1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20
Часть 3
Храм Гроба Господня, окончание
Александровское Подворье
Храм Гроба Господня, окончание
Спускаемся по лестнице мимо знаменитых крестов пилигримов в Церковь Святой Елены. Вот что пишет про храм иеромонах Арсений: «От сего места сход по 28 ступеням в подземную армянскую церковь, из коей ещё 12 ступеней ведут в подземелье, где св. Еленою обретён был животворящий крест Господень в 326 г. по Р. X. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол.
В этом подземелье видны огромные камни природной скалы, в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время страстей Христовых. Здесь же устроен католический престол и вверху видно окно в скале, из которого, по преданию, св. царица Елена смотрела на работавших при откапывании креста Господня, который врагами Его глубоко был засыпан.
Тут же указывают каменное ложе, наподобие кресел, на котором сидела св. царица. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой «юдолию мертвых», куда повергали тела распятых с крестами их; туда же низринут был и крест Христов, a впоследствии засыпан землёю, камнями и всяким сором».
Перламутровая подвеска для лампад
Резной киот на алтаре Церкви Святой Елены
Из Церкви Святой Елены спускаемся в Капеллу Обретения Креста.
Поднимаемся из Церкви Святой Елены и заходим в Капеллу Адама. Иеромонах Арсений пишет про неё: «Сойдя с Голгофы, входим в придел, устроенный под Голгофскою церковию во имя св. Иоанна, Крестителя Господня; за престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимо теплящейся лампады, видно продолжение Голгофской трещины; здесь, по общему на Востоке преданию, погребена глава праотца нашего Адама. Где было начало смерти, там последовало и начало жизни. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1 Коринф. 15, 22). Посему и место сие называется краниево, или лобное. В обычай вошло с древних времен, в воспоминание сего предания, изображать под крестом череп головы Адамовой. В притворе сего придела со входа, по преданию, погребён священник Бога Вышнего Мельхиседек, царь Салимский».
Капелла Адама. В окошке видна часть горы Голгофы.
Вид на Камень Помазания из Капеллы Адама
Из Капеллы Адама идём в центр Храма, огороженный греческими перегородками — Кафоликон. По утрам Кафоликон может быть закрыт на уборку.
Из-за совместного владения храмом трёх главных христианских общин: православной, католической и армянской и нескольких перестроек храм окончательно приобрёл те странно дисгармоничные черты, которые до сих пор приводят в недоумение искушённых путешественников, знакомых с европейскими образцами высокой религиозной архитектуры.
Помимо того что новые постройки уступали по искусности исполнения предыдущим вариантам, греки перегородили внутреннее пространство храма двумя стенами на севере и на юге. Православные амбиции были удовлетворены созданием внутри храма отдельного православного придела, именуемого Кафоликон. Но стройность средневековой конструкции, в которой свет из купола, возведенного крестоносцами, смешивался со светом из купола византийской ротонды, буквально заливая все пространство, была безвозвратно утрачена.
Искажённый перестройкой внешний вид величайшей христианской святыни глубоко разочаровывал многих путешественников в XIX в. Н. В. Берг писал: «Взгляните вверх, окиньте взором стены под куполом и немного ниже: если вы даже не архитектор (который сразу, при входе, озадачен уже варварским разрушением гармонии во всех частях), вы всё-таки заметите несимметрическое расположение окон, нишей; присутствие каких-то странных балкончиков с железными решетками, непостижимых отверстий, галерей, чего не видывали и во сне люди, приглашённые царем Константином воздвигнуть базилику над Гробом Господним».
Перегородка со стороны Кувуклии
Находящийся посреди Кафоликона небольшой мраморный пьедестал с навершием в виде полусферы символизирует центр мира, Пуп Земли (по-гречески — Омфалос), место, где, согласно преданию, свершилось спасение человечества после грехопадения.
Русский паломник, игумен Даниил, посетивший Иерусалим в начале XII века, писал: «Здесь за алтарём находится Пуп Земли, над ним создан свод, а наверху изображен мозаикой Христос, и сделана надпись: «Се пядию моею измерих небо и землю».
Находится Омфалос на одинаковом расстоянии от Голгофы, Гроба Господня и от алтаря Кафоликона.
На левой перегородке Кафоликона несколько красивых старинных икон. Я сфотографировал каждую отдельно.
Не оставил я без внимания весьма искусные троны патриархов, сиденья и аналои.
Выходя из Храма, обратил внимание на скромную кафедру и резного ангелочка на дверном наличнике.
Во дворе Храма мой глаз художника выхватывает ещё шедевры мастерства.
Вход в монастырь прав. Авраама
Вход в монастырь «Малая Гефсимания»
В этом видео отлично показано, как менялся Храм Гроба Господня в разные эпохи.
Иерусалим — город кошек. Они везде, во дворах, в храмах, на рынке, среди кустов и деревьев. Иерусалимские кошки сытые, пушистые и довольные, при этом каждая живёт на своей территории и на чужую не заходит. Во многих местах заботливыми руками оставлены миски с едой для кошек.
Довольная кошка нежится в лучах солнца во дворе Храма.
А вот бездомных собак нет совсем. Собаки есть лишь домашние, и то очень мало. Их выгуливают на коротких поводках, часто с намордниками, если собака нагадит на тротуар, хозяин убирает за ней.
Александровское Подворье
Из Храма Гроба Господня зашли в Александровское Подворье, которое находится тут же рядом.
Вход в Александровское Подворье
Сразу после входа царские апартаменты.
Проходим мимо прилавка и стенда с совсем мизерным ассортиментом товаров, книжек и сувениров в Храм Святого Александра Невского.
Иконостас храма св. Александра Невского
Вид на храм сбоку. Посередине церкви оставлено массивное основание столба времён крестоносцев.
Между окнами, повторяя их размер и форму, висят иконы иконописца В. Пасхина. Под окнами — 18 картин художника Н. А. Кошелева с изображением Страстей Господних.
Резной аналой перед иконостасом
Из храма спустились вниз, поклониться Распятию Христову и посмотреть на византийскую старину.
Арка храма Воскресения, IV век.
Модель каркаса купола Храма Гроба Господня
Перед Распятием лежит под стеклом каменная плита, которая, по предположениям археологов, служила порогом ворот на торговой улице римского города. Тем не менее, здесь этот обломок прошлого хранится как величайшая реликвия. В пантеоне иерусалимских святынь христианства он известен как Порог Судных Врат и считается порогом тех ворот, через которые Иисус вышел на Голгофу.
Из Александровского Подворья идём к Стене Плача.
1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20
Перейти на следующую страницу
Перейти на предыдущую страницу
Перейти в Поездки