Хоровод в Белозерске. Гравюра XIX в.
Первое воскресенье после Пасхи, последний день Пасхальной Недели.
В ряде мест к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.
В Калужской губернии в старые времена это воскресенье было отведено для встречи весны. «Соломенное чучело, укреплённое на длинном шесту, ставится на горке; кругом его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками».
«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идёт усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест).
Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдёт себе невесты, или возьмёт рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонка-замухрышку».
Начинались хороводы, пляски с «наборных» песен:
Как на улице дождик накрапывает,
Хоровод красных девок прибывает.
Ох вы, девушки, поиграйте!
Уж как вы, холостые, не глядите:
Вам гляденьицем девушек не взяти,
Уж как взять ли, не взять ли по любви,
Что по батюшкину повеленью,
Что по матушкину благословенью.
© И.П.Калинский «Церковно-народный месяцеслов»