История пасочницы и её символика

Автор: Антон Матвейчук

15.06.2010


 

Каждый год весь христианский мир празднует великий праздник Пасхи. Каждый элемент праздничного стола — это символ, а три составляющих — крашеные яйца, куличи и творожная пасха стали традиционными в православных странах. Именно православие в современном христианстве является хранителем традиций пасхального празднества, как в духовном, так и в кулинарном смысле.

 

Пасхальный стол, если смотреть на него с гурманской точки зрения, довольно беден: крашеные яйца, кулич, да сладкая творожная масса. Если же посмотреть на праздничный стол взглядом человека, постившегося 40 дней и соблюдавшего строгие православные правила воздержания, то эти три блюда будут пиром. И зачастую так и выходит, ведь приготовленный из лучших компонентов кулич с пасхой из свежайшего творога и с ароматным чаем повергает постившегося в кулинарное наслаждение, которое, однако, нельзя назвать чревоугодием.

 

Этот аскетичный пир и есть основа православного отношения к празднику Пасхи, где важно не количество, а качество и символичность пищи. Хотя Великий пост и завершён, мясные и жирные блюда по-прежнему не приветствуются, чтобы не разрушить светлый настрой верующих, создававшийся в течение 40 постных дней.

 


 

Обычай красить яйца на Пасху идёт, вероятней всего, от легенды о проповеди Марии Магдалины. Когда Мария появилась перед императором Рима Тиберием и рассказала о Воскрешении Иисуса Христа, тот рассмеялся и сказал, что верит в это так же, как и в то, что лежащее перед ним куриное яйцо покраснеет. Через мгновение яйцо стало красным. Это чудесное превращение обычного яйца в красное среди верующих считается доказательством божественной силы. В память об этом на Пасху красят куриные яйца. По другим версиям, яйцо – это символ новой жизни, чудесного превращения, и даже модель Вселенной.
 

 

Кулич, по сути своей — хлеб, который символизирует пищу во всех смыслах. Праздничный пасхальный кулич, конечно же, далёк от чёрного хлеба и являет собой вкусный пирог, скорее похожий на кекс. Часто куличи делают с изюмом и творогом. Кулич изготавливается из самых лучших продуктов. Он должен быть по-настоящему праздничным и сильно отличаться от обычной будничной пищи. На куличах выкладывают тестом или пишут иным способом две буквы — ХВ, что значит «Христос Воскресе!»
 

 

Творожная масса или пасха — ещё один элемент праздничного стола. По церковно-славянски она называется «млеко огустевшее». На боковых её сторонах изображается крест и буквы «ХВ». Пасха является символом Гроба Господня. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принёс Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала.

 

 

Крест и буквы «ХВ» указывают на то, что Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей. В прошлом веке иногда пасхальный стол украшался ягнёнком, приготовленным из сахара или масла (впрочем, в некоторых местностях было принято подавать на стол и настоящего жареного ягнёнка).

 

Есть версии, что творожные массы, как и сам творог, — это одно из древнейших сакральных кушаний, связанное с плодородием и поклонением божествам плодородия. Множественные ритуалы древности (весенний обряд приветствия земли, первая вспашка поля) проводились с применением творога и других молочных продуктов, что имело символическое значение.

 

Творог — больше, чем пища; это лучшее, что есть в молоке, его суть, самое питательное и полезное для человека. А протёртый творог, да ещё и с сахаром и с самым лучшим сливочным маслом – это наивысший дар природы. Для простого человека в прошлом такая роскошная пища была доступна только раз в году, поэтому делалась очень долго и из самых лучших продуктов.

 

С принятием христианства традиции постепенно видоизменились, и значение символа потерялось в языческом прошлом. Осталось главное — на Пасху, на самый важный в христианстве праздник, делались угощения с особой тщательностью и любовью. Творожные пасхи освящались в церквях и имели суть «благословенной» пищи.

 

До 18 века творожные массы были неплотными и делались даже не из творога. Скорее это было кислое молоко, которое собиралось всей деревней и сбраживалось. Начиная с 18 века для изготовления пасхи использовали твёрдый творог, сливки или сливочное масло, яйца, сметану и сахар. Кроме этого допускалось включать в пасху орехи, цукаты, изюм и пряности — самые дорогие заморские продукты.

 

Первоначально пасхи имели вид усечённой пирамиды. Кроме того, что это является символом Голгофы, усечённая пирамида ещё и сильнейший древний символ стремления к совершенству. Почти во всех древнейших культурах существуют постройки, имеющие вид усечённой пирамиды. Даже легендарные египетские пирамиды первоначально имели усечённую форму. Согласно многим научным, ненаучным, религиозным и мистическим теориям, такая форма концентрирует энергию, а в православном значении — благодать Божью.
 


 

К сожалению, какие-либо данные о возникновении пасочницы отсутствуют, но, учитывая, что пасхи первоначально имели вид усечённой пирамиды, можно предположить, что форму творогу либо «млеку огустевшему» придавали не только вручную, но и с помощью вначале простых деревянных дощечек, скреплённых между собой, и уж затем, при дальнейшем использовании, эти дощечки стали украшаться вначале простыми, а потом более сложными резными рисунками. Следовательно, как сама пасха, так и пасочница применялась уже в глубокой древности.
 


 

При изготовлении пасочниц используется древесина лиственных пород — липа, берёза, осина. Использование других пород, таких, как недорогая сосна или престижный дуб, может пойти во вред пасхе, внося смоляной либо дубильный привкус в творог (хотя я встречал пасочницы, изготовленные из сосны, а в наше время многие так вообще делают подобия пасочниц из фанеры и ДСП, но это уже можно назвать извращением).

 

Ныне также распространены пластмассовые пасочницы, функционально они позволяют спрессовать творог и получить требуемую форму усечённой пирамиды, но штамповочный плоский рисунок у таких форм придаёт пасхе суррогатный вид. Да и вкус пасхи, полученной из деревянной пасочницы, отличается в лучшую сторону от пластмассовой, и, уж тем более, от просто выдержанной в миске творожной массы.
 


 

В зависимости от мастера пасочницы стали различаться по виду скрепления сторонок, так, сторонки собираются с помощью вырезанных уголков, или пазов-шипов, или просверленных отверстий и вставляемых в них деревянных палочек, или даже металлических петелек (да-да! В последнее время на просторах интернета попалась мне фотография такой пасочницы :-)).
 


 

Как правило, в определённых местностях изготавливались пасочницы одного вида, пошедшего от первоначальной, сделанной первым мастером. Рисунки резьбы также отличались, где-то общие линии резьбы были острыми и аскетично-суровыми, лишь кратко обозначающими символику праздника, а где-то — округлыми и нарядными, щедро усыпавшими всю поверхность сторонок.
 


 

Скорее всего, пасочницы на Руси вырезались мастерами-резчиками пряничных досок, ведь между пасочницей и пряничной доской — резной формой, в которой выпекались пряники, много общего в изготовлении и стиле резьбы. А пряники на Руси были очень распространены, они десятками пудов развозились по ярмаркам, порой на очень большие расстояния, использовались во многих религиозных и бытовых обрядах и праздниках, и очень ценились по своему рисунку, который зависел от резьбы на пряничной доске.
 


 

Как и пряничные доски, пасочницы вырезались для употребления в своей семье, на заказ и для продажи на ярмарках. Через ярмарки и при посредничестве купцов они попадали в самые отдалённые уголки страны. 

 

Резьба досок требовала от мастера большого искусства. Вначале по заранее намеченному рисунку на возможную глубину прорезались контурные линии всех деталей будущего изображения. Затем мастер приступал к заглублению рельефа. Впалые места выбирались на небольшую глубину сразу по всей поверхности доски, после чего выполнялось новое заглубление отдельных деталей.

 

Процесс повторялся до тех пор, пока не был достигнут нужный уровень глубины всего изображения. Этим обеспечивались обязательная для формы чёткость линий и равномерность перепадов рельефа на каждом участке декорируемой поверхности. Особенно кропотливым и сложным был процесс выполнения резцом надписи на доске — она делается в обратном направлении: её зеркальное отражение. Зато на самой пасхе она становилась правильной. Так же вырезались и цифры. При этом вся резьба должна быть открытой, без сложных углублений, чтобы творог при разборке пасочницы легко отходил от формы.

 

Пасочницы имели порядочную ценность. На них существовала своя мода: пекари-кондитеры перебивали друг друга новыми манерами рисунка и резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Вновь выдуманный рисунок ценился дорого по тогдашнему времени, и первый, приобретший пасочницу, конкурировал перед другим.

 

Перед революцией пасочницы широко использовались не только в семьях, но и в кондитерских заведениях, где перед Пасхой готовили десятки, а то и сотни пасох на продажу.

 

Об этом свидетельствует великий русский писатель Иван Шмелёв в своей замечательной книге «Лето Господне»:
 


 

«Горкин поправляет пасочницы. Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку.

— Домой помирать поеду, кто тебе резать будет? Пока жив, учись. Гляди вот, винограды сейчас пойдут...

Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает «священный крест», иродово копье и лесенку — на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки — X. В. Замирая от радости, я смотрю. Старенькие у него руки, в жилках.

— Учись святому делу. Это голубок, Дух-Свят. Я тебе, погоди, заветную вырежу пасочку. Будешь Горкина поминать. И ложечку тебе вырежу... Станешь щи хлебать - глядишь, и вспомнишь.

У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решётке. Золотистые червячки падают на блюдо, — совсем живые! Протирают все, в пять решёт: пасох нам надо много. Для нас — самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом — для гостей, парадная, ещё «маленькая» пасха, две людям, и ещё — бедным родственникам. Для народа, человек на двести, делает Воронин под присмотром Василь-Василича, и плотники помогают делать. Печёт Воронин и куличи народу».

 

 

Рисунки резьбы пасочниц могли быть самыми разнообразными, единственное, обязательно должен быть крест, и рисунки должны соответствовать пасхальной и вообще православной символике.

 

А уж православная символика настолько широка, что даёт большущий простор при создании рисунков для пасочниц. Рисунки могли быть как сразу понятными — изображения креста с орудиями страстей, голубя — Святого Духа, храмов и куполов, ангелов, так и глубоко символичными, требующими знания библейских событий и символики.

 

Это, как правило изображения растений — виноградной лозы, символизирующей то Господа, подающего себя в причастии, состоящем из вина и хлеба, то семь таинств Церкви, обозначенных в семи виноградинках лозы, это изображения разнообразных листочков и кустов, отсылающих нас то к терновому кусту — неопалимой купине, одному из древних прообразов Пресвятой Богородицы, то к райскому Дереву Жизни, это и изображение лестницы, обозначающей то наше стремление ко спасению, то также Пресвятую Богородицу, через которую, как по лестнице, сошёл на землю Господь наш Иисус Христос, это и рисунок корабля, который может быть и Ноевым ковчегом, и вообще кораблём житейским на волнах бытия, а то и Церковью, чьим древним символом является корабль.

 

И, черпая новые рисунки из своего знания христианской символики, либо копируя уже существующие, мастер вырезал их на сторонках пасочницы.

 

Как любое деревянное изделие, пасочница также требовала своей защиты от преждевременной порчи, особенно в виду обращения с творогом. Как правило, дощечки пропитывали растительным маслом, предпочтительно льняным, предварительно нагретым для лучшего пропитывания в древесину.

 

Былые мастера настолько качественно вырезали свои пасочницы, что и в наши времена ими пользуются по назначению, — я сам видел и держал в руках такую, полуторастолетнюю пасочницу, уже почерневшую и сильно покоробившуюся от времени, но до сих пор используемую хозяйкой по назначению. Резное украшение той пасочницы, глубокое, нарядное и щедрое, восхищает и приводит в восторг. Чего, к сожалению, не скажешь о современных, изготовленных поточным конвейерным способом, деревянных либо пластмассовых пасочницах, с парой примитивнейших однотипных рисунков.

 

Если пряничные доски, к сожалению, безвозвратно сгинули в прошлое, пылясь на музейных полках, и лишь немногие энтузиасты пытаются возродить искусство ручных печатных пряников, то пасочницы, несмотря на десятилетия упадка духовности и культуры страны и благодаря мастерам, старающимся поддерживать русские народные традиции, продолжают жить и служить своим хозяевам и хозяюшкам, радуя их вкусными, стройными и нарядными, радостными и щедро украшенными пасхами — обрядовыми блюдами великого праздника Воскресения Христова — Пасхи.
 


 


При написании статьи использовались материалы с сайтов:
http://www.gotovim.ru/library/obryady/paskha/paskha_paskha.shtml,
http://www.kedem.ru/various/20090417-paskha/,
http://ricolor.org/history/hr/byt/pryanic/,
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0c303c5-04c7-48de-bf99-06d7193826a1/doska_prjanichnaja_opis.htm.
 
 
 
 
 
Опубликована: 15.06.2010
Просмотров 22398


Оценка(39)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.