Вознесение Христово на Руси


На сороковой день после Пасхи православная церковь праздновала Вознесение Христа на небо.


ВОЗНЕСЕНИЕ С ДОЖДЁМ, ИЛЬЯ С ГРОЗОЙ.


В народном календаре и этот праздник наполнялся аграрным смыслом. Вознесение понималось совершенно конкретно, как «рост», «подъём», «восхождение», с таким толкованием связаны и обряды вознесеньего дня.


Повсеместно на Вознесение пекли из теста «лесенки». В Ярославской губернии «лесенки» делались обязательно с семью ступеньками, по числу семи небес Апокалипсиса. 


Когда-то эти лесенки «освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится».


Однако такое употребление хлебных лесенок было редким. Обыкновенно «после обеда мужики, бабы и девки идут все на свои ржи в поле. Там всякий у своей нивы, помолясь на все четыре стороны, бросает лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла так же высоко». После этого лесенки съедались».


В Кадниковском уезде Вологодской губ. «к рогулькам из теста (которые также называются «лесенками») прибавляют ещё особое печенье — сочни с овсяной крупой, называемые «христовыми окутками» — всегдашней принадлежностью всякой крестьянской обуви, неизбежной при хождениях и восхождениях».



В ярославских селениях «молодёжь выносит и ставит украшенные берёзки на межах полей, где они стоят до конца жатвы. Около них веселятся, кидают варёные яйца, катаются и говорят: — Уродись, рожь, чиста и высока!»


Девушки и девочки-подростки Тарусского уезда Калужской губ. на Вознесение гурьбой отправляются в поле со съестными припасами «и там во ржи изготовляют себе яичницу, и, когда её едят, бросают вверх ложки, приговаривая: «Как высоко ложка летает, так бы высоко рожь была».


Под Москвой молодёжь «с яйцами и блинами отправляется в поле; каждый отыскивает свою полосу, подбрасывает раза три яйцо кверху, потом разбивает его, откусывает от яйца и от блина по куску, а остальное зарывает в полосу, при этом говорят:


Христос, полетишь на небеси,
Потяни нашу рожку за колоски
».


К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой.


Как правило, около Вознесения начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорят: «Кукушка подавилась житным колоском»; «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придёт Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся».


На Вознесенье совершался обряд «крещения и похорон кукушки», который продолжался от одного до трёх дней. Это был сугубо женский, точнее, девичий обряд, совершавшийся тайно, никто посторонний (мужчины, парни, взрослые, дети) не должен был знать места «крещения» и захоронения кукушки. 



Изготовляли кукушку из пучка травы «кукушкины слёзки», придавая ей человекообразный вид, иногда в этой роли выступали просто ветка, букет, венок, иной раз шили тряпичную куклу. «Кукушка»-кукла из тряпок или из травы наряжалась в девичий наряд (сарафан, рубаха, платок), украшалась лентами, цветными лоскутками, бусами.


«Крещение» кукушки происходило под берёзой, куклу сажали на ветку или ставили под деревом, покрывали платком и три раза перекрещивали. Последнее было далеко не обязательно, собственно под «крещением кукушки» понималось кумление девушек: девушки целовались, менялись крестами, бусами, платками, затем ели яйца, а скорлупки в Тульской губ. развешивали на ветках деревьев и кустов. Кумление сопровождалось специальными «кумитными» песнями:


Кума с кумой,
Покумимся!
Чтобы нам весь год
Не бранитися.


Побранимся —
Грешны будем,
Кукушечке
Тошно станет!


(Калужская губ.)


Ты кукушка ряба,
Ты кому же кума?
Покумимся, кукушка,
Покумимся, голубушка,
Чтоб нам с тобой не браниться!


Кума, не драться!
Кума, не бороться!
Кума, помириться!
Покумимся, кума,
Подушимся, душа!
Не браниться нам, кума,
До Троицына дня!


(Владимирская губ.)


«Кукушечка,
Кукушечка,
Птичка серая
Рябушечка,
Кому ты кума,
Кому кумушка?»
«Красным девушкам
И молодушкам!»


Иде девки красны шли,
Там и рожь густа,
И ужиниста,
И умолотиста!
Иде бабы прошли,
Там и рожь пуста,
И неужиниста,
И неумолотиста!


Хоронили кукушку или в тот же день после кумления, или на следующий, а то и через день. Если кукушку из травки зарывали в землю, то делали это одна-две выбранные девушки в тайном месте; если же кукушку оставляли на дереве, то здесь же все участницы обряда устраивали совместную еду, пели весёлые песни, после чего расходились по домам.

 


© И.П.Калинский «Церковно-народный месяцеслов»

 

 

Опубликована: 29.05.2014
Просмотров 2371


Оценка(11)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.