Автор: Антон Матвейчук
В обзоре выставки матрёшек я упомянул о двух красивейших наличниках светёлок. Мне удалось сфотографировать их вблизи во всех деталях. Посмотрим же, как устроена конструкция наличников.
Начнём с первого шедевра. Это наличник окна светёлки из Поволжья, датируется XIX веком. Поразительно, но вся эта шикарная резьба выполнена по сосне. Причём сосна высшего качества, мелкослойная и без сучков.
Треугольный фронтон наличника очень сложной формы, с центральной резной нишей в виде кокошника.
Свесы фронтона украшены резными вставками, верхними подзорами с вырезанными «шашечками» и нижними досками-карнизами с резьбой по кромке.
Под фронтоном идёт прямолинейный горизонтальный фризовый пояс, украшенный резными вставками и повторяющий выступы и нишу фронтона. Резные боковые вставки полностью симметричны по рисунку.
Центральное очелье повторяет по рисунку резьбу ниши фронтона, только здесь солнечный орнамент более богат, трансформируясь в цветок.
Хорошо видно, как с помощью резных вставок образованы выступы.
Вид на навершие наличника сбоку и снизу. Верхние резные концы стоек вставлены в доски-карнизы с помощью шипов.
Хорошо видна собранная на шипах основная рама наличника, и выходящий из подоконной доски-полочки шип стойки.
Резьба верха стойки поближе.
Резьба низа стойки поближе.
Вид на наличник сбоку. По символике наличник невероятно духовно насыщен — в навершии явно прослеживается образ Рая: в нише фронтона семилучевое Солнце славы, увенчанное ореолом-кокошником; фризовый пояс под фронтоном украшен по бокам райскими птицами, держащими в клювах виноградные веточки, а пышный цветочный бутон в центре намекает на древо жизни.
Украшенные витой резьбой столбики символизируют спадающую с небес на землю воду, и здесь значение воды многообразно — от воды в буквальном смысле, питающей землю и плоды земные, до Воды жизни, напояющей жаждущих истины.
Нижняя доска наличника украшена вписанными в прямоугольники резными крестовидными цветами. Прямолинейный рисунок нижней доски, разделённой на прямоугольные «поля», символизирует землю, украшенную цветами. Невероятно гармоничный как по композиции, так и по значению наличник!
Второй наличник также от окна светёлки, из Владимирской губернии, XIX век. По всей видимости, здесь не хватает треугольного фронтона, как у первого наличника.
Здесь резьба и конструкция отличаются от первого наличника — в оформлении навершия отсутствует нижняя доска-карниз, но плоскорельефная резьба вставки имитирует наличие карниза. Также отсутствует рама как основа наличника, такое ощущение, что элементы наличника прикреплялись непосредственно к избе.
Резная центральная ниша.
Вид на фризовый пояс навершия сбоку.
Здесь, в отличие от первого наличника, подоконная доска отсутствует, нижняя резная доска просто прибита к нижним концам стоек. Стойки представляют собой выточенные колонны.
Такая же красивая плоскорельефная резьба, как и в навершии. В центральном пустом прямоугольнике нижней доски, скорее всего, судя по отметинам, был вырезан год строительства дома или изготовления наличника.
Вид на наличник сбоку. Благодаря точёным колоннам наличник приобретает античные черты.
Символика этого наличника имеет чёткий евангельский смысл: по бокам фризового пояса птицы с веточками в клювах (символ и Святого Духа, и Благой Вести (в память о голубе, принесшем веточку с земли Ною)), в центре навершия цветок из двенадцати лепестков (Господь Иисус Христос и двенадцать апостолов), цветок вписан в круг, окружённый четырьмя завитками (Господь Иисус Христос и четыре Евангелиста). Нижняя доска украшена львами — символами опять же Спасителя.
Невероятный по духовному символизму и по красоте резьбы наличник!