Обзор турбины АОНД «TNT HVLP», часть 1-я

Автор: Антон Матвейчук

1-2-3

 

Вступление.

Проблема качественной отделки своих деревянных изделий встала передо мной, можно сказать, с самого начала работы с деревом.

И кистью можно добиться отличных результатов, не зря многие американские древоделы, как, например, Норм Абрам, автор и ведущий «New Yankee Workshop», в своих учебных видеокурсах обходятся кистью. Правда, как и в любом ремесле и искусстве, качественное покрытие кистью достигается лишь при наличии таких факторов, как качественная кисть, качественные ЛКМ, качественная обработка поверхности перед и во время отделки, опыт и навыки работы. И одно тут не работает без другого, так, я наблюдал немало случаев отделки дерева любителями, у которых были отличные кисти и ЛКМ, и при этом плохое по качеству лакокрасочное покрытие.

Мало того, в случаях отделки небольших изделий и мелочёвки кисть предпочтительней – покрыть ею изделие будет намного быстрее почти при том же результате.

Но при покрытии изделий посерьёзнее и побольше вылезают минусы работы с кистью – большее время на работу, зачастую неравномерное покрытие, причём получение идеально ровной, гладкой как стекло, поверхности занимает очень много времени, порой больше, чем изготовление самого изделия, и очень хлопотно.

Вот тут я и стал задумываться об улучшении покрасочного процесса, чтобы и качество отделываемых поверхностей было лучше, и времени на отделку уходило меньше.

Разумеется, понятно, что распыление лучше ручного нанесения кистью – ровнее покрытие, быстрее процесс при больших площадях покрытия, мало того, производятся и продаются специально созданные для распыления морилки и лаки, которые высыхают в несколько раз быстрее обычных ЛКМ (например, Sayerlack).

Осталось выбрать из того, что предлагает нам рынок. А рынок предлагает немного – бытовые краскопульты, компрессоры и турбины. Причём, по всем этим аппаратам в Рунете практически нет до сих пор какой-нибудь полной информации от пользователей (хвалебные рекламы от продавцов – не в счёт), и приобретать что-либо до сих пор приходится многим на свой страх и риск.

Бытовые краскопульты отмелись мной сразу – как по причине многочисленных негативных отзывов про них (невозможно добиться качественной отделки на поверхностях), так и из-за невозможности поработать с промышленными ЛКМ наподобие Sayerlack’а.

Выбор компрессора оказался для меня, полного ламера в таких вопросах, крайне затруднительным. 

Во-первых, хоть какую-то исчерпывающую информацию по компрессорам трудно найти по той причине, что их владельцы очень неохотно делятся своими впечатлениями по работе и тем более советами, довольствуясь лишь пренебрежительными постами в сторону новичков либо владельцев другого окрасочного оборудования, отличного от компрессоров. Короче, очень много понтов я обнаружил среди «компрессорщиков», и мало дельных слов.

Во-вторых, из того немногого, что мне удалось узнать о компрессорах, оказалось, что качественное покрытие могут обеспечить лишь дорогие (от 8000 руб.) мощные компрессоры, объёмом от 100 литров, и обслуживание их довольно хлопотно – помимо самого компрессора нужно приобретать пистолет, масло, ресиверы и другие дополнительные прибамбасы, к тому же, эти аппараты в сборе занимают много места и неудобны в перемещении, и очень шумны. Очень смутили и сложности с подбором пистолета к компрессору, а также с перепадами воздушного давления, зависящими от напряжения в сети.

В-третьих, мне очень не понравилось то, что при работе с компрессором в помещении возникает большой туман из ЛКМ, что создаёт дополнительные трудности, ведущие к приобретению спецодежды и маски, переоборудованию помещения и вентиляции.

В общем, вслед за электрокраскопультами я отмёл в сторону и компрессоры, не подходящие мне как домашнему мастеру, не имеющему соответствующего помещения и финансовых средств на оснастку оборудования.

Остались так называемые турбины, которыми я очень заинтересовался. 

Эти агрегаты окрасочные низкого давления (так они именуются в своих паспортах, далее я буду называть их по-привычному турбинами) хвалятся тем, что при меньшей по сравнению с компрессорами мощности создают равное воздушное давление при распылении, достаточное для качественной отделки промышленными ЛКМ наподобие Sayerlack’а. О покрытии обычными, бытовыми ЛКМ и говорить нечего ;-) При этом у турбин отсутствует пресловутый туман во время покраски (в интернете легко можно найти рекламные видеоролики, где люди работают с турбиной в брючках и белых рубашечках ;-)), и они очень мобильны, благодаря лёгкому весу и небольшим размерам.

В Рунете к турбинам пока распространено негативное отношение, во многом благодаря отношению тех же «компрессорщиков», основными доводами которых является дешевизна компрессоров перед турбинами и лучшее качество отделки. Самая распространённая фраза «компрессорщиков» - «я компрессором за 5000 лучше покрашу, чем турбиной за 10000!» ;-)

Однако, на мою просьбу привести конкретную модель такого чудо-компрессора (я как раз находился в поисках и был бы рад приобрести подобный чудо-агрегат за такие деньги) никто так и не дал конкретного совета, уходя в общие словеса.
Мало того, при подробном изучении продаваемых компрессоров за цену до 8000 руб. и отзывов их владельцев, я узнал, что такими компрессорами проблематично качественно окрасить большую поверхность, и для достижения хорошего результата приходится докупать дополнительные прибамбасы, наподобие ресиверов и нагнетателей, после чего общие траты на такой компрессор вырастали до 15-20000 руб.

Единственный весомый плюс, который я признаю у компрессоров перед турбинами, - возможность подключения дополнительных пневматических инструментов, таких, как пневмодрель, пневмогвоздезабиватель и так далее. Но и тут есть нюанс – эти инструменты стоят так же, как обычные электрические, которые независимы от компрессора, и которые можно взять в любое место.

Я скажу лишь, что при выборе турбины меня значительно убедило в её пользу изучение американских видеокурсов и журналов по дереву – в США, где очень распространено древоделие на домашнем уровне, турбины очень популярны. Как пример, картинка из «Wood Magazine» за апрель-май 2006, где как раз рассказывают о работе с турбиной.

В отличие от электрокраскопультов и компрессорного оборудования турбины в Москве можно приобрести лишь у двух продавцов – Голдшелла, предлагающего итальянскую турбину RIGO, и Дуайта, предлагающего отечественный АОНД (на самом деле и то, и другое делается теперь в китаях ;-)). Полное отсутствие конкуренции, можно сказать, вследствие чего – очень большая наценка на аппараты (что легко уяснить, стоит только заглянуть на цены забугорных интернет-магазинов и сравнить их с голдшелло-дуайтовскими). 

Так, голдшелловский RIGO в полном комплекте (с краскопультом и со всеми соплами) можно было (на июнь 2010 года) приобрести за 15000 руб., дуайтовский АОНД – за 9000 руб., такие цены мне озвучили при телефонном разговоре.
Надо сказать, для меня сумма немалая, тем более при отсутствии более-менее полной информации про эти аппараты в Рунете. Поэтому я лет десять не решался их приобрести, лишь почитывая соответствующую тему про RIGO на форуме Мастерового, да заглядывая на сайты продавцов.

И вот, подустав от многочисленных хлопот при работе с кистью и накопив денег, я решил, наконец, приобрести турбину.

Поначалу я хотел приобрести RIGO, начитавшись положительных отзывов о нём в упомянутой теме, но крайне скупая информация о RIGO на сайте Голдшелла, и более активная позиция Дуайта при более дешёвой цене на их АОНД, вдобавок их слова о том, что RIGO в последнее время не тот, что раньше, так как его производство перенесли из Италии в Китай, и качество аппарата из-за этого резко упало, склонили меня на сторону АОНД.

Покупка.

Итак, с деньгами в кармане я поехал в «Дуайт», располагающийся на 5-ой Парковой, 46. Впервой найти их офис очень трудно – никаких вывесок и указателей ни на улице, ни даже в здании, в котором они находятся. Нашёл я их, только зайдя в боковой вход здания и обратившись к охраннику.

Располагается «Дуайт» на втором этаже, я побывал в двух кабинетах – демонстрационном, где можно ознакомиться с продаваемой продукцией, пощупать и повертеть её в руках, и руководителя, руководившей, собственно, процессом продажи ;-) Заправляют бизнесом симпатичные пышной комплекции женщины, вполне разбирающиеся в том, что продают, и в том, как надо продавать ;-) Так, минут десять они пытались продать мне АОНД тысяч за 25, но, после моего отказа и ссылок на RIGO, «чудесным» образом пошли на «скидку», и в итоге я приобрёл у них по обычным ценам сам АОНД «TNT HVLP» (10700 руб.), 

в комплект которого входит сама турбина, пластиковый пистолет с литровым бачком и соплами на 1 и 1,5мм, вискозиметр ВЗ-3, 4,6-метровый воздуховод, ключ и инструкция (подробнее технические параметры и комплектацию можно рассмотреть на фотографиях ниже);

стандартный вискозиметр ВЗ-4 (300 руб.), так как именно для ВЗ-4, а не ВЗ-3 изначально производители ЛКМ указывают нужную вязкость (почему не кладут ВЗ-4 в АОНД вместо ненужного ВЗ-3, непонятно – похоже, опять пресловутые маркетинговые подлячки),

И краскопульт MRI с установленным соплом на 2,5 мм (4250 руб.), а также к нему сопла на 1,3 и 1,7 мм по 300 руб. Итого я затратил на всё про всё 15850 рублей (напомню, цены на июнь 2010 года). Не факт, что Вы сможете у них приобрести аналогичный комплект за те же деньги – так, я на днях слышал, что АОНД сейчас стоит 12000 руб., хотя времени прошло всего ничего (написано в начале сентября того же года).

Вы спросите, зачем я купил второй краскопульт, и будете не одиноки, продавщицы тоже уверяли меня, что пистолета АОНД с его соплами на 1 и 1,5 мм мне будет вполне достаточно. 
Но, во-первых, я вычитал в интернете, что ЛКМ Sayerlack очень критичны к соплам, и чем их больше, тем легче подобрать оптимальный режим отделки. А с АОНДом такой нюанс, что сопла у него меняются вместе с иглами, и их в наличии только два – 1 и 1,5 мм. Других в продаже нет и, похоже, не планируется. С краскопультом же MRI я не только докупил недостающие для полного комплекта сопла (в паспорте они именуются форсунками), но и обеспечил себе перспективу более простой в будущем замены и докупки сопел. В MRI они заменяются легко, на одну постоянную иглу.

А во-вторых, как утверждают специалисты, два краскопульта удобнее иметь, типа, один для лаков, другой для морилок.
Траты, конечно, немалые, но сопоставимые с ценами на компрессорное оборудование, и даже в чём-то получается дешевле.

Знакомство.

 Итак, привёз я агрегат домой, разложил и стал любоваться. Что же мы видим?

Ну, что мы видим, понятно по фотографии ;-) Многих смущает дизайн турбины, какой-то он поначалу кондовый кажется. Но, во-первых, взгляните на американские турбины,

(фотографии из американских журналов 2009 года), они вообще дизайном не блещут, и, во-вторых, дальнейшая практика показала, что на самом деле форма АОНДа очень удобна – в круглую нишу можно вставлять пистолет, за карман сзади наматывать сетевой кабель, в кармашек спереди убирать ключ и форсунки, в углублении ручки фиксировать шланг, и всё это дело очень удобно переносить куда потребуется.

Базовый краскопульт в сборе очень прост, деталей немного, его сборка-разборка не вызывает никаких затруднений.

Краскопультом MRI я ещё не пользовался, выглядит он, конечно, основательнее и покрасивее базового.

Напоследок взрыв-схема АОНДа из инструкции, может, кому-нибудь понадобится для полного уяснения картины ;-)

Первая работа (кладовка – антисептик Сенеж)

Итак, пора опробовать новинку в деле. И тут очень кстати подвернулась строящаяся сейчас кладовка – её нужно было покрыть антисептиком Сенеж. И пачкаться не надо, и понять, как работать с агрегатом, можно.

Размеры кладовки – 2,5 на 4 метра, высота – 2,5 метра, нужно было обработать в три слоя Сенежем с обеих сторон все стены, крышу и пол. Для этого я использовал базовый пистолет, поставил форсунку на 1,5мм. Впечатления от работы были только положительные! Антисептик наносится АОНДом намного быстрее, чем кистью, и от процесса получаешь чистое удовольствие!

Прочистка пистолета после работы не составила никаких проблем – я промыл все детальки водой, и порядок. Видео работы с Сенежем можно посмотреть ниже.

 

 

В общем, всю кладовку я обработал за два дня – в первый день два слоя утром и вечером, на каждый слой ушло где-то час-полтора, и на второй день последний слой.
Надо отметить, что в инструкции рекомендуется режим работы 40 минут, перерыв 20 минут, и рекомендуется ставить турбину на возвышении (например, табуретку).
Также при подборе форсунок и вязкости ЛКМ нужно ориентироваться на приведённые в инструкциях сведения.

Кстати, обратили внимание – даже в инструкции АОНДа указывается вязкость для ВЗ-4. Какого фига тогда в комплекте ВЗ-3 – тем более непонятно.

 

 

1-2-3

Перейти ко 2-ой странице



Опубликована: 17.09.2010
Просмотров 12702


Оценка(22)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.