Обзор настольной карточной игры «Князья»

Автор: Антон Матвейчук
07.07.2010

Долго выбирать первую настольную игру для себя и семьи мне не пришлось — конечно же, рекомендуемые всеми и с более-менее понятными правилами «Князья»!

Немалую роль при выборе игры играет её дизайн — а оформление «Князей» выше всяких похвал! Карты не только снабжены нужными в игре текстами действий и обозначениями, но ещё и обильно украшены в древнерусском стиле — обрамлены в рамочки, шрифт выведен славянской вязью, над текстом вставлены соответствующие картинки, причем не разнородные и выдранные из недр интернета, а тщательно прорисованные, причем и они оформлены своими рамочками, и каждый вид карт имеет свой цвет, вдобавок ко всему, как изюминка, внизу карт вставлены цитаты из старинных летописей. В общем, карты и информативны — взгляда на них достаточно для принятия дальнейших решений, и радуют глаз. Оформление «Князей» придаёт игре несомненный исторический колорит, и в игру не просто играешь, а как будто действительно погружаешься в ту древнерусскую атмосферу.



Немного про игру — здесь мы «князья», строящие свои княжества, путём и мирного строительства, и коварных войн. Набравший в конце игры больше всех Славы (очков, указанных на картах) становится Великим Князем Всея Руси.
В игре нас ждут карты городов,



построек,


 
полезных событий

 


 

и летописей.


 
Карты войск
 

 
используются для захвата вражеских городов или защиты своих. Карты неприятных событий и летописей играются на кого-нибудь из противников. Карты городов выкладываются на стол перед игроком и обустраиваются картами построек — церквями, монастырями, соборами, а то и укрепляются стенами и рвами,
 

 

причём стены могут «апгрейдиться» — уже имеющийся частокол можно заменить на каменные стены, а каменные стены — на кремль. Карты городов и построек имеют определённую Славу,
 

 

сумма которой и учитывается в конце игры, карты стен и войск имеют определённую Силу,

 


 

 

которая имеет значение при войнах, но не учитывается в конце игры.

Несмотря на кажущуюся в начале знакомства с игрой её простоту, на самом деле она довольно многостороння и щедра на нюансы.
 

Начинаются «Князья» с того, что каждый игрок, начиная с младшего по возрасту (а далее — с победителя предыдущей партии, то бишь, Великого Князя), берет себе по четыре карты в руку. И затем в свой ход игрок может либо взять в руку очередную карту из колоды, либо построить город (выложить на стол перед собой карту города), либо возвести постройку или укрепить уже существующий город (положить карту постройки или стен на карту города), либо пойти войной на другого «князя», чтобы захватить себе его город (выложить перед ним карту войск; про войны — опишу подробнее ниже), либо разыграть карту летописи (исполнить на себя либо противника действие, предписанное в карте летописи).

Кончается игра тогда, когда закончится колода, либо кто-то из игроков разыграет карту «Татарское нашествие», которая заканчивает игру раньше времени (но её можно отменить, применив карту «И бысть тишина»).

 


 
Тактика у игроков может быть разной — кто-то предпочитает в начале набрать как можно больше карт в руку, чтоб ко второй половине игры начать захватывать у соперников уже готовые и отстроенные города, кто-то — честно и старательно отстраивать свои города, помня, что учитывается только то, что на столе, а карты, накопленные в руку, могут уйти напрасно в конце игры — ведь они не засчитываются.
 

Как показал игровой опыт, больший успех имеет, как и в исторической практике, добропорядочное строительство городов, чем и стали в конце концов заниматься игроки моего круга, ну, а к войнам мы прибегаем, чтоб использовать всё-таки полученные карты войск, или же, чтобы исправить своё безысходное имущественное положение.
 

Войны — очень интересный аспект «Князей», придающий игре дополнительную эмоциональность — как же, тут и обида, перемешанная с возмущением, жертвы к нападающему, тут и коварство захватчика, тут и интрига, зарождающаяся, когда один игрок-«князь» начинает рассматривать и ворошить города других «князей», явно в поисках наиболее выгодного для нападения, тут и азарт битвы, кто кого побьёт али отобьётся. Все эти действия всегда сопровождаются оживлёнными комментариями и баталиями игроков и ненавязчивыми намёками на другие города, чтоб отвести нечистые намерения от своих владений ;-)

Высмотрев наиболее подходящий город соперника, нападающий «князь» выкладывает перед этим градом свою карту войска, которая должна быть хотя бы на одну Силу больше города. Если в городе одни постройки, то его Сила нулевая, и можно в принципе выводить войско хоть в одну Силу. Но не стоит забывать, что у жертвы может быть в руке карта ополчения,

 


 

Сила которого равна Славе города без построек минимум, или сумме Слав города с постройками максимум (это прописано на картах ополчения). Некоторые игроки учитывают этот нюанс и стараются не рисковать напрасно, но выкладывать карту войск Силой больше возможной защиты.

Защищающийся «князь» отбивается либо картой ополчения, если её Сила больше хотя бы на один балл карты нападающего войска, либо картой войска, имеющего бОльшую Силу перед противником. В случае успешной защиты коварный захватчик может продолжить бой, выкладывая следующую карту войск, и так до победного конца либо позорного отступления :-)
 

Еще бОльшую привлекательность игре придают карты летописей и событий, которые весьма важны, и которые могут весьма радикально повернуть ход игры, например, в тех же войнах «князь», не сумевший защитить от захвата свой город, может ехидно напакостить вслед, применив карту «Разграбление», которая уничтожает все постройки и стены в отнятом городе (но не стоит торопиться с местью, если на руках есть карта «Митрополичий суд», позволяющая вернуть себе отнятый град), либо отбиться одновременно несколькими картами войск с помощью карты «Мудрый воевода», либо совсем прекратить братоубийственную войну, использовав карту «Митрополичье осуждение».
 

Одним словом, эти карты летописей и событий придают игре невероятную многовариантность, давая игроку на выбор несколько возможностей так или иначе с разными последствиями ответить на ход противника.
 

Игра очень быстро осваивается игроками, буквально с первой партии, и в итоге, когда собираются быстро соображающие «князья», освоившиеся с игрой, то тогда игровой процесс проходит очень динамично, игроки быстро то берут карты из колоды, говоря «Пошёл» либо «Сходил», давая знать следующему игроку, что пора ему делать свой ход, то делают сюрприз сопернику, выкладывая перед его градом карту войск и говоря при этом «Княже такой-то, иду на вы», то благопристойно пристраивая к своему городу очередной храм и монастырь.
 

Вообще весьма прикольно комментировать игровые действия на древнерусском языке, этим достигается полная историческая тождественность игры, и после неё у игроков такое ощущение, как будто они посмотрели хорошее историческое кино, или прочитали интересную историческую книгу, настолько содержателен и объёмен по информативности игровой процесс «Князей», это видно и по тому, что во время игры часто возникают среди нас и споры на историческую тему, инициируемые соответствующими игровыми ситуациями, то есть игра ещё и просветительско-познавательная.
 

Механика игры отлажена идеально, карты ни убавить, ни добавить, каждая имеет свою ценность в игре, каждой ровно столько, сколько нужно для поддержания динамичности в игре. Я, например, пытался придумать какие-нибудь дополнительные карты в эту игру или дополнения (как это развито в «Манчкине»), и ведь ничего не приходит в голову, настолько всё органично в «Князьях», что не вызывает надобности в каких-нибудь доделках.
 

Огромный плюс «Князей» и в том, что в этой игре никто не выбывает до самого конца, все игроки играют до упора, и никто не оказывается в итоге обделён положительными эмоциями.

Также хороша игра и эластичностью правил, в том смысле, что в ней без ущерба для игровой динамики, а даже с пользой, можно вводить свои дополнительные правила.

Например, мы, почитав, как это делают другие игроки в «Князьях», попробовали в начале игры брать не четыре карты, а шесть, чтобы избавиться от «эффекта простоя» в первые два-три хода; выигравший в предыдущей партии у нас, как «Великий Князь», берёт вообще в начале игры семь карт; также стали поощрять постройку первого города дополнительной картой из колоды; — все эти нововведения сделали игру ещё интересней и динамичней. 

Мы даже попробовали вести войны скопом, когда остальные игроки могли присоединиться к защите жертвы либо к нападению захватчика, выкладывая и свои карты войск, но этот вариант не прошёл, так как лишь ухудшил игру. Об этом я упомянул в пример того, что игра восприимчива к нововведениям и не сужает игроков строгими правилами.
 

В «Князья» хорошо играть как двум игрокам, так и намного большей компании (у нас доходило до пяти человек), ни в том, ни в другом случае игра не теряет своей привлекательности, и с одним, и со многими напарниками впечатления от «Князей» сугубо положительные. Но, конечно, в большой компании играется намного веселей, шумней и эмоциональней :-)
 

Напоследок добавлю, что игра весьма легка в плане самиздата (сто карт на одиннадцати листах А4), и на её самодельное изготовление уходит не больше трёх часов в одиночку.

В постскриптум обзора я добавлю весьма интересную оценку «Князей», найденную мной на просторах интернета, которая тоже сподвигла меня к выбору игры.
 

P.S. Князья. Игра чисто карточная — есть большая колода и правила. Поначалу Князья кажутся достаточно случайными — вы тянете из колоды карту, что-то строите, что-то используете, нападаете или выкладываете летописи. Затем колода заканчивается, или игрок с более крупным городом играет карту «Татарское нашествие» — и заканчивается уже игра.
Через несколько партий один или два игрока обнаруживают тяготение к накоплению карт — они не строят города. Когда игра подходит к концу, они используют карту «Взять город», и просто забирают выигрыш себе. Следующее прозрение — карта престола, увеличивающая очки в три раза: фактически, с этой картой ты выигрываешь игру. Карты всего две, притом, что последняя отменяет выложенную первой — в результате выигрывает не тот, кто его в принципе построит, а тот, кто придержит до конца. 

Продвинутые игроки начали копить карты и почти ничего не строить. Тут в дело вступили карты со смыслом — отобрать несколько карт соперника себе, или в «сыгранные», а также казавшаяся бесполезной карта «посмотреть карты соперника». Начинает развиваться тактика подготовки к последним раундам — все напряжённо следят за колодой, когда же она подойдёт к концу.

Победить накопительство получилось другой стратегией — выкладывать множество мелких городов и отстраивать их на 1-2 постройки. Ещё одну стратегию взяли на вооружение — играть «Татарское нашествие» где-то в начале игры, получается эдакий блицтурнир на выживание: всё равно все карты не разыграны и не взяты, и есть шанс, что карта передачи города ещё в колоде. 

И тому подобное. В результате мы получаем несколько стратегий развития, исходя из начальных карт — у которых есть приблизительно равные шансы выигрыша, в зависимости даже от самых простейших действий: выложить ли город с одним очком, атаковать в конце игры войсками, сыграть карту летописи — всё это становится одинаково важным. Через 20-30 партий понимаешь, что в игре нет лишних карт и компонент, что любую битву войсками надо продумывать (терять их или нет), и т.п. Игра превращается из того, что поверхностное знакомство может расценить как «пьяницу на тему Руси», в полномасштабную карточную стратегию; в неё, благодаря быстрому старту без понимания тактики, можно завлечь играть любую девочку или даже ребёнка — а в результате получается сложная игра. В которой результат зависит целиком и полностью от игрока.

Напоследок — ссылка, по которой можно ознакомиться с игрой: скачать (18 Мб).
 
 
Дополнение от 26.09.2015: Самим Алексеем Калининым, создателем игры, издана новая версия «Князей» с новым оформлением. Приобрести игру можно здесь.
 
 
 
 
 
 
 
 







Опубликована: 07.07.2010
Просмотров 6060


Оценка(24)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.