Поездка в Иерусалим в феврале 2018 года, часть 3

 

1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20


Часть 3


Храм Гроба Господня, окончание
Александровское Подворье

Храм Гроба Господня, окончание

 

Спускаемся по лестнице мимо знаменитых крестов пилигримов в Церковь Святой Елены. Вот что пишет про храм иеромонах Арсений: «От сего места сход по 28 ступеням в подземную армянскую церковь, из коей ещё 12 ступеней ведут в подземелье, где св. Еленою обретён был животворящий крест Господень в 326 г. по Р. X. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол.


В этом подземелье видны огромные камни природной скалы, в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время страстей Христовых. Здесь же устроен католический престол и вверху видно окно в скале, из которого, по преданию, св. царица Елена смотрела на работавших при откапывании креста Господня, который врагами Его глубоко был засыпан.


Тут же указывают каменное ложе, наподобие кресел, на котором сидела св. царица. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой «юдолию мертвых», куда повергали тела распятых с крестами их; туда же низринут был и крест Христов, a впоследствии засыпан землёю, камнями и всяким сором».


001
Лестница пилигримов


002
Кресты пилигримов


003
Алтарь Церкви Святой Елены


004
Церковь Святой Елены сбоку


005
Перламутровая подвеска для лампад


006
Резной киот на алтаре Церкви Святой Елены


007
Кованая дверь и аналой


008
Резной белокаменный крест


009
Фрагмент резного креста


010
Резные ворота


011
Фрагмент резных ворот


Из Церкви Святой Елены спускаемся в Капеллу Обретения Креста.


012
Капелла Обретения Креста


Поднимаемся из Церкви Святой Елены и заходим в Капеллу Адама. Иеромонах Арсений пишет про неё: «Сойдя с Голгофы, входим в придел, устроенный под Голгофскою церковию во имя св. Иоанна, Крестителя Господня; за престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимо теплящейся лампады, видно продолжение Голгофской трещины; здесь, по общему на Востоке преданию, погребена глава праотца нашего Адама. Где было начало смерти, там последовало и начало жизни. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1 Коринф. 15, 22). Посему и место сие называется краниево, или лобное. В обычай вошло с древних времен, в воспоминание сего предания, изображать под крестом череп головы Адамовой. В притворе сего придела со входа, по преданию, погребён священник Бога Вышнего Мельхиседек, царь Салимский».


013
Белокаменная резьба


014
Старинный подсвечник


015
Капелла Адама. В окошке видна часть горы Голгофы.


016
Фонарь в Капелле Адама


017
Вид на Камень Помазания из Капеллы Адама

 

Из Капеллы Адама идём в центр Храма, огороженный греческими перегородками — Кафоликон. По утрам Кафоликон может быть закрыт на уборку.


Из-за совместного владения храмом трёх главных христианских общин: православной, католической и армянской и нескольких перестроек храм окончательно приобрёл те странно дисгармоничные черты, которые до сих пор приводят в недоумение искушённых путешественников, знакомых с европейскими образцами высокой религиозной архитектуры.


Помимо того что новые постройки уступали по искусности исполнения предыдущим вариантам, греки перегородили внутреннее пространство храма двумя стенами на севере и на юге. Православные амбиции были удовлетворены созданием внутри храма отдельного православного придела, именуемого Кафоликон. Но стройность средневековой конструкции, в которой свет из купола, возведенного крестоносцами, смешивался со светом из купола византийской ротонды, буквально заливая все пространство, была безвозвратно утрачена.


Искажённый перестройкой внешний вид величайшей христианской святыни глубоко разочаровывал многих путешественников в XIX в. Н. В. Берг писал: «Взгляните вверх, окиньте взором стены под куполом и немного ниже: если вы даже не архитектор (который сразу, при входе, озадачен уже варварским разрушением гармонии во всех частях), вы всё-таки заметите несимметрическое расположение окон, нишей; присутствие каких-то странных балкончиков с железными решетками, непостижимых отверстий, галерей, чего не видывали и во сне люди, приглашённые царем Константином воздвигнуть базилику над Гробом Господним».


018
Иконостас Кафоликона


019
Правая перегородка Кафоликона


020
Перегородка со стороны Кувуклии


021
Купол Кафоликона


Находящийся посреди Кафоликона небольшой мраморный пьедестал с навершием в виде полусферы символизирует центр мира, Пуп Земли (по-гречески — Омфалос), место, где, согласно преданию, свершилось спасение человечества после грехопадения.


Русский паломник, игумен Даниил, посетивший Иерусалим в начале XII века, писал: «Здесь за алтарём находится Пуп Земли, над ним создан свод, а наверху изображен мозаикой Христос, и сделана надпись: «Се пядию моею измерих небо и землю».


Находится Омфалос на одинаковом расстоянии от Голгофы, Гроба Господня и от алтаря Кафоликона.


022
Ларец перед Омфалосом


023
Омфалос


На левой перегородке Кафоликона несколько красивых старинных икон. Я сфотографировал каждую отдельно.


024


025


026


027


028


Не оставил я без внимания весьма искусные троны патриархов, сиденья и аналои.


029


030


031


Выходя из Храма, обратил внимание на скромную кафедру и резного ангелочка на дверном наличнике.


032


033


Во дворе Храма мой глаз художника выхватывает ещё шедевры мастерства.


034
Вход в монастырь прав. Авраама


035


036


037
Вход в монастырь «Малая Гефсимания»


В этом видео отлично показано, как менялся Храм Гроба Господня в разные эпохи.

 


Иерусалим — город кошек. Они везде, во дворах, в храмах, на рынке, среди кустов и деревьев. Иерусалимские кошки сытые, пушистые и довольные, при этом каждая живёт на своей территории и на чужую не заходит. Во многих местах заботливыми руками оставлены миски с едой для кошек.


038
Довольная кошка нежится в лучах солнца во дворе Храма.


А вот бездомных собак нет совсем. Собаки есть лишь домашние, и то очень мало. Их выгуливают на коротких поводках, часто с намордниками, если собака нагадит на тротуар, хозяин убирает за ней.


Александровское Подворье

 

Из Храма Гроба Господня зашли в Александровское Подворье, которое находится тут же рядом.


039
Вход в Александровское Подворье


040
Сразу после входа царские апартаменты.


Проходим мимо прилавка и стенда с совсем мизерным ассортиментом товаров, книжек и сувениров в Храм Святого Александра Невского.


041


042
Иконостас храма св. Александра Невского


043
Вид на храм сбоку. Посередине церкви оставлено массивное основание столба времён крестоносцев.


044
Между окнами, повторяя их размер и форму, висят иконы иконописца В. Пасхина. Под окнами — 18 картин художника Н. А. Кошелева с изображением Страстей Господних.


045
Резной аналой перед иконостасом


046
Резной аналой у стены


047
Архиерейский трон


Из храма спустились вниз, поклониться Распятию Христову и посмотреть на византийскую старину.


048
Арка храма Воскресения, IV век.


049
Модель каркаса купола Храма Гроба Господня


Перед Распятием лежит под стеклом каменная плита, которая, по предположениям археологов, служила порогом ворот на торговой улице римского города. Тем не менее, здесь этот обломок прошлого хранится как величайшая реликвия. В пантеоне иерусалимских святынь христианства он известен как Порог Судных Врат и считается порогом тех ворот, через которые Иисус вышел на Голгофу.


050
Распятие Христово


051
Одна из икон


052
Роспись в нижнем зале.


053
Одна из икон


Из Александровского Подворья идём к Стене Плача.


1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20


Перейти на следующую страницу
Перейти на предыдущую страницу
Перейти в Поездки

Опубликована: 13 Апреля
Просмотров 169


Оценка(5)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.