1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20
Часть 8
По улицам св. Марка и Хабад
Сионские ворота
Гора Сион
Гробница Пророка и Псалмопевца Давида
Горница Тайной Вечери и Сошествия Св. Духа на Апостолов
Церковь Успения (Дормицион)
По улицам св. Марка и Хабад
На гору Сион мы пошли через улицы св. Марка и Хабад.
Условный маршрут от Храма Гроба Господня до горы Сион
Забавные рожицы у водосточных труб
Велосипедист на улочке Старого Города
Забавная рожица на доме Старого Города
Иерусалимские кошки и велосипеды
И здесь моя мама не пропустила без внимания канализационные люки, удивительно разнообразные за границей.
На этом люке есть фразы на русском.
Сионские ворота
Буквально 10 минут, и мы у Сионских ворот.
Сионские ворота изнутри Старого Города
Напольная мозаика у Сионских ворот
Гора Сион
В иудейской и христианской традициях гора Сион – духовный символ великой высоты. Иносказательно «Сионом» именуется сама Церковь. «Дщерью Сионовой» именуют и сам город Иерусалим.
Говоря о Сионе, великие пророки часто обозначают Царство Божие во всей его полноте, на земле и на небесах. По слову пророка Исаии, в Сион придут искупленные Господа (Ис., 35:10). Сион представляется местом жительства Бога на небесах, местом высочайшего откровения славы Его (Евр., 12:22). Из Сиона придёт спасение Израилю (Пс., 8:7; Пс., 52:7).
Согласно христианской традиции, здесь находилась Сионская горница, место Тайной Вечери. После Вознесения Христова, в день Пятидесятницы, в Сионской Горнице на апостолов сошёл Дух Святой. В этом же доме, стоявшем на горе Сион, провела последние годы жизни Пресвятая Богородица, и здесь же совершилось её святое Успение. Этому событию посвящён один из самых значимых в архитектурном плане храмов Иерусалима – церковь Успения (Дормицион).
Святыни горы Сион начинаются практически сразу от Сионских ворот. Всё рядом в шаговой доступности. Во все святые места Сиона вход свободный и везде можно фотографировать.
Интересный факт: расположенные как будто бы в разных концах гробница Давида, являющаяся ныне иудейской святыней, и Горница Тайной вечери — христианская святыня на самом деле являются частями одного здания.
В построенной крестоносцами церкви на первом этапе поклонялись гробнице царя Давида, а на втором — с таким же благоговением чтили память о последней трапезе Иисуса и божественных явлениях, происшедших вслед за его Воскресением.
В архитектуре Горницы Тайной вечери, как её называют русские православные, или комнаты таинств, как когда-то называли этот зал франки, как будто отразились все перипетии иерусалимской истории. О христианском происхождении этого помещения напоминают стрельчатые готические арки да маленькая деталь колонны у лестницы, ведущей в нижний этаж: она украшена капителью с изображением пеликана, кормящего своё потомство собственной плотью. Этот характерный для эпохи крестоносцев образ, видимо, считался наилучшим воплощением слов Иисуса, сказанных им за последней трапезой.
Вот что пишет о горе Сион времён царской России иеромонах Арсений: «На Сионе драгоценнейшая сердцу христиан святыня, это — Сионская горница, или дом Тайной Вечери.
На южной стороне Сионской горы, на самом высоком месте, находится в настоящее время группа зданий, и между ними турецкая мечеть — «Неби Даут» (гроб Давида). В этих зданиях указывают место той Евангельской горницы, где Господь наш Иисус Христос праздновал в последний раз с учениками Своими обрядную иудейскую пасху, и, совершив Тайную Вечерю, установил на ней святейшее таинство Евхаристии, умыв пред этим ноги Своим ученикам.
Впрочем, основываясь на свидетельстве Пророка Неемии (3, 15. 16), можем думать, что во всяком случае гроб Давидов находится в недрах Сиона.
Возле горницы Сионской показывают развалины дома св. Апостола Иоанна Богослова, в коем Пресвятая Дева Богоматерь пребывала, по завещанию Божественного Сына Своего, до дня преславного Её переселения на небо».
Вот что написано о святынях горы Сион в современных путеводителях: «Находящаяся на горе Сион так называемая «Сионская горница» – одна из важнейших святынь христианского мира. Она почитается наравне с Храмом Воскресения Христова в Иерусалиме, церковью Рождества Христова в Вифлееме и базиликой Благовещения в Назарете.
Согласно преданию, на месте, где ныне расположено здание с «Сионской горницей», находился дом, в одной из комнат которого произошла Тайная Вечеря: была приготовлена пасха для Иисуса и Его учеников.
Позднее в этой же комнате воскресший Иисус являлся Своим ученикам, когда они тайно собирались за запертыми дверями.
Наконец, в Пятидесятницу (50-й день после Пасхи празднуется евреями как день дарования народу Закона на горе Синай), когда апостолы вновь собрались в Сионской Горнице, «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян., 2:2-4).
Сионскую горницу нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики и преёмники совершали Божественную литургию.
Наконец, согласно преданию, в этом же доме провела свои последние годы Пресвятая Богородица.
Традицию, утверждающую, что именно здесь проходила Тайная Вечеря, нельзя признать достоверной. Первые утверждения, относившие Тайную Вечерю к этому месту, засвидетельствованы в V в., и, по всей видимости, они уходят корнями в более древнюю традицию располагать здесь место Схождения Духа Святого на апостолов.
Давид, безусловно, был похоронен в своём городе на восточном холме («И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» — 3 Цар., 2:10). Однако в византийский период царь Давид и апостол Иаков (как иудейский и христианский основатели Иерусалима) стали особо почитаться в церкви на горе Сион. Считалось, что здесь располагается гробница Давида, а гробница Иакова – в армянском соборе.
В 1928 году мусульмане создали михраб — молельную нишу, указывающую направление на Мекку, — и на втором этаже, то есть непосредственно в Сионской горнице.
После образования государства Израиль и Войны за независимость 1948 года здание было отобрано у мусульманской общины, и теперь Сионская горница принадлежит Министерству туризма Израиля, а нижние залы с гробницей царя Давида отданы под синагогу. Следует отметить, что доступ в Сионскую горницу остаётся свободным и бесплатным.
Здание Сионской горницы в наши дни представляет собой двухэтажное строение, возведённое в XIV веке мастерами с острова Кипр под патронатом францисканского ордена. В целом здесь сохранился готический стиль эпохи постройки. Верхнее помещение (15,3 х 9,4 м), посвящённое Тайной Вечере, разделено тремя колоннами на два симметричных нефа. В восточной части помещения находится капелла Сошествия Святого Духа, в неё ведёт лестница из восьми ступеней.
Нижнее помещение здания разделено на две части, одна из которых посвящена Умовению Христом ног Апостолов, а другая — Явлениям воскресшего Христа Апостолам.
Важно отметить, что в этом же комплексе средневековых сооружений при крестоносцах был установлен кенотаф (пустая, символическая гробница), посвящённый царю Давиду и в своё время ставший в качестве гробницы Давида одной из важнейших иудейских святынь».
Гробница Пророка и Псалмопевца Давида
Сначала мы пошли к гробнице Пророка и Псалмопевца Давида.
Площадь Пророка Давида с видом на Церковь Успения (Дормицион)
Статуя Пророка Давида. Сейчас (апрель 2018 г.) её убрали по настояниям иудеев.
Вход в Гробницу Пророка Давида
Как и у Стены Плача, помещение в Гробнице разделено на мужскую и женскую половины.
Горница Тайной Вечери и Сошествия Св. Духа на Апостолов
Из Гробницы Пророка Давида мы пошли в Горницу Тайной Вечери и Сошествия Святого Духа на Апостолов. Это скромный зал с часовней Сошествия Св. Духа и старинными колоннами, поддерживающими своды.
Общий вид Горницы. Слева у выхода — Часовня Сошествия Св. Духа.
Обнявшиеся голубки на Часовне Сошествия Св. Духа — очень символично!
Резные пеликаны на капители одной из колонн Часовни.
Вид на мусульманский михраб — нишу для молитв в сторону Мекки.
Одно из витражных окон Горницы
Иностранные туристы возносят молитву на святом месте.
Из Сионской Горницы мы поднялись было на обзорную площадку, но тут сдох аккумулятор нашего фотоаппарата. Вместо того, чтобы поставить аккумулятор на зарядку заранее, я понадеялся на полный индикатор зарядки.
Сбылся мой неоднократный страшный сон, в котором я собираюсь в поездку за границу, упаковываю вещи, выезжаю и только на месте обнаруживаю, что забыл самое главное — фотоаппарат!
Но всё к лучшему — возвращаемся в отель, и пока аккумулятор заряжается, перекусываем, передыхаем, мама переодевается в накануне купленную за 30 шекелей лёгкую курточку — потеплело, и в зимнем пальто ей уже тяжело, и идём обратно на гору Сион.
Церковь Успения (Дормицион)
Существует церковное предание, согласно которому Пресвятая Богородица провела последние годы своей жизни в том же доме, где находилась Сионская горница, место Тайной Вечери.
В византийской базилике Святой Сион, построенной в конце IV–V веков, находился каменный одр, который считался местом Успения Девы Марии. Северный неф базилики Пресвятой Марии горы Сион, возведённой крестоносцами, был посвящен Успению. Церковь была полностью разрушена в 1219 году по приказу султана Малика аль-Муатема, и это место пустовало вплоть до 1898 года, когда католическое Германское общество Святой Земли приобрело его при посредничестве императора Вильгельма II.
При строительстве церкви, первый камень которой был заложен самим императором, был принят проект главного архитектора города Кельна Генриха Ренарда, фактически повторявший план каролингского собора в Ахене.
Строительством руководил монах Бенедиктинского ордена Маурициус Гислер, которому также принадлежит эскиз богатой напольной мозаики ротонды. Церковь Успения была освящена в 1908 году. На этом же участке расположено бенедиктинское аббатство.
Нужно признать, что, несмотря на смешение различных архитектурных стилей, церковь выглядит весьма оригинальным, гармоничным и монументальным сооружением — одним из главных ориентиров Старого Иерусалима.
Считается, что план церкви сообразен плану Ротонды в Храме Воскресения Христова. В нём сочетаются также элементы, характерные для византийских базилик, с архитектурной стилистикой эпохи мамлюкских султанов. Многие видят в колокольне церкви «копию» минарета.
Главная святыня церкви — крипта, где, по преданию, находился одр, на котором почила в Бозе Пресвятая Богородица. На этом месте установлена статуя Девы Марии, почивающей на одре (работа о. Симона по эскизу командора Радбора), выполненная из вишнёвого дерева и слоновой кости. Статую покрывает балдахин, на куполе которого изображен Христос.
Главный алтарь, посвящённый Успению Богородицы, выполнен румынскими мастерами в традициях православной иконописи.
Под алтарём находится деталь византийской колонны — живая память о некогда величественной церкви Святой Сион.
Главным украшением церкви признана великолепная напольная мозаика, выполненная Бернардом Гауэром по эскизам о. Гислера. В центре изображены три сплетённых кольца, символизирующие Пресвятую Троицу. Исходящие из них лучи проходят через кольца, с именами пророков, евангелистов и 12 апостолов. Внешний круг составляют знаки Зодиака, символизирующие установленный Творцом порядок вещей. Здесь также выложена цитата из Книги Притчей Соломоновых о Премудрости Божией:
«От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, чем водружены были горы, прежде холмов…» (Прит., 8:23-25).
Апсида церкви, в свою очередь, украшена мозаикой, созданной по эскизу аббата Бенедиктинского ордена о. Радбора и изображающей Богоматерь Царицу Небесную.
Помимо центрального алтаря, в церкви, у стен находятся ещё шесть алтарей различных религиозных общин. Это капелла святого Иоанна Крестителя, построенная в 1910 году германскими рыцарями Мальтийского ордена, капелла, построенная в 1910 году общиной Кельна и посвящённая Трём Волхвам, капелла святого Иосифа, подаренная Мальтийским орденом Силезии, капелла святого Виллибальда, построенная в 1932 году Баварским паломническим обществом, капелла святого Бенедикта, сооружённая в 1945 году монахами-бенедиктинцами, и алтарь святого Бонифация, сооружённый в 1962 году Людвигом Бауром из Вестфалии.
Кроме того, в церкви есть ещё шесть алтарей, посвящённых апостолам и представляющих государства, которые пожертвовали средства на строительство церкви – США, Бразилии, Венесуэлы, Венгрии, Австрии и Кот-д’Ивуар.
На колокольне установлен флюгер в виде петуха, который напоминает о сказанных Петру словах Иисуса: «…истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды». (Ин., 13:38). Считается, что пропел он именно с этого места.
В 1948 году, во время Войны за независимость, а затем во время Шестидневной войны 1967 года церковь сильно пострадала от бомбардировок, и в ней проводились большие реставрационные работы.
Идём в Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
В храме Успения Богородицы сначала спускаемся вниз, к статуе Божией Матери.
Сень над статуей Божией Матери
Вокруг сени со статуей Девы Марии расположены искусно сделанные престолы разных стран и церквей.
От престолов подхожу к алтарной части храма и его боковым приделам.
Поднимаемся в основной храм.
Вид на центральную часть храма
Левая стена с алтарями разных стран и церквей
Напоследок детально сфотографировал наиболее искусные, на мой взгляд, алтарные приделы.
Мозаичное панно св. Иоанна Крестителя
Католическая пристенная чаша со святой водой при выходе из храма
Скульптурная шишечка при выходе из храма
Из храма мы пошли в церковный магазин. Здесь же рядом есть кафе.
1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20
Перейти на следующую страницу
Перейти на предыдущую страницу
Перейти в Поездки