Трассы мини-даунхилла начального уровня

Авторы: Григорий Травин, Артур Каралов

Глядя на трассы даунхилла за рубежом, можно подумать, что делаются они исключительно с целью покалечить гонщиков. Мы развеем эти досужие вымыслы, и ты научишься работать с рельефом и строить грамотные препятствия в нужных местах...

 

Кто не любит погонять даунхилл, почувствовать удовлетворение от правильно пройдённых трамплинов и поворотов. Работать над техникой и просто упиваться скоростью. Не секрет, что даунхилл у большинства ассоциируется с горами: Кавказ, Урал, Камчатка... Там всё понятно, сама природа помогает в постройке трасс, есть где развернуться, ну а что же делать жителям равнинных местностей? Спроси у нас, и мы ответим:
"Не отчаиваться! Построй на местных мини-горках трассу мини-даунхилла".

Я ИДУ ИСКАТЬ!

Любой даунхилл начинается с постройки трассы, а точнее, с поиска места для её постройки. Правильно спланированная трасса — это не только удовольствие во время катания, но и совершенствование твоей техники.

При постройке трассы необходимо обращать внимание на грунт, выбирая места с крутыми участками с расчётом на проливной дождь или полную засуху, когда торможение становится наиболее проблематичным из-за плохого сцепления резины. 

Избегай тех мест, где нет выкатов, и сразу после крутой съезжалки будет обрыв, река или огромные валуны. Если обойти стороной такой участок не получается, построй на выкате тормозной буфер в виде виража, чтобы сделать проезд возможным в любых условиях. К тому же, такое место следует снабдить матами и удерживающей сеткой.

При поиске и планировании трассы надо отметить для себя, какие виражи на трассе обязательны, какие необходимы, а какие придадут фан и скорость.

Когда выберешь участок, который подходит по всем параметрам, начни с его облагораживания: повыдирай кусты, траву, убери ненужные камни. Расчищай из расчёта около трёх метров ширины будущей трассы.

ПЛАНИРУЙ, ЗАТЕМ СТРОЙ

Поиск трассы лучше начинать с нижней её точки. Во-первых, если строить трассу сверху, не всегда можно придти к удачному зрелищному финишу. Во-вторых, снизу лучше виден рельеф и альтернативные участки трассы. Трассу желательно планировать таким образом, чтобы можно было максимально сохранять скорость на пологих участках и находить приемлемые места для торможения на крутых. При поиске трассы надо прокладывать траекторию таким образом, чтобы не убивать время на рытьё бесполезных контруклонов, отдавая приоритет уже созданным природой и строить виражи лишь там, где они действительно необходимы. Рельеф будущей трассы нужно видеть под таким углом, чтобы с минимальными изменениями добиться потрясающего результата. Трассу хорошо бы планировать так, чтобы на ней было место и под трамплин и под дропы, съезжалки, ну и, конечно, не забывать, что старт должен быть быстрым и динамичным, а финиш открытым и зрелищным.

ПРИДЕРЖИВАЙСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ:

1. Обязательные и необходимые виражи
Обязательные — это виражи, без которых трасса не едется, или скорость теряется более чем на 70%. Необходимые виражи те, без которых скорость снижается более чем на 50%.

 

2. Препятствия и фановые сооружения
Дропы, трамплины, даблы, виражи, увеличивающие скорость, норт-шоры, гэпы, биг-эйры и прочие гигантские постройки.

 

3. Разметка трассы лентой
При разметке помни, что всё, что не запрещено— разрешено. Старайся так разметить трассу, чтобы не было вопросов даже у самого тупого спортсмена.

 

ВИРАЖИ

Грамотный вираж — неотъемлемая часть любой трассы. Контруклон в нужном месте поможет нарастить скорость или наоборот, сбавить её перед опасным дропом.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРАССЫ

Этому нужно уделить особое внимание. Вся система должна быть логически завязана между собой. Труднее всего строить виражи, они наиболее трудоёмкие и кажутся бесполезными, но правильно построенный вираж по месту удлиняет трассу, делая твои тренировки более продуктивными. Вираж можно построить таким образом, чтобы он обслуживал сразу четыре ритм-секции одновременно. К примеру, служил виражом и приземлением для какого-то из трамплинов, а может, и не для одного, поэтому планировать площадку надо сразу. Со временем могут измениться ритмический рисунок, высота трамплинов, пролёты, но общая планировка, как правило, сохраняется. Когда начнёшь обсуждать трассу со своими друзьями, лучше записывать или зарисовывать все возможные варианты. На следующий день будет проще вспомнить, как именно вы её планировали.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВИРАЖА

 

Если ты хочешь построить вираж для упора, а не просто в качестве мебели, надо придерживаться некоторых последовательных действий. Чтобы точно определить, как именно будет проходить вираж, нужно проехать примерно 5 раз по дуге на максимальной для данных условий скорости и по оставленным на грунте следам прочертить основную линию, которая будет центром виража. 

Для того, чтобы построить упор контруклона, отступи от намеченной траектории на 50-70 см от центра виража. Отметь ещё одну линию (линию края), вдоль которой, на расстоянии примерно 1,5 м, вбивай колья на глубину 50-70 см. Диаметр кольев должен быть около 70-100 мм и длина 1,2-1,5 м. Проще всего их вогнать в землю с помощью кувалды. Они прекрасно выдержат вес земли, камней и гонщика в вираже. Заложи пространство между кольями кустами, досками, деревьями так, чтобы получилась хорошая стена для удержания грунта на высоту 50-70 см. Лишние торчащие палки отпили, чтобы не травмироваться при падениях. Отступив от внешней траектории виража (то есть, от кольев) к внутренней 50-70 см, прочерти ещё одну линию по всей длине контруклона и подели расстояние от кольев до этой линии пополам. Здесь будет проходить основное углубление виража. Чтобы не запутаться в траекториях, прорежь и сними дёрн в средней части виража по всей длине на ширину лопаты и укладывай его по периметру изгороди, с внешней стороны будущего контруклона. Эту ямку следует углубить ещё на штык лопаты, чтобы не размечать дважды. Затем сними дёрн с внешней части от получившейся канавки, тоже на ширину лопаты, и аккуратно сложи с внешней стороны вторым слоем. После, двигаясь по радиусу, сними оставшийся дёрн и равномерно уложи его по радиусу виража до внешней линии. Теперь в средней части виража, там, где ты сделал небольшое углубление, выкопай канавку глубиной 25-30 см. В процессе перемещения земли, накидывай её на верх виража. Ссыпаясь, грунт образует ровную поверхность, которую потом нужно будет утрамбовать.

Такой тип виражей лучше подходит для скоростных участков, либо участков с наклоном, где грунт плохо держится, либо его просто недостаточно, в остальных случаях делается всё то же самое, только без изгороди.

ИНСТРУМЕНТ

ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ХОРОШИХ ВИРАЖЕЙ ПОНАДОБЯТСЯ:
1. Кувалда
2. Ножовка по дереву или бензопила
3. Лопаты 3-4 штуки в зависимости от количества народа.

ДРОПЫ

Дропы бывают сколоченными из досок, сложенными из брёвен, насыпными или природными. Если ты нашел природный дроп, убедись, что его высота соответствует углу приземления.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЙКИ

Трасса мини-даунхилла должна быть максимально насыщена всевозможными препятствиями — медленными техничными съезжалками в сочетании с быстрыми скоростными синглтреками на ограниченном отрезке земли. Ни один мини-даунхилл не сравнится с настоящим даунхиллом, но большое количество разноплановых трасс может подготовить тебя в техническом плане к крутым горам.

ВИДЫ ДРОПОВ

 

Если дроп 40-50 см, то приземление не так важно, так как высота не столь велика. Главное, чтобы был выкат, а то некоторые умельцы прыгают дропы во встречный склон. Помни, чем выше дроп, тем круче необходимо приземление, и если дроп выше 50 см, уже требуется минимальный уклон.
При постройке дропа надо руководствоваться такими параметрами, как скорость, высота, пролёт, приземление. При прыжках с дропа в даунхилле решающим фактором, определяющим пролёт и траекторию полёта, является скорость. Поэтому не стоит строить дроп высотой 1,5 м у самого края приземления. Лучше всего, если при постройке ты будешь придерживаться схемы, описанной ниже.

Если скорость велика, а дроп невысок, то пролёт получится примерно в два-три раза длиннее, чем его высота. Это касается дропов до метра и чуть выше. Если ты решил поставить дроп на перегибе, и скорость высока, то отодвинь его на три высоты от края приземления, если скорость средняя — на две высоты. Если дроп стоит перед перегибом, но сразу после поворота и скорость на него набрать невозможно, его можно отодвинуть на одну высоту. Ну, а если перед дропом крутая съезжалка, а после не менее крутой выкат, то сдвинуть можно и на половину высоты. В любом случае, не стоит ставить дроп на трассе мини-даунхилла на самый край. Если угол дропа образует 90% между вылетом и стенкой вылета (что встречается редко) и после него не очень длинное приземление и есть вероятность придти на плоскость, следует сбить скорость до дропа парой крутых поворотов. Если места для приземления достаточно, в конце выката можно сделать хороший вираж, что придаст трассе больше динамики и заставит гонщиков делать предджампинг для большего контроля после приземления. Если дропы высоки, то проходить их на скорости становится очень опасно. Поэтому надо сбивать скорость перед такими дропами и делать приземление по обстоятельствам.

Приземление по обстоятельствам — приземление без ярко выраженного перегиба, которое плавно перетекает к дропу. Обычно насыпается вылет, плавно перетекающий в приземление.

ТРАМПЛИНЫ

Трамплины обычно строятся в самую последнюю очередь, так как любой трамплин — это больше фан, чем элемент даунхилла.

 

Поиск места под трамплин проходит непосредственно в момент планирования трассы. Иногда трассу можно перенести под место трамплина в ущерб интересной теме, уже присмотренной заранее. Трамплин должен стоять на хорошем скоростном участке, где чего-то не хватает для ощущения скорости, гравитации и самоутверждения. Трамплин должен находиться там, где сам рельеф подсказывает и просто молит о прыжке. Всё остальное, это не трамплины, а препятствия, которые преодолеваешь, максимально проглатывая неровности для максимального контроля над трассой.

Не забывай главное, трамплин строится в последнюю очередь по нескольким причинам.

Например, ты построил трамплин и угрохал на него кучу времени и сил, как вдруг твой энерджайзер сдох.

В итоге, ты имеешь один трамплин без трассы, который не прыгается из-за отсутствия скорости, а трасса не едется из-за отсутствия виражей. Следующая причина — отсутствие представления о скорости на трассе. Гораздо проще построить действующий трамплин на трассе, руководствуясь реальной скоростью, чем построить памятник, который будут все объезжать и со слезами злорадства на глазах вспоминать, как несколько дней ты корячился здесь с лопатой. Поэтому строй трассу, думая о том, как в заключение ты построишь трамплин, придав изюминку.

Для даунхилла больше подходят трамплины с гигантским плавным радиусом. Как правило, они вписываются или, точнее, вгрызаются в тело трассы и требуют минимального объёма работ как на вылете, так и на приземлении.

 

ПРАКТИКА

ПРИЗЕМЛЯЙ ПЛАВНО

Поиск места под трамплин лучше начинать с приземления. Допустим, с выбором места ты определился и нашёл отличное приземление со столом, и не хватает только самого трамплина. 

Теперь надо определиться с размером трамплина. Он должен быть такой, чтобы, разогнавшись на все деньги, без особых сокращений долететь до середины приземления. Как правило, глазомер развивается со временем и опытом, а опыт появляется после большого количества построенных трамплинов. Так как для трамплина важны — скорость, пролёт, уклон, приземление, а на трассе даунхилла они у всех разные, обойдёмся следующими рекомендациями:

Если разогнаться на все деньги по траектории, где будет проходить трамплин, сделать банни-хоп и приземлиться в центр приземления, то трамплин высотой 50 см надо строить примерно в 2-2,5 раза дальше, чем то место, откуда ты сделал свой банни. При этом трамплин должен быть плавным и не кидать вверх, а способствовать твоему стремлению долететь до приземления.



©Mountain Bike №6(24)

Опубликована: 21.05.2012
Просмотров 21331


Оценка(33)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Павел  29.05.2012 11:25  
Спасибо большое!
Antonij  29.05.2012 12:56  
Пожалуйста, Павел! Спасибо и Вам за отзыв!
Саша  13.08.2012 10:46  
Спасибо.Много полезного!
Antonij  13.08.2012 22:46  
Саша Спасибо и Вам за отзыв! В дальнейшем выложу ещё больше материалов по маунтинбайку.
sdffff  25.08.2012 03:09  
круто
Юра  05.01.2014 14:19  
схемы в рукописном виде- самое то, что нужно для понятия перед постройкой и проектировкой своих трасс)
Antonij  06.01.2014 04:08  
Это точно, намного легче создавать, когда есть хотя бы приблизительный набросок, чем просто ни с чем, с одними мыслями в голове 
антон  22.02.2014 21:51  
огромнейшее спасибо,так как мы с другом только начинаем и решили строить свою трассу)было бы круто что б еще прилагались фото с этапами постройки)С-П-А-С-И-Б-О.единая стать в интернете о постройке норм трассы для новичка)
Antonij  23.02.2014 00:30  
Спасибо и вам за отзыв! Успехов в постройке и катании! 
igorkoba89  25.10.2014 01:30  
Огромное спасибо. Все доходчиво и понятно
Antonij  25.10.2014 01:36  
Спасибо и вам за спасибо!