Поездка в Иерусалим в феврале 2018 года, часть 2

 

12 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20


Часть 2


Храм Гроба Господня


Храм Гроба Господня

 

И вот мы, наконец, в Храме Гроба Господня! Из-за него мы сюда и прилетели, ведь Храм Гроба Господня — Святая Святых для всех христиан всего мира. Здесь был распят и воскрес Господь наш Иисус Христос, сюда вот уже 2000 с лишним лет идут поклониться паломники, вокруг этой Святыни сосредоточены святые места, связанные с жизнью Господа Иисуса. В принципе, можно уже больше ничего не посещать и никуда не идти, уже в самом Храме Гроба Господня — средоточие и выражение христианской веры.


Понятно, что нельзя утверждать, что именно на этом пятачке была Голгофа, а вот здесь — Гроб Господень. Иерусалим несколько раз разрушался до земли, и несколько раз строился заново, поэтому святыни Святой Земли носят для меня больше символический характер, чем научно-археологический.


Условность расположения мест Евангельских событий не отменяет того факта, что здесь подвизались святые пророки, что по этой земле ходил, проповедовал, был распят и воскрес Господь наш Иисус Христос, что здесь жила Его Матерь Богородица Мария, что отсюда святые апостолы направились проповедовать Евангелие всему миру, и что в течение двух тысячелетий Святой Земле приезжали поклониться, а то и подвизались здесь сонмы святых подвижников и подвижниц. Даже если здесь и камня на камне не останется, и после этого Израильская земля не перестанет быть святой.


Как хорошо написано в книге Носенко Татьяны про Иерусалим, это несоответствие современных религиозных святых мест и научных данных нисколько не умаляет значения религиозных реликвий. Как сказал русский поэт П. А. Вяземский в 1849 г.: «Скептицизм оспаривающий и неуместная историческая критика, опровергающая святые предания, — в этом деле наука бесплодная. Но и дополнительные сведения, коими путешественники силятся будто подкрепить святость и истину Евангелия, не только излишни, но более вредны, чем полезны. Зачем призывать суеверие там, где вера может согласоваться с истиною убеждения?»


Ведущиеся с конца XIX в. комплексные исследовательские работы по изучению истории главной христианской святыни не могут, конечно, ни подтвердить, ни опровергнуть библейский рассказ. Однако археологические раскопки в самом храме и в его окрестностях показали, что ко времени событий, описанных в Евангелиях, здесь, на месте давно заброшенной каменоломни, вполне мог располагаться сад.


Поблизости на 5–6 метров над поверхностью возвышалась скала Голгофа, которая могла, по мнению ряда учёных, служить местом казней. На склонах карьера в пещерах-усыпальницах по иудейскому обычаю совершались захоронения. Одна из таких гробниц, вырезанная из скальной породы, и стала Гробом Господним.


Другая похожая пещера сохранилась в сирийском приделе храма Гроба Господня, в ней, согласно христианской традиции, находятся гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима.


Эти и другие найденные археологами поблизости скальные гробницы раннеримского периода являются свидетельством того, что вся площадка, как и описано в Евангелиях, располагалась за городской стеной: ведь и иудеи, и римляне строго соблюдали запрет на захоронения в черте города.


А вот что пишет о Храме Гроба Господня путеводитель 2007 года: «Главная святыня всех верующих в Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего в мир «грешныя спасти», — храмовое сооружение, уникальное во многих отношениях.


Имеющее два названия — Храм Воскресения Христова, принятое в восточной традиции, и Храм Гроба Господня, более известное на Западе, — оно вмещает в себе священные места, где произошли два важнейших евангельских события: Распятие Иисуса на горе Голгофе и Его чудесное Воскресение в скальной гробнице.


При посещении Храма осознаёшь, что Голгофа и Гробница Христа, находящаяся в Кувуклии, расположены в нескольких шагах друг от друга. В Храме также находится место Обретения Креста Господня.


Действительно ли здесь умер и был погребён Христос? Очень вероятно. В начале I в. здесь была покинутая каменоломня. В её западной стене были вырублены гробницы. Эти скудные археологические факты, по крайней мере, совпадают с тем, что говорится в Евангелии: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен» (Ин., 19:41).


Подтверждается такая локализация и традицией Иерусалимской общины, которая проводила здесь литургические собрания вплоть до 66 г.


Как архитектурный ансамбль уникален Храм и тем, что вмещает в себе весьма сложный участок рельефа, при первоначальном строительстве сильно изменённый. Некогда вершина невысокой Голгофы венчала холм Гареб, выступая из него подобно своду черепа (отсюда и её арамейское название, обозначающее «череп»). В доевангельские времена в этом районе была каменоломня, позднее, к началу новой эры, превращённая в пригородный сад.


При строительстве христианского Храма в IV веке холм был частично срыт, Голгофа превращена в мощную «колонну», или «столп». Также был срыт и большой участок склона, где, подобно пещере, была устроена Гробница, в которую был положен Христос после Распятия. Так изначальный рельеф, при взгляде на который, можно было бы яснее представить себе картину происходивших событий, был принесён в жертву величественному строительному плану обустройства святых мест.


Современный Храм Воскресения представляет собой настоящий храмовый «город», объединяющий в своих стенах «территории» разных христианских конфессий. В их числе Греческая Православная, Римская Католическая, Армянская Апостольская, Коптская и Сирийская (Яковитская) Церкви.


Главенствующая роль принадлежит греческой Церкви, владеющей наиболее важными участками. Храм вмещает в себя несколько внутренних храмов-часовен, действующие монастыри, множество вспомогательных помещений, галереи, подвалы и ряд других служб, а также усыпальницу франкских королей Иерусалима.


Конфессии, владеющие участками Храма, строго соблюдают границы своих владений и регламентируют свои действия. Фактически Храм, как и мир, оказался разделённым на «государства», ревностно оберегающие свои пределы и права и порой вступающих между собою в конфликты.


Нельзя при этом забывать, что сам участок земли под Храмом уже много веков находится в собственности двух мусульманских родов, отчего и пошла традиция ежедневного «приёма-сдачи» ключей от входа в Храм. В наши дни по утрам священнослужители получают ключи из рук представителя рода Нусейбе, а вечером сдают обратно.


Сложившийся между конфессиями и утверждённый договорами статус-кво стал результатом сложных исторических процессов. Сама история Храма вмещает в себя историю утверждения на земле Церкви Христовой, её побед и поражений».


Сначала мы встали в очередь в Кувуклию (в переводе с греческого — покой, опочивальня), чтобы поклониться Гробу Господню, затем поднялись и поклонились Голгофе, потом обошли весь храм, осматриваясь и впитывая увиденное глазами и душой, и затем уже я достал фотоаппарат и читалку с закачанным в неё путеводителем, чтобы сфотографировать всё на память и прочитать про те места, которым мы поклонились. Вход и фотографирование в Храме Гроба Господня, как и во многих других местах, бесплатные.


Фасад храма и дворик перед ним, часовни по обе стороны двора и колокольня слева у входа сохранились до наших дней от крестоносцев.


001
Двор Храма — «Атриум»


002
План Храма Гроба Господня


003
Вид на фасад Храма Гроба Господня сбоку


004
Вид на фасад Храма снизу


005
Резьба колонн у входа в Храм


006
Старинные, выщербленные веками двери Храма


Вот что пишет иеромонах Арсений про Камень Помазания: «Близ Голгофы находится лежащий на небольшом возвышении продолговатый жёлто-розоватого цвета камень миропомазания, длиною 11 четвертей, шириною 14 вершков, обставленный огромной величины подсвечниками и теплящимися над ним матовыми лампадами: это тот самый камень, на который пречистое тело Господне, по снятии с креста, Иосифом с Никодимом возложено было, помазано миром, обвито плащаницею и положено в гроб».


Современный путеводитель пишет так: «Традиция поклоняться месту Помазания была привнесена в Храм крестоносцами. Нынешняя плита установлена в 1810 году. На каменном обрамлении по-гречески вырезан тропарь св. Иосифу Аримафейскому. Камень Помазания ежедневно умащивают розовым маслом с благовониями. Справа от камня у входа в придел Адама на белом мраморе высечены стихи Евангелия от Иоанна (Ин. 19:38-40)».


007
Вид сверху на Камень Помазания, находящийся при входе


008
Греческая перегородка за Камнем Помазания. Монограмма ТФ значит Ταφος Φεο, т.е. Гроб Господень, и говорит о принадлежности к Иерусалимскому Патриархату.


А это иеромонах Арсений пишет про Капеллу Трёх Марий: «Близ камня миропомазания, в левой стороне, изображён мраморный круг на полу, ограждённый железным решетчатым колпаком и освещаемый лампадою сверху; на сем месте стояла Пресвятая Дева Богоматерь, когда, по снятии со креста пречистого тела Сына Ея и Бога, помазывали оное миром и благовонными мастями и обвивали плащаницею».


Более ранний киворий был заменён на современный в 1960 году. Стену за ним украшает большое мозаичное панно, изображающее Распятие Господа.


И ещё про это место из путеводителя 2007 года: «Место, непосредственно связанное с часом Распятия Иисуса Христа и отмеченное мраморной часовней, сооружённой на круглом камне, находится в стороне от Голгофы, внизу, в 12 метрах левее Камня Помазания.


По преданию, на этом месте при Распятии стояли, скорбя в числе других, верных учению Христову, три женщины: «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф, 27:55-56). Часовня принадлежит Армянской Апостольской Церкви».


009
Капелла Трёх Марий, слева от Камня Помазания


010
Очень красивая икона Богородицы по пути к Кувуклии


011
Мраморный крест у иконы Богородицы


012
Резьба иконы поближе


Очень интересно описывает Кувуклию иеромонах Арсений в своей книге: «Среди обширного храма Воскресения, под высоким его куполом устроена часовня, или малая церковь, а по-гречески кувуклия, обложенная жёлтым мрамором, с разнообразными украшениями по стенам и куполом посредине. Образована она из природной скалы и заключает неоценённое сокровище христиан — живоносный гроб Христов.


При входе в кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники и множество лампад вне и внутри кувуклии, число коих в праздники увеличивается. Кувуклия разделена на два отделения: первое именуется приделом Ангела, благовестника радостного воскресения Христова; оное в длину и ширину около 5-ти аршин; на средине его стоит мраморная ваза, в которую вложена часть от того камня, который Ангел отвалил от дверей гроба.

 

048


Низкий и узкий вход, вышиною 7 четвертей, шириною 4 четверти, ведёт в пещеру гроба Господня, которая тоже мала, длиною и шириною около 3-х аршин, так что три человека, не более, могут стоять пред гробом. Три стороны его прислонены к скале, а четвёртая открыта и обложена мрамором; верх покрывает тоже мраморная доска, как бы разделённая посредине. Над св. гробом поставлена икона, изображающая воскресшего Христа, Победителя смерти и ада. В придел Ангела и из оного в пещеру гроба Господня входят без обуви, по уважению к святому месту (Сейчас уже не снимают обувь — А. М.).


Верхняя доска на гробе Господнем служит во время литургии престолом и жертвенником, а при служении патриарха полагается на неё серебряная доска. Гроб Господень длины 11 четвертей, вышины 15 вершков; но то не вся вышина его, ибо он углублен. Он украшен множеством лампад, подсвечников, а также вазами с цветами. Сзади кувуклии находится небольшая коптская часовня, в коей совершается богослужение по воскресным дням».


013
Кувуклия. На очередь уходит около часа — отличная возможность помолиться, отрешиться от мирской суеты и со спокойным сердцем поклониться Гробу Господню.


014
Ротонда над Кувуклией


015
Сзади к Кувуклии пристроена Коптская капелла. Внутри несколько красивых икон и подсвечник, рядом с которым сидит коптский монах.


016
Коптская капелла сбоку. Коптский монах запрещает фотографировать капеллу.


017
Стена Кувуклии сбоку, с лампадами и двумя окошками слева, через которые патриарх выдаёт на Пасху Благодатный огонь.


018
Протёртая временем стена Кувуклии. Видно, что щели между плинтусами аккуратно подмазаны мастикой, и на этом и остановились. Т.е. не стали щепетильно реставрировать — чисто, аккуратно? Ок, так и оставим. О чём я и подметил вначале.


019
Фрагмент старинного подсвечника у входа в Кувуклию


020
Вход в Кувуклию


021
Иконы и лампады у входа в Кувуклию


К сожалению, внутри Кувуклии не разрешают фотографировать, чтобы не замедлять поток жаждущих приложиться к Святыне. Но отличные фотографии Придела Ангела и Гробницы Христа вполне можно найти в интернете.


После Кувуклии поднимаемся по узенькой крутой лестнице к Голгофе, чтобы поклониться Кресту Христову. Очередь к Голгофе обычно продвигается около часа. Кто-то просто стоит, некоторые молятся на коленях.


022
Общий вид на Голгофу


023
Встаём в очередь к Голгофе. Прямо впереди — католическая Голгофа. Она примечательна алтарём, подаренным герцогом Медичи в XVI веке.


Католический алтарь Stabat Mater, Стояния Богоматери, расположен на Голгофе между православным и католическим престолами. Им отмечено место, где по преданию, Богородица Мария стояла при Распятии Сына.


Над алтарём возвышается деревянная статуя Богоматери Скорбящей, подаренная в 1778 году королевой Португалии и привезённая из Лиссабона. Меч пронзает сердце Святой Богородицы, символизируя пророчество Симеона Праведного: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк, 2:35).


Вокруг статуи можно видеть множество ювелирных украшений, пожертвованных паломниками.


024
Stabat Mater


Вот что пишет о Голгофе времён царской России иеромонах Арсений: «Вступив во храм Воскресения Христова, вправо от св. врат и камня миропомазания, по мраморной лестнице 28-ю ступенями входим на св. гору Голгофу.


Алтарь и престол Голгофские открыты, как бы в знамение призвания всего мира в Церковь Христову. На возвышенном мраморном помосте стоит величественное во весь рост распятие Христово. Открытый престол Голгофский осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был животворящий крест Господень; отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нём изображением страстей Христовых; к этому месту, припадая благоговейно, поклонники со страхом и любовию прикладываются.


В правой стороне престола Голгофского видна глубокая трещина, сделавшаяся во время бывшего землетрясения и распадения камней, когда Богочеловек испустил дух Свой на кресте; камни, расторгшиеся не по слоям их, а поперёк, ясно показывают необычайность события.


Позади Распятия и престола сделан иконостас, с изображением страстей Христовых; иконы украшены серебропозлащёнными ризами, стены и своды расписаны, несколько богатых лампад, неугасимо горящих, довершают украшение святилища Голгофского.


В правой стороне оного находится отделённая аркою латинская церковь, на том месте, где, по преданию, пригвождали Господа ко кресту. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади креста Христа Спасителя, обозначены чёрными кругами на мраморном помосте Голгофы».


Необычно и волнительно, прочитав всё это, видеть вживую Голгофу без изменений, точно такой же, как видели её паломники и подвижники страшного XX-го века.


025
Православная Голгофа. Примечательно, что почти все идут мимо католической Голгофы и прикладываются именно к православной.


026
Под плитой и под стеклом часть горы Голгофы.


027
Искусно украшенное «небо» Голгофы.


028
Кафедра с иконами апостолов в Голгофе


Затем возвращаемся к Кувуклии и за ней заходим в Сирийскую капеллу, в которой находятся могилы Иосифа Аримафейского и Никодима.


Иеромонах Арсений пишет о них: «Отсюда направим путь наш на западную часть храма Воскресения, в придел Сириан, где показывают гробы Иосифа и Никодима, приснопамятных учеников Господа Иисуса. Гробы их иссечены в природной скале; и так как недалеко отстоят от гроба Господня, то вероятно заключались в одной цельной скале, разъединённой впоследствии при устроении храма».


029
Престол в Сирийской капелле


030
Резьба навершия


031
Вход к могилам Иосифа Аримафейского и Никодима


032
Светильник


033
Могилы Иосифа Аримафейского и Никодима


И обходим вокруг по Храму.


034
Капелла Марии Магдалины. Католики считают, что здесь Господь явился по Воскресении св. Марии Магдалине.


035
Перекрещённые руки — знак францисканских монахов.


036
Вид на орган Капеллы Марии Магдалины из Аркады Девы


По пути не пропускаю мимо рукотворные шедевры — следы благоговейного творчества в дереве, камне и металле.


037
Резная дверь


038
Фрагмент резного дверного наличника


039
Фрагмент ажурной кованой решётки


040
Резная тумба


041
Резная ажурная дверь с резным порталом


042
Искусное навершие с крестом и павлинами


043
Искусно отделанная филёнками дверь


044
Каменный пол Храма, исхоженный за века ногами паломников.


Проходим мимо Капелл Св. Лонгина и Ризоразделения к Церкви Святой Елены.


045
Капелла Св. Лонгина


046
Резное навершие Капеллы Св. Лонгина


047
Капелла Ризоразделения


048
Фрагмент резьбы алтаря Капеллы Ризоразделения


1— 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20


Перейти на следующую страницу
Перейти на предыдущую страницу
Перейти в Поездки

Опубликована: 12 Апреля
Просмотров 288


Оценка(4)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.