Пояс, его значение и обрядовые функции

Автор: Сазонова Татьяна



Пояс — полоса ткани, кожи или шнур различной длины и ширины, предназначенные для опоясывания одежды, и, как правило, скрепляющиеся узлом, пряжкой или пуговицей. 

Название собственно русское. Так в словаре В. Даля читаем: «Пояс — (от поять — обнять) — обвязка, полоса вокруг чего-либо; по-другому опояска, подпояска, кушак». 

Пояс бытует с очень отдалённых времен, о чём есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V веке до н.э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын — Скиф — сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему — родоначальнику скифских царей. 

Образцы скифских поясов встречены археологами в погребениях и зафиксированы в памятниках изобразительного искусства. На всех скифских каменных статуях-памятниках умершим непременно изображен пояс с луком, булавой и кинжалом. В славянских курганах X-XIII веков находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой. 

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька: на поясе и за поясом носили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялось кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков и лакомство для детей, поэтому со временем такой карман был назван «лакомка». Наконец, поясом подпоясывались просто для удержания тепла. 

Таким образом, у пояса очень давняя и богатая история. Для некоторых видов женской одежды (например, сарафана) практической надобности в поясе не было. Но в таком случае его надевали под сарафан на рубаху, и даже на голое тело. Объясняется это тем, что пояс в народных верованиях — символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как и нитка, пряжа, волокно, верёвка). Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употреблялся в качестве оберега, магического объекта, способствующего благополучию и удаче того, кто его носит.



«Без пояса ходить грех», — говорилось в народе. По русским поверьям, ходить без пояса было также «грешно», как и без креста. В русском фольклоре без креста, без пояса появляются отрицательные герои. Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе. Слово «распоясаться» ведёт свое происхождение оттуда, из глубины столетий. Оно означает вести себя неправильно. Каждый уважающий себя русский человек не позволял себе ходить распоясанным даже в избе. 

Считалось, что подпоясанного человека и бес боится, его не тронет ни домовой, ни леший. В быту русских крестьян пояс и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорождённого во время крещения. Родившийся человек получал своего рода талисман, который сопровождал его всю жизнь. 

Существовало множество обрядов, связанных с поясом. 
С помощью пояса устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространствами, старым и новым домом. Так при переходе в новый дом хозяин входил первым и втягивал за пояс всех членов семьи. Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала пояс на печь. 
При первом выгоне скота в поле было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. В Вашкинском районе при первом выгоне скота на пастбище через пояс-верёвку прогоняли коров. Накануне первого выгона скота хозяйка плела из 3-х льняных ниток пояс, нашёптывая: «Как этот плетешок плетётся, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся ни в тёмных лесах, ни в зелёных лугах, ни в чистых полях». 



У нас на Европейском Севере девушки часто использовали пояс в гаданиях. Загадывая на жениха, вешали новый шерстяной пояс на «божницу» и говорили: «Пояс-пояс, покажи мне суженого поезд». Или к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их сбудется. 

Вера в магическое значение пояса имела место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Свадебные пояса первоначально были красные, как обладающие магической силой, но потом стали орнаментированными. Пояса служили также маркировкой свадебных чинов (повязывали через плечо) и всей свадьбы (прикреплялся к дуге свадебной повозки). Известны и такие свадебные ритуалы: связывали поясом жениха и невесту, узел с приданым невесты. 

Пояс обязательно клали в гроб, не подпоясанным человека на тот свет не отправляли. А иногда надевали даже несколько поясов на все случаи его загробной жизни. 

Пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мёртвых. Его вывешивали за окно, полагая, что по нему приходят в дом души предков. 

Пояс употреблялся в заговорах от болезней. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Люди верили, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.
 
На Руси пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение. 

Пояса в нашем крае, как и на Руси, были местного производства и привозные (иранские, персидские). Самыми распространёнными были пояса из льняной и шерстяной пряжи. 

Нить шерстяную и льняную пряла каждая женщина, девочка: из них и изготовлялись пояса. Довольно рано стали изготовлять пояса для продажи. На Европейском Севере центром кушачьего промысла стал город Красноборск, где в год производилось до 6000 штук различных поясов. Ткали пояса на продажу и в монастырях.


 
Известно 10 домашних способов изготовления поясов, распространённых в Вологодском крае: 

1) на «кружках» или «дощечках»; 
2) на бердышке (сволочек); 
3) на «игле» или «в бутылку»; 
4) плетение (полутканье); 
5) дёргание (на пальцах); 
6) шнурок (на катушках); 
7) витые; 
8) сетка; 
9) вязаные (крючком, спицами); 
10) обвязанные крючком. 

В большинстве районов области можно встретить пояса, выполненные самыми разными способами. Так, «браные» пояса, богато и разнообразно орнаментированные, бытовали в Бабушкинском, Нюксенском, Тотемском районах. Много их встречается и в остальных восточных районах области: Великоустюгском, Кичменгско-Городецком, Никольском районах. Характерный для Тарногского района плетёный пояс в жёлто-коричневых и зелёных тонах так и называется «тарногский». 

Выполненные в той же технике, но в другой цветовой гамме пояса видим в Великоустюгском и Никольском районах. 
В Кичменгко-Городецком и Никольском районах всё же более распространены были пояса на бердышке. В Кичменгско-Городецком — продольные, а в Никольском и поперечные (уточные). 

Поперечные яркие, радужные полосы отличают широкие пояса Великоустюгского и Никольского районов. 

А вот в западных районах — Устюженском, Шекснинском, Череповецком — жили мастерицы, славившиеся изготовлением широких цветных поясов с закладным ткачеством в виде ступенек и букв. 

Древняя техника узорного тканья — на дощечках — применялась, как отмечается в литературе, рукодельницами Европы и Азии ещё в XI-XII веках. Интересно, что при археологических раскопках в районе Ленивой площадки в Вологде были обнаружены остатки поясов. Среди них и выполненные «на дощечках». Этот способ тканья был распространён повсеместно, а больше всего сохранилось поясков, выполненных в этой технике, в центральных районах области: Грязовецком, Сокольском, Вологодском, Усть-Кубинском.


 
Пояса «со словесами» ткались больше в XIX-XX веках — со словами молитвы, со словами-посвящениями на дарственных поясах. На выполненных по заказу — с указанием, кому принадлежит пояс, или с именем мастерицы. Нередко неграмотная ткачиха на поясе набирала буквы безо всякого смысла и даже в перевёрнутом виде, а позднее — словосочетания из газет. И сейчас в Никольске одна бабушка ткёт пояса со словами молитв, и заказов у неё много. 

У финно-угорских народов оберегающим поясом был кусок мелкоячеистой рыболовной сети. Такие пояса, но яркие, разноцветные сохранились в Никольском, Кичменгско-Городецком, Бабушкинском, Нюксенском районах. 

Более поздние пояса — это вязаные на спицах (Никольский, Бабушкинский районы) и крючком из разноцветных нитей. 
Сохранились цветные, яркие пояса, составленные из обвязанных крючком шнуров в Нюксенском, Сокольском, Устюженском районах. 

Все тканые пояса можно поделить на два вида: широкие и узкие. Их называют по-разному: первые — кушаком или опояской; вторые — пояском, покромкой. 



Кушак — принадлежность верхней мужской одежды. Его ткали шириной от 4 до 15 сантиметров, длиной равной двум обхватам талии с запасом на низко спускающиеся концы. 

Пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины — поверх рубашки, а женщины — по сарафану. Ширина поясков колебалась от 1 до 5 сантиметров. Женскому пояску полагалось быть шире и длиннее. 

Сугубо мужскими считались пояса кручёные (на игле) и сетчатые. Детские пояски были небольшими, узкими, выполненными в самой простой технике. Поясов в каждой семье ткалось много: для повседневного ношения и праздничных. 

Праздничные пояса ткались длинными, шерстяными, из нитей, окрашенных в яркие цвета. Повседневные пояса были попроще; из льняных нитей, без кистей. Ритуальные пояса были в основном с узорами, вытканными красной нитью. Ромбы, круги, кресты, свастики, «гуськи» имели значение амулетов. Им приписывались магические свойства. Еще в середине XIX века сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина объясняла значение каждого узора. 
Позднее прямое магическое значение знаков забылось, но традиция ещё охраняла знаки от искажений как «полезные», «хорошие». «Так полагалось», «Так издавна ткали» — так обычно объясняют знаки бабушки-ткачихи. 



Кисти считались «душой» пояса, его украшением. Чем уже и скромнее был сам пояс, тем богаче, ярче делались кисти. Для создания кистей использовали бисер, бусинки, конский волос. Их делали в несколько ярусов, многослойными в виде гроздьев из множества мелких помпонов. 

Прослеживаются разные варианты способов завязывания поясов. Так в Великоустюгском и некоторых других восточных районах области пояс завязывали спереди назад, в других районах — чаще на левом боку. Застёгивались пояса и на пуговицы. 

Раньше пояса умела ткать каждая женщина. К примеру, перед свадьбой невеста одаривала ими всю родню, свою и женихову. Поэтому девушка начинала готовить себе приданое уже с 11-12 лет. А учились ткать пояса девочки ещё раньше, уже в 6-7 лет. Чтобы выткать пояс в 150 ниток шириною, надо было научиться считать до ста пятидесяти. Кроме того, нужно было научиться выполнять арифметические действия, а чтобы узор получился правильным, требовалось усвоить законы симметрии. Вот и училась девочка не за школьной партой, а за ткацким станком. И, конечно же, каждая девушка стремилась выткать самый красивый пояс, какого ещё не было у подруг. 

Сейчас почти никто уже не ткёт пояса. Но в школе традиционной народной культуры города Вологды мы освоили почти все способы ткачества поясов, известные в нашем крае. Древняя традиция жива... 

Сазонова Татьяна 
Школа традиционной народной культуры, 8 класс, г. Вологда. Научный руководитель - Черемушкина Ирина Алексеевна, педагог дополнительного образования. 
Диплом II степени, 1998 год 



И напоследок — интересная передача про ткачество поясов:





Опубликована: 27.10.2013
Просмотров 7715


Оценка(12)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.