1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20
Часть 11
Гробница Пресвятой Богородицы
Идём в Гефсиманский сад
Гефсиманский сад и Храм Всех Наций
Гробница Пресвятой Богородицы
Идём в Гробницу Божией Матери. Этот храм открыт ежедневно с 6:00 до 12:00 и с 14:30 до 17:00, вход свободный, можно фотографировать.
Подробное описание Гробницы Пресвятой Богородицы времён царской России оставил иеромонах Арсений: «Сойдя в долину чрез иссохший поток Кедрский, вправо видим тщательно огороженный каменною стеною масличный небольшой сад: там несколько вековых маслин, оставшихся от древнего Гефсиманского вертограда; а налево — сход к погребальной пещере Пресвятой Богородицы, украшенный готическим фронтоном с двойными огивами над дверьми.
Спустясь по 12-ти ступеням каменной лестницы, находимся на довольно обширной площади, пред живописным зданием Гефсиманского храма. С благоговейным трепетом и радостию вступим в самое святилище.
Широкая лестница 48-ю ступенями ведёт вниз, в храм Пресвятой Богородицы, к Её св. гробу, над коим некогда существовала великолепная церковь и монастырь, во имя честного успения Богоматери. Здания эти, начинаясь от Кедрского потока, занимали всё обширное пространство над пещерами греческою и латинскою, до того места, где теперь разведён сад.
При спуске к гробу Пресвятыя Богородицы, чрез 5 ступеней, справа видны заложенные двери, которые вели в помянутую церковь, разорённую турками. Спустясь по 15-ти ступеням к гробу Пресвятыя Богородицы, видим в углублении направо два престола, устроенные над гробницами св. праведных родителей Богородицы Иоакима и Анны, а с левой стороны напротив, в углублении же, престол над гробницею св. праведного Иосифа, обручника Пречистой Девы Марии.
Помолясь пред мощами праведников, сходим в самый низ пещеры. Здесь в восточной части видим дивную картину: по всему своду обширной галереи блистают гирлянды зажжённых лампад, золотых и серебряных, повешенных во все стороны, которые, во мраке подземелья, горят как яркие звёзды на небе во время ночи.
Посреди галереи стоит отдельно каменная пещера в виде небольшой часовни, и сквозь малую дверь исходит из неё яркий свет горящих во множестве лампад: это гробница Приснодевы Богоматери, иссеченная в природной скале, как и гроб Спасителя; а с левой стороны от входа находится алтарь армян.
Гроб Божией Матери покрыт белою мраморною плитою с синими жилками. На нём, как и на гробе Господнем, совершается Божественная литургия; св. гробница служит престолом.
С южной стороны гробовой пещеры отведено особое место для молитвы мусульман, которые чтут Пресвятую Деву, как Матерь великого Пророка; мусульманки даже просят от гроба Богоматери освящённой ваты и елея, употребляя оныя, как врачевство в болезнях детей своих».
А вот что пишет о Гробнице Божией Матери путеводитель 2007 года: «По преданию, Успение Пресвятой Богородицы было в пятнадцатый год по Вознесении Господнем, то есть в 48-м или, по новым астрономическим и историческим данным, несколько отдаляющим Рождество Христово, в 44-м году.
У подножия Елеонской горы, вблизи Львиных ворот, расположена гробница с церковью над нею, которая почитается как место погребения Пресвятой Девы Марии. По Успении, как о том гласит предание, тело Пресвятой Богородицы было также вознесено на небеса, поэтому Её гробница пуста, как и Гробница Господня.
Уже источник, относящийся ко II-III векам, — так называемый Dormito Virginis, — вполне определённо указывает на это место, как на «географическую подоснову» предания: «Ныне поутру приимите тело Владычицы Марии и выйдете за пределы Иерусалима по дороге, ведущей к вершине горы Олив. И вот, пред вами три грота: просторный внешний, за ним ещё один и, наконец, маленькая внутренняя комната с глиняной скамьей на восточной стороне. Пойдите и положите Благословенную на эту скамью…»
Впервые обширные археологические изыскания проводились здесь лишь после 1972 года, когда Греческая Православная и Армянская Апостольская Церкви, в ведении которых находится святыня, решившись провести реставрацию, пригласили известного специалиста, о. Беллармино Багатти, подробно изучить это место, столь богатое в плане как духовной, так и материальной культуры.
Работы о. Багатти показали, что «фундаментом» для многовекового храмового строительства послужил один из древних скальных некрополей, которых в этом районе немало. Точная датировка гробницы не ясна. Как и Гроб Господень, эта гробница под Елеонской горой была некогда выделена в соответствии с преданиями и стала местом поклонения паломников.
Изнутри гробница устроена сходно с Гробом Господним в Кувуклии Храма Воскресения Христова. Здесь находится вырубленная из цельной скалы погребальная «лавица», на которой, по преданию, пребывало тело Пречистой Богородицы до вознесения на небо.
«Лавица» усеяна щербинами, которые оставлены паломниками, поддавшимися искушению унести с собой её частицу. С лицевой стороны ложе закрывал «защитный экран» — мраморная трансенна XII века — с декоративным арочным поясом и тремя большими отверстиями, позволявшими паломникам трогать и целовать боковую сторону святыни».
Спускаемся к Гробнице Девы Марии
Площадь перед Гробницей Девы Марии. Справа от фронтона храма виден проход к Гефсиманскому гроту.
Левая стена площади с резной композицией
Спускаемся в храм по длинной лестнице и идём направо к Кувуклии-Гробнице Девы Марии.
За Кувуклией стоит мраморный киот с чудотворной иконой Иерусалимской Божией Матери. Невероятно впечатляют и древние замшелые своды церкви, сохранившейся со времён крестоносцев.
Придел с Иерусалимской иконой Божией Матери
Киот с Иерусалимской иконой Божией Матери и православный жертвенник слева
Киот с Иерусалимской иконой Пресвятой Богородицы
Иерусалимская икона Божией Матери
Икона Рождества Христова в православном жертвеннике
Нерукотворный Образ Господень на православном жертвеннике
Резная икона Успения Богородицы справа от Кувуклии
Идём в левый придел храма.
Икона Божией Матери в левом приделе
Навершие киота с иконой Божией Матери
Выходим из храма.
Оригинальный сундук у выхода из храма
Из Гробницы Девы Марии идём в расположенный тут же Гефсиманский грот, принадлежащий католикам. Католики считают это место тем самым, где Господь Иисус Христос уединялся для молитвы, и где апостолы перед Иудиным предательством уснули из-за усталости.
Алтарь Гефсиманского грота. Под престолом статуи спящих апостолов.
Поднимаемся с площади Гробницы Девы Марии
Идём в Гефсиманский сад
Из Гробницы Девы Марии идём наверх в Гефсиманский сад и ко Храму Всех Наций, который я про себя называю «Тирамису» из-за его весьма оригинальной крыши.
Этот храм был возведён в 1924 г., строительство финансировалось католическими церквами нескольких стран. Еще в IV в. паломница Эгерия описывала церковь, стоявшую на этом месте, где со времён первых иерусалимских христиан поклонялись камню, у которого Иисус совершал свою последнюю молитву накануне надвигавшегося ареста. Это здесь он просил: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня…».
На протяжении веков много храмов сменили друг друга на этом месте, а сегодня драгоценная реликвия — огромная скальная глыба, выступающая из-под пола алтарной части церкви, находится «под опекой» братьев-францисканцев. Они же хранят и расположенный по соседству «Гефсиманский сад» — несколько очень старых оливковых деревьев с узловатыми стволами.
Вид на Золотые ворота от Гробницы Девы Марии
Поворачиваем к Гефсиманскому саду
Поднимаемся в Гефсиманский сад
Гефсиманский сад и Храм Всех Наций
Гефсиманский сад открыт зимой (октябрь-март) с 8 до 17 часов, летом (апрель-сентябрь) с 8 до 18 часов. Вход свободный, можно фотографировать. Сад огорожен ажурным заборчиком, на деревья можно только посмотреть.
Гефсиманский сад — часть обширного пространства на западном склоне Елеонской горы, именовавшегося в древности Гефсиманией (от еврейского слова «гет шеманим – «маслодавильня») и включавшего в себя оливковые сады (судя по евангельским событиям, неограждённые) с местами обработки маслин. Точные границы Гефсимании учёные определить затрудняются.
Как и территория Храма Воскресения Христова, современная Гефсимания поделена между Церквами — Греческой Православной, Римской Католической, Армянской. Здесь имеется и большой участок, принадлежащий Русской Православной Церкви Заграницей, — монастырь и церковь святой Марии Магдалины, придающая всей Елеонской горе сходство со среднерусским пейзажем.
Гефсиманский сад — это и место отдохновения Иисуса Христа, приходившего сюда из шумного и опасного Иерусалима, и место Его сокровенных бесед с учениками, и место Его уединённых молитв, и, наконец, место Его тяжёлого борения, мольбы к Богу-Отцу пронести чашу страданий мимо Него — мольбы, вслед за которой здесь же, в Гефсиманском саду, последовали предательский поцелуй Иуды и арест.
Камень, на котором, по преданию молился Иисус, находится внутри базилики Агонии, а сам Гефсиманский сад в наши дни символизируют находящиеся подле неё восемь очень древних олив, упоминаемые уже паломниками XV века. Их точный возраст не установлен.
Оливы окружены капитальной оградой, возведённой в 1959 году, и за ними трепетно ухаживают францисканские монахи, официально владеющие этим участком с 1681 года. При входе в сад можно видеть барельеф начала XIX века, изображающий Моление (Агонию) Иисуса, работы венецианского мастера Торетти.
Оливковые деревья Гефсиманского сада
Инсталляция в Гефсиманском саду
Заходим в Храм Всех Наций, или как он ещё называется, Базилику Агонии.
Католическая базилика Моления о чаше построена в Гефсимании, на том месте, где, по преданию, Иисус молился в ночь перед арестом. Это тяжкое внутреннее борение Иисуса было названо на греческом языке словом «агония», то есть борьба.
Конечно, точно указать, где именно Он молился, невозможно, но это весьма вероятное место. Оно расположено близ естественной дороги, ведущей из Храма на вершину Масличной горы.
Первая христианская церковь над Камнем Агонии была возведена, как полагают, при византийском императоре Феодосии I, между 376 и 395 годами. Византийская базилика была разрушена пожаром, случившимся, судя по всему, при персидском нашествии 614 года. Часть оставшейся от неё колонны установлена у входа на русский участок, где находятся монастырь и церковь святой Марии Магдалины. Этим фрагментом колонны, имеющим название «столб Иуды», отмечено место, где, по преданию, Иуда поцеловал Иисуса. Впервые о ней упоминает паломник из Бордо (333 г.).
Далее, вплоть до прихода крестоносцев в 1099 году, история святого места прослеживается с трудом. Известно лишь, что после разрушения церкви паломники, спускавшиеся процессиями с Елеонской горы, останавливались здесь, чтобы прочесть отрывки из Евангелия, пропеть псалмы и помолиться.
Второй церковью стала базилика, построенная в XII веке, при крестоносцах, и посвященная Христу Спасителю.
Первые большие археологические раскопки проводились здесь в 1891-1901 годах. Сначала были обнаружены остатки церкви эпохи крестоносцев, на месте которой Францисканский орден принял решение построить новую церковь. Однако после обнаружения фрагментов более древней, византийской базилики план строительства изменился.
Архитектор Антонио Барлуцци, которому были поручены работы, создал новый проект: план будущей церкви почти точно совпал с планом византийской базилики IV века. Главным архитектурным нововведением стали 12 низких куполов здания, которые, по замыслу архитектора, должны создавать иллюзию ночного времени и вызывать чувство особого благоговения.
Церковь строилась в 1922-24 годах. Средства на её возведение были выделены многими странами, чьи гербы теперь украшают купола изнутри, — Италией, Испанией, Францией, Великобританией, Бельгией, Германией, Канадой, США, Ирландией, Венгрией, Польшей, Аргентиной, Бразилией, Чили, Мексикой. Металлическое ограждение в виде тернового венца вокруг Камня Агонии – дар Австралии. Интернациональный проект дал церкви второе название — Храм Всех Наций.
Боковые стены храма с витражными окнами
Мозаичная картина про предательство Иуды
Выходим из Гефсиманского сада и идём ко храму св. Марии Магдалины.
1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20
Перейти на следующую страницу
Перейти на предыдущую страницу
Перейти в Поездки