вымыться, вытереть тело полотенцем и отдать затем это полотенце оброшнику, то от женихов отбоя не будет, и в самом скором времени предстоит замужество. Кроме всеобщего мытья, в Чистый четверг обычно забивали скот и свиней, предназначенных для праздничного стола и заготавливаемого впрок.


Закончив уборку, женщины приступали к приготовлению пищи. Жарили и варили живность, пекли куличи, украшая их цветными конфетами. В Страстную пятницу обычно более состоятельные соседи угощают своих близких и знакомых, которым это не по карману, праздничной сдобой, молоком, яйцами, творогом. Иногда приносили и кусок убоины, хотя просили не говорить об этом мужьям (в деревнях убоиной распоряжается мужик, и женщины без спросу не смели её касаться).


Все хозяйственные приготовления заканчивались к вечеру Великой субботы, когда народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Читать «страсти» считалось великой честью, так как давало возможность перед всеми показать свою грамотность. Обычно читал какой-нибудь благочестивый старик, которого окружала целая толпа мужиков и вздыхающих баб. 


Во всю Пасхальную ночь во дворе храма слышались говоры и крики; народ расставлял смоляные бочки, готовил костры. Мальчишки бегали толпой по колокольне и расставляли фонари и плошки. Самые смелые с опасностью для жизни лазали на купол, чтобы осветить и его. 


На площади толпа любовалась своим освещённым и разукрашенным храмом, слышались громкие восторженные крики. Наконец, первый и звонкий удар колокола. Толпа заколыхалась, дрогнула, полетели с голов шапки, и радостный вздох умиления одновременно вырывался у всех. А колокол тем временем гудел, гудел, и народ валом валил в церковь слушать утреню. Через несколько минут в церкви становится тесно, воздух становился жарким и душным. 



Празднование Пасхи в Санкт-Петербурге. Гравюра XIX в.


У иконостаса ставили приготовленные для освящения куличи, яйца и другую пасхальную снедь. Ровно в 12 часов в ограде палили пушки или ружья, все присутствовавшие в церкви осеняли себя крестным знамением и под звон колоколов слышалось «Христос воскресе!» 


Начиналось христосование. Священник христосовался с наиболее уважаемыми крестьянами и обменивался с ними яйцами. Считалось, что яйцо, полученное от священника, никогда не испортится и имеет чудодейственную силу».


Яйцо от первого христосования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ убеждён, что с этим яйцом в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиной к алтарю.


«После окончания литургии с куличами на руках народ выходил из церкви, становился в два ряда в ограде в ожидании причта, который в это время в алтаре освящает пасхи более зажиточным. У всех на куличах горят свечи, у всех открыты скатерти, чтобы святая вода попала непременно на куличи. Освятив куличи, каждый хозяин спешит домой христосоваться и разговляться с домочадцами. К разговенью матери всегда будили маленьких детей: «Вставай, детёночек, нам Боженька пасочки дал», и, заспанная, но всё-таки довольная и радостная, детвора садилась за стол, где отец резал пасху на куски и чистил пасхальные яйца.


С первого же дня Святой Пасхи на протяжении всей Светлой седмицы в деревнях обязательно служат так называемые пасхальные молебны. Иногда молебны служат прямо в избах. Кроме молебна в избе, многие крестьяне просили отслужить ещё один молебен во дворе, в честь святых, покровительствующих домашним животным: Власия, Мамонта, Флора и Лавра. 


Для этой цели на дворе ставят столы, накрывают их скатертями, поверх кладут «скотскую» пасху, предназначенную для домашних животных. После молебна эта пасха разрезывается на мелкие куски и скармливается домашним животным и птице, а скатерть, на которой всё это стояло, псаломщиком подбрасывается вверх. Чем выше он подбросит, тем выше уродится лён.


По окончании молебна наиболее благочестивые крестьяне обращаются к священнику с просьбами благословить их «повеличать Вуспение Божью Матушку» и, если священник благословит, поют самодельную молитву:


О Девица, Твоё Успение славим,
Прими наше хваление
И подаждь нам радование,
О предстоящих со слезами,
О Мати, молись с нами.
Будь похвальна и избрана
Ты, Царица Небесная.


Затем иконы выносят со двора, причём матери кладут детей в воротах для исцеления их от болезней, а взрослые только нагибаются, чтобы над ними пронесли иконы. Если же по просьбе зажиточного крестьянина проходил молебен с водосвятием, матери непременно умывают детей святой водой, утирают полотенцем, которое жертвуют на церковь. 


При водосвятных молебнах многие крестьяне снимали с себя кресты, погружали их в воду, а затем обливали водой свои глаза или пили её. Наиболее благочестивые верующие просили также служить акафисты святым, которых не существует: «Плакущей» Божьей Матери (чтобы не плакать), «Невидимой» Божьей Матери (которая, по народным представлениям, изгоняет злой дух) и пр.


Хождение с иконами по домам продолжалось до самого вечера первого дня Пасхи. На второй день после литургии, которая кончается очень рано, иконы несут на «поповку», к домам священнослужителей. После молебна в доме священника крестьяне получали от него подарки и угощение. С «поповки» иконы несли по ближайшим и дальним деревням, обнося ими почти весь приход: каждая деревня заранее знала, когда к ней «боги придут», и готовилась к этому торжеству.


На ночь иконы приносились на хранение в училище или в дома какого-нибудь зажиточного и уважаемого крестьянина, просившего священника: «Батюшка, отпусти ко мне Богородицу ночевать». Нередко случалось, что по ночам в помещении, где хранились иконы, прихожане устраивали что-то вроде всенощного бдения: старухи со всей деревни, богомольные мужики, девушки, вымаливающие себе жениха, собирались и зажигали свечи, пели молитвы и молились Богу. Нередко приносились также маленькие кувшинчики с мёдом, называвшиеся «канунчики». Они ставились на стол перед образами для поминовения умерших.


Пока духовенство не отслужило у крестьянина в доме молебен, ни он, ни его домочадцы не смели предаваться никаким праздничным развлечениям. Но как только иконы проносили, в деревне начинался широкий пасхальный разгул.



Лупка яиц. Гравюра XIX в.


Взрослые ходили друг к другу в гости, без меры пили водку, пели песни и с удовольствием посещали колокольню, где трезвонили с утра до вечера. Посещение колокольни считалось излюбленным пасхальным развлечением. Другим особенным пасхальным развлечением считалось катание яиц, а также качели и игра в орлянку и карты. Яйца катали преимущественно дети и девушки, которые соскучились без хороводов и песен: на Пасху светские песни и хороводы считались делом греховным. Зато на качелях катались решительно все.


Обязательным в пасхальные дни считалось приглашение в гости кумовьёв и сватов. В этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей. На Пасху приглашают даже будущих сватов, и тогда жених с невестой становятся центром всеобщего внимания. Жених ухаживает за невестой, называет её обязательно на «вы», угощает сладостями, а после обеда катается с ней по селу, причем обычай требует, чтобы наречённые катались обнявшись за талию: он её, а она его» («Полная энциклопедия быта русского народа»).


Солнце играет. Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии, и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет.


В деревнях во время Пасхи занимаются всевозможными играми, преимущественно мужчины: бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр. Финны, подобно русским, тоже устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи. В Финляндии на Святую Пасху пекут пресные лепёшки, называемые «мемми» (mammі).


Сатана в аду. Во всей России простой народ убеждён, что до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит ниц, не шелохнётся, а Христос ходит по земле.


Великоденные песни. В Малороссии и Белоруссии на Святую неделю поют так называемые великоденные песни, сопровождаемые музыкой, ходят по домам ночью ватагою, которая называется «волочебник». Тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Обычно первая песня обращается к хозяину и хозяйке. В ней прославляется домашняя благоустроенность, зажиточность, порядок в доме и благочестие, причем упоминают, что св. Юрий (Георгий) запасает им коров, св. Николай — коней, св. Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) — засевает, а Покров собирает и т. д., и после всякой строфы припевают: «Христос воскресе».


Содержание песни имеет глубокое значение для сельского хозяйства. Здесь подразумевается, что в хорошем хозяйстве полевые работы согласуются с праздниками и вверяются покровительству святых. Хотя понятно, что хозяйство сопряжено с временами года (Бантыш-Каменский Д. Н. История Малороссии. Ч. 2, М, 1830).


Кости телёнка. В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывают в землю кости телёнка, освящённого на Пасху, в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града.


Как встречают Пасху в Перми. Там Пасха отличается от прочих воскресных дней только тем, что в первый день поутру, часов в 8 или 9 разговляются пельменями. Со второго дня начинают работать. В церковь ходят немногие (Пермский сборник. М., 1860, с. 28).



Г. И. Скородумов. Гулянье на Пасхальной неделе в С.-Петербурге.
Акварель. Конец XVIII в.


Красная Горка. Слово «Красная Горка» известно по всей России и знаменует в общем своём значении весну с её красным солнышком, с её Пасхой красной, с весной красной, то есть красивой, весёлой, оживлённой воздухом, водами, получившими свободу и сбросившими ледяные оковы. Можно также производить значение Красной Горки от мест сельских гуляний во время Святой Пасхи, когда обыкновенно разливаются реки от снегов и заливают низменности, причем остаются только одни возвышенные места, гористые, или горки, где на Пасху обычно устраивают гулянья. 


В Смоленской губернии Красная Горка называется Толпищем и напоминает славянское Стадо. В одних краях Красной Горкой называется гулянье на Святой неделе, в других — Юрьев день. Но везде Красной Горкой называется весеннее время, удобное для свадеб: от Фомина понедельника до Георгиева, или Юрьева, дня время свободы, время, в которое земледельческий труд не начинался, а только к нему приступают.


Обычно в это время молодежь была вся в сборе, никто не уходил на заработки на сторону из числа тех, кто занимается промыслами или работами фабричными, плотницкими или речными. Между тем каждый крестьянин-семьянин желает иметь работницу в дом, и если имеет неженатого сына, то старается в это свободное время сосватать за молодца.


Заклинание весны начинается на Красной Горке, как в первый весенний праздник, с которого по большей части начинают играть в горелки. А когда станут распускаться листья, то начинают водить хороводы.

 


© М. Забылин «Праздники, обряды и обычаи»

 

 

Опубликована: 22.04.2014
Просмотров 4011


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.