Поездка в Иерусалим в феврале 2018 года, часть 10

 

1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20


Часть 10


Вифезда
Храм Св. Анны при Вифезде
Львиные ворота
Идём обратно в отель
Идём на Елеонскую гору

Вифезда

 

На территории католического монастыря «Белого братства» всё ещё хорошо различимы развалины известного водного резервуара, оказавшегося теперь на несколько метров ниже уровня современного города.


Об этом бассейне повествуют евангелисты: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда…». Поскольку уровень воды в бассейне то поднимался, то опускался, то вокруг него «…лежало великое множество больных… ожидающих движения воды». В первом веке, таким образом, ещё одной функцией иерусалимской воды было её целебное воздействие.


Вот что пишет про Вифезду времён царской России иеромонах Арсений: «Возле Гефсиманских ворот видны развалины церкви Богоотец Иоакима и Анны, бывшей на месте их дома; в том доме, по преданию, родилась преблагословенная их дщерь.


Против развалин этой церкви, у самых Гефсиманских ворот, находится упоминаемая в св. Евангелии овчая купель, названная так может быть потому, что в ней обмывали овец и других животных пред тем, как их приносили в жертву. Водоём этот вырыт был по повелению царя Соломона, и окружён пятью обширными притворами по благовестию св. Евангелиста Иоанна Богослова, сюда в известное время сходил Ангел Господень и возмущал воду, и кто первый по возмущении воды входил в купель, тот получал совершенное исцеление от всех болезней, какими бы одержим он не был.


На еврейском языке купель эта называется Вифезда, что в переводе означает дом милосердия».


Входим на территорию Вифезды.


001
Вход к Вифезде


Покупаем билеты по 10 шекелей, вместе с билетом дают буклеты про Вифезду на русском. Проходим к Вифезде мимо благоустроенного сада и храма св. Анны, матери Пресвятой Богородицы.


002
Продажа билетов на Вифезду


003
Сад при Вифезде


Вифезда представляет собой огромный археологический парк с раскопками самой купальни Вифезды и построенных здесь позднее храмов. Фотографировать и ходить везде можно без ограничений.


004
Спускаемся к цистерне с водой


005
Вид на колонны от византийских храмов


006
Спуск в цистерну с водой


007
Цистерна с водой. Мама хотела набрать воду, но я не стал — смутила мутность воды и мусор в ней.


008
Вид на те самые купальни, куда спускали болящих.


009
Идём на обзорную площадку.


010
Вид на базилику Св. Анны и остатки византийского храма


011
Вид на храм Св. Анны


012
Вид на Вифезду сверху


Мы хотели взять камешек с Вифезды на память, но здесь всё оказалось вычищено, приклеено и подмазано до блеска. Лишь в одном укромном уголке удалось найти отдельно лежащий камешек, который мы и взяли с собой.


Храм Св. Анны при Вифезде


С Вифезды мы пошли в базилику Св. Анны. Про этот храм Татьяна Носенко пишет: «Недалеко от восточного входа в Старый город, у Овчих ворот, или ворот Св. Стефана, сохранился один из самых замечательных памятников эпохи крестоносцев — церковь Св. Анны.


Её строгие и несколько тяжеловесные очертания дают хорошее представление об архитектурном стиле, принесённом рыцарями Креста на Святую Землю. Вполне вероятно, что примерно так выглядел бы и храм Гроба Господня, если бы вдруг исчезли все теснящиеся вокруг него постройки и открылись бы его четыре стены. Ведь даже украшения над входом в церковь Св. Анны совершенно совпадают с каменным орнаментом фасадной части главного храма.


Церковь Св. Анны — это ещё одно свидетельство вековой преемственности священных иерусалимских традиций. Она возвышается рядом с тем местом, где когда-то стоял византийский храм в честь Рождества Девы Марии. Византийцы называли его «церковь Марии, рождённой здесь», а крестоносцы выбрали имя Св. Анны, которая, в соответствии с раннехристианским апокрифическим Первоевангелием Иакова, была матерью Пресвятой Девы.


Её муж Иоаким, как об этом повествует древний текст, пребывал в молениях в пустыне, а Анна находилась в Иерусалиме, когда они оба получили Божественное откровение о том, что у них должно родиться дитя особого предназначения.


Так появилась в Иерусалиме не упомянутая в новозаветных книгах, но глубоко почитаемая христианами святыня — дом Св. Отцов Анны и Иоакима. Церковь Св. Анны была возведена над древнеиудейским жилищем, напоминающим пещеру и до сих пор бережно сохраняемом в церковной крипте как место рождения — по католической версии — Девы Марии».


У храма предельно аскетичное внутреннее оформление, лишь голые стены, при этом отличная акустика — пение местного служителя замечательно разносилось по храму. Из основного зала храма мы спустились в крипту Рождества Богородицы, украшенную красочной росписью.


013
Вход в храм св. Анны


014
Внутри храма


015
Крипта Рождества Богородицы


016
Роспись крипты


017
Крипта


018
Дворик при выходе с Вифезды


При саде присели, перекусили, и пошли к Львиным воротам, чтобы разведать дорогу до Елеонской горы.


Львиные ворота

 

Львиные ворота в восточной стене Старого города до сих пор служат входом на одну из самых главных достопримечательностей Иерусалима — от них начинается Виа Долороза — Крестный путь. Что касается фигурок животных, хорошо различимых на фронтоне ворот, то современные археологи установили, что это совсем не львы, а пантеры, которые являлись составной частью герба мамлюкского султана.


Спросили у таксистов насчёт поездки от Львиных ворот до верха Елеонской горы — просят 50 шекелей. Кстати, таксисты не знают такого слова — Елеон, на арабском языке гора называется Джебель аз-Зейтун.


019
Львиные ворота


020
Вид от Львиных ворот


Идём обратно в отель

 

Идя обратно от Львиных ворот, я заметил рядом с Вифездой скромную дверь в православный храм Рождества Богородицы, но уже было поздно, да и сил не было после такого насыщенного дня, решили посетить храм на следующий день.


По пути в отель на улице Яффа зашли в местный супермаркет, купили шоколад и кефир, оба намного вкуснее российских. Самый дешёвый шоколад за 60 руб. как самый дорогой в Москве за 200 руб. Кефир 1,5% очень густой, сладкий и сытный.


Когда шли по улице Яффа, то тут, то там звучали песни и музыка — много уличных музыкантов.


021
Иерусалимские полицейские на конях


022
Остановка «Ха-Давидка»


023
Спресованные и упакованные коробки


024
Израильский кефир легко определить — буквы на упаковке стекают как густая краска.


Даа, этот день мы провели очень плодотворно! Были в Храме Гроба Господня, затем в Храме св. Иоанна Предтечи, посетили все святыни на горе Сион, были на византийской улице Кардо, посетили Вифезду и базилику Св. Анны, посмотрели на Львиные ворота.


Насчёт планов на следующий день сомнений у нас не было — весь день было решено посвятить Елеонской горе. В бОльшей части из-за неудобного графика работы Храма св. Марии Магдалины, которая открыта только по вторникам и четвергам с 10-ти до 12-ти утра.


Единственное сомнение у нас возникло со способом посещения Елеонской горы. Сначала мы хотели приехать на такси на верх горы, и уже спускаясь оттуда посетить все святые места Елеона. Из-за дороговизны такси от этого варианта отказались и решили подняться на гору пешком. Этот вариант впоследствии и оказался лучшим.


15 февраля, четверг, Масленица, Сретение Господне


Идём на Елеонскую гору

 

Встали очень рано, прочли тропарь, кондак и величание празднику Сретения Господня, и поехали сначала в Храм Гроба Господня благословиться на поход. Когда очереди в Кувуклию были очень большие, а нам нужно срочно идти, мы просто прикладывались к стенам Кувуклии, не вставая в очередь, — ведь Господь Иисус Христос был погребён и воскрес на всём этом месте, а не на конкретном каком-то пятачке, и всё это место уже свято.


От Храма Гроба Господня пошли на Виа Долорозу, затем повернули у армянской остановки Крестного пути направо, и далее прямо по указателям до Львиных ворот.


Хоть на карте всё кажется очень далеко друг от друга, на самом деле всё оказалось рядом, в шаговой доступности.


Прочтём описание Масличной горы времён царской России от иеромонаха Арсения: «Вышедши за город чрез ворота Гефсиманские, или ворота св. Марии, как называют их арабы, мы видим пред собою крутой спуск в долину Иосафатову; направо и налево кладбище мусульман.

 

Внизу Гефсимания; за нею возвышается св. гора Елеон; вправо от неё гора Соблазна, на коей поставлены были идолы совратившимся с пути благочестия царём Соломоном, а влево Малая Галилея; там видна дорога в Вифанию, к Мёртвому морю и Иордану.


У самого подножия горы Елеонской, за иссохшим руслом потока Кедрского, под тенью нескольких маслин — остатка Гефсиманского сада, укрывается погребальная пещера Богоматери, а недалеко от неё — место молитвенного подвига Божественного Сына Её.


Рядом с Гефсиманскою погребальной пещерой находится другая пещера, в коей оставались св. Апостолы, когда Господь, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, исшёл на предстоявший Ему подвиг; пещера эта принадлежит теперь латинянам.

 

На половине спуска в глубокую долину указывают место побиения камнями св. первомученика Стефана, означенное небольшим камнем, вросшим в землю (теперь здесь стоит храм — А. М.); а несколько шагов выше и то место, где стоял юноша Савл (Апостол Павел), который стерёг одежды убийц св. Стефана. Предание повествует, что Пресвятая Богородица смотрела на побиение св. Стефана с возвышения по направлению к горе Елеонской.


Против Гефсимании возвышается св. гора Елеонская. Господь часто посещал эти места и любил там уединяться в ночное время для молитвы, о чём свидетельствует св. Евангелист Лука: иде по обычаю в гору Елеонскую; по Нем же идоша ученицы Его (Лук. 22, 39).


Елеон имеет три вершины; из них южная называется горою Соблазна, оттого, что там во время заблуждений Соломона совершались языческие жертвоприношения; северная вершина Елеон носит название Малой Галилеи, оттого, что во времена Спасителя на ней было подворье Галилеян, где они останавливались, приходя на праздники в Иерусалим; третья — восточная и самая высочайшая вершина Елеон — это гора Вознесения.


При восходе на гору Елеонскую показывают беловатый камень, на котором, по преданию, отдыхала иногда Матерь Божия (мы этого камня не видели — А. М.). Живя на Сионе, Она нередко посещала Елеон и любила эту гору, где всё напоминало Ей о Божественном Ея Сыне; отсюда же смотрела Она, как злобные иудеи побивали камнями св. первомученика Стефана и Своею молитвою и присутствием воодушевляла его к терпению.


Несколько выше есть другой камень, на котором, по преданию, стоял св. Апостол Фома, когда Богоматерь, явившись на воздухе, даровала ему св. Свой пояс, и он, упавши на камень, оставил на нём следы, кои видны и доселе (и этот камень мы тоже не видели — А. М.).


Поднявшись немного выше к южной стороне горы, замечаем высеченное в скале отверстие, чрез которое спускаемся в глубокое подземелье, внутри коего довольно обширная пещера, окруженная коридором. Из подземелья этого в разные стороны углубляются малые и низкие коридоры, в коих высечены одинокие гробовые ниши, именуемые гробницами пророков; достигнуть до них можно не иначе, как ползком.


Следуя по тропинке далее на гору, встречаем остатки разорённой цистерны. Место это называется «Отче наш». Паломник XII века игумен Даниил свидетельствует, что тут во время посещения его была церковь, под алтарем которой находилась большая пещера, в которой Спаситель научал Апостолов молитве: «Отче наш» (Теперь здесь католическая церковь Pater Noster — А. М.).


Близ вершины горы Вознесения, с южной стороны, неподалеку от самого темени горы, находится пещера преподобной Пелагии Антиохийской.


Из всех гор, окружающих Иерусалим, гора Елеонская самая высокая; она находится на восток от св. града, против Соломонова храма.


Писатель IV-го века, блаженный Иероним, упоминает, что в древние времена гора Елеонская была наполнена отшельниками, которые селились в её пещерах и расселинах; теперь же на Елеоне совершенное безмолвие.


На средине вершины Вознесения, на том самом месте, с которого вознёсся Господь, воздвигнут был в древности св. царицею Еленою великолепный и обширный храм, развалины которого видны ещё и поныне; судя по ним можно заключить, что храм был круглый, имевший в диаметре около 50 шагов; самый верх купола сведён не был, как о том пишет блаженный Иероним и другие: ибо издревле утвердилось такое мнение, что нельзя никогда свести купола на том месте, где вознёсся на небо Спаситель мира.


Теперь на месте бывшего храма, на самом месте Вознесения, стоит турецкая молельня — осьмиугольное здание из белого мрамора. Среди этой молельни на полу лежит священный камень, с которого Господь вознёсся с пречистою Своею плотию на небо, оставив нам след Божественных стоп Своих.


К стенам, коими обнесено место вознесения Господня, прислонено несколько открытых каменных престолов, на которых христиане разных исповеданий ежегодно в день Вознесения и в Лазарево воскресение, совершают Богослужение во временно-устраиваемых церквах.


Гора Вознесения возвышается над поверхностью моря на 351 сажень и с вершины её открываются восхитительные виды. Иерусалим отсюда представляется так ясно, что можно рассмотреть каждый дом отдельно.


В последние годы на западном склоне св. Елеонской горы воздвигнут великолепный русский храм во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, в древнерусском стиле.


И на самой вершине горы сооружён большой изящный русский храм Вознесения Господня, в строго византийском стиле, с гигантской колокольней около 30 сажен, с которой открывается бесконечный вид от Яффы и Средиземного моря до Мёртвого и Иордана».


А вот что написано о Елеонской горе в путеводителе 2007 года: «По преданию, с Елеона голубь принес Ною оливковую ветвь.


В Священной истории Ветхого Завета гора впервые упоминается при описании бегства царя Давида от его сына Авессалома, поднявшего мятеж. «А Давид пошёл на гору Елеонскую, шёл и плакал: голова у него была покрыта; он шёл босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар., 15:30).


Царь Соломон, поддавшись в преклонном возрасте увещеваниям своих чужестранных жён-язычниц, стал строить «капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар., 11:7). Позднее царь Иосия разрушил устроенные Соломоном капища.


Пророк Иезекииль, по преданию, удостоился лицезреть Бога и летящего над Елеонской горой херувима.


Согласно древней еврейской традиции, грядущий триумф Мессии, Машиаха, начнётся именно на Елеонской горе.


По возвращении из Вавилонского пленения в еврейском народе родилась традиция собирать на горе оливковые ветви в первый праздник Кущей.


Здесь совершался и другой важный религиозный обряд. Иерусалимский Первосвященник сжигал на горе рыжую телицу: только её пеплом можно очистить Иерусалимский Храм от ритуальной нечистоты. Этот обряд описан в Библии.


На склоне Елеонской горы находятся такие важные исторические памятники, как Столп Авессалома, гробница Иосафата, гробница сыновей Хезира, гробница Захарии, еврейское кладбище, известное со времен Первого Храма.


Святую Землю нередко именуют «Пятым Евангелием», и Елеонская гора — одна из её важнейших «глав». Иисус Христос часто беседовал здесь с учениками и уединялся в молитве.


Он проходил через Елеонскую гору на пути из Иерусалима в расположенную на её восточной стороне Вифанию, где жил Его друг Лазарь, которого Он воскресил незадолго до окончания Своего земного служения, и где находился дом Марфы и Марии.


Здесь прозвучало Его пророчество о конце света и Втором Пришествии. «И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?» (Мк, 13:3 и далее).


С Елеонской горы Иисус спустился, чтобы триумфально въехать на осле в Иерусалим. В ночь перед арестом в Гефсиманском саду, на склоне горы, Иисус молился, предвидя свой арест и мучительную смерть на Кресте…


Здесь Иуда Искариот явственно подтвердил свою измену Учителю предательским поцелуем.


Наконец, с вершины Елеонской горы Иисус вознёсся в небеса на сороковой день после Своего Воскресения, благословив учеников, ставших свидетелями этого чудесного события, и обещав послать им Утешителя — Духа Святого.


Одно из преданий также гласит, что вблизи вершины Вознесения Ангел возвестил Пресвятой Богородице, что спустя три дня Она будет призвана из земной юдоли в небесную обитель.


У пророка Захарии мы находим предсказание о том, что Мессия придёт на Масличную гору. «Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдёт к северу, а половина её — к югу». (Зах., 14: 3-4). Поэтому многие христиане считали Масличную гору местом Второго Пришествия.


История христианского храмового строительства на Елеонской горе очень богата. В VI веке, по свидетельству Феодосия, на горе насчитывалось 24 церкви, окружённых кольцом монастырей».


025
Елеонская гора


026
Такие тракторчики часто встречаются на улочках Старого Города.


027
Идём от Львиных ворот к Елеонской горе


028
Уже виднеются Храм Всех Наций и Храм Св. Марии Магдалины


029
Храм св. ап. Иакова. Оказалось, храм рано закрывается, так что его тоже лучше посетить сразу. Мы об этом не знали и пошли дальше.


030
Вид на Храм Всех Наций с Гефсиманским садом


031
План Масличной горы


Вот что снова пишет об Елеонской горе времён царской России иеромонах Арсений: «К востоку от Иерусалима, на левом берегу потока Кедрского, лежит гора Елеонская или Масличная. Подошва горы с этой стороны носит название Гефсимании; в некоторых местах как вверх, по горе, так и по её окраинам, растут масличные деревья.


He густая, но заметная масса таких деревьев, вправо на переходе чрез Кедрон, тянется вверх по откосу горы на юго-восток: это — тот Евангельский вертоград, тот сад Гефсиманский, куда Господь наш Иисус Христос, приходя в Иерусалим на праздник Пасхи, любил уединяться с Своими учениками и для молитвы, и для отдохновения. Сюда пришел Он с ними и в ночь пред Своими страданиями, и здесь скорбел, тужил и молился до кровавого пота.


На месте моления Божественного Искупителя в древности была церковь, а ныне оно ограждено лишь каменною стеною, имеющею вид буквы П. В основании поперечной стены этой постройки лежит большой самородный камень, с жилками красноватого или кровяного цвета, как бы в память совершенного тут подвига, во время коего капли пота Спасителя были, как капли крови.


Близ этого места сохранились 8 древних маслин — остаток вертограда, современного страданиям Спасителя. Небольшой этот вертоград также обнесён каменною стеною, близ которой указывают тот нагорный выступ, на коем спали отягчённые сном свв. Апостолы: Пётр, Иаков и Иоанн во время предсмертного молитвенного подвига Спасителя мира. A далее, где оставались прочие Апостолы, находится пещера, принадлежащая латинянам.


В Гефсиманском саду Иуда предал Господа».


1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20


Перейти на следующую страницу
Перейти на предыдущую страницу
Перейти в Поездки

Опубликована: 13.04.2018
Просмотров 2230


Оценка(4)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.